История развития башкирской письменности.
Из византийских письменных источников нам известно, что тюркский народ, как организованный в государственную форму, исторически известен за 200 лет до Р.Х. В то время населенным центром этого народа были окрестности озера Байкал, но его кочевые элементы доходили до великой китайской стены и до Черного моря. Исторические данные об этом периоде сохранились в китайских летописях. Из летописей известно, что тюрки уже в те древние времена имели свое государство, свою культуру и письменность.
Введение.
История письменности, являясь частью истории человеческой культуры, играет важную роль в общей системе развития цивилизации человечества. Письмо носит не только функции накопления, хранения и передачи знаний, оно способно преодолеть пространство и время. Благодаря письму мысли, идея, знания, вся духовная, умственная жизнь человека не умирает вместе с ним, а делается достоянием последующих поколений. Записанное слово объединяет настоящее и будущее.
Поэтому степень развития любого народа тесно связано с уровнем развития его письма. Башкиры, как и многие тюркские народы, до принятия ислама пользовались рунической письменностью. Башкирские родоплеменные тамги имели сходство с древними рунами.
Наиболее древним материалом для письма у башкир, как и у многих народов, служил камень. Для этого не только использовали каменные плиты, куски камня, нередко высекали надписи прямо на скалах. Сначала мастер углем или серой наносил на камень изображение букв, а затем с помощью резца и молотка по рисунку высекал линии букв о том, что материалом для письма у башкир служил камень, свидетельствуют не только надгробные, межевые, договорные камни, но и строки народных песен.
Если бы вернулся живым и здоровым на мой Урал, написал бы историю по его камням.
С принятием ислама башкиры стали пользоваться арабской графикой. Арабским алфавитом башкиры пользовались до 1929 г. Арабскими буквами писались стихи и поэмы, воззвания батыров, родословные, письма заступников народа из ссылок, надписи на надгробных памятниках и т.д. безусловно материалом для большинства арабографических памятников Башкортостана служила уже бумага. В то же время нередко использвались камни, шкура медведя, металлические предметы и т.д.
1.История развития башкирской письменности.
В 552 году предки современных тюркоязычных народов- башкир, казахов, киргизов, узбеков, алтайцев, хакас и др.- на территории реки Орхон (Монголия) и озера Байкал создали свое государство- Тюркский каганат. В годы своего процветания и могущества в начале VIII века границы Тюркского каганата на западе доходили до Черного моря. В этом государстве появилась и древняя письменность - так называемое руническое письмо. В науке рунами назывались вырезавшиеся на дереве, камне буквы алфавита.
Башкиры, как и многие тюркские народы, до принятия ислама пользовались рунической письменностью. Древние руны напоминали башкирские родоплеменные тамги. Материалом для письма у башкир в древности служил камень, иногда береста.
С принятием ислама начали пользоваться арабским письмом. Буквами арабского алфавита писались стихи и поэмы, воззвания батыров, родословные, письма, надгробные памятники.
С 1927 года башкиры переходят к латинской, а в 1940 году — к русской графике.
Современный алфавит башкирского языка состоит из 42 букв. Кроме 33 общих с русским языком букв, приняты еще 9 букв для обозначения специфических звуков башкирского языка.
Первые школы в Башкирии возникают во второй половине XVI века. Они копировали традиционную религиозную школу ислама — медресе (от арабского «Мадраса» — «место, где учат»).
В медресе основное внимание уделялось религиозно-нравственному воспитанию детей. Учащиеся получали также некоторые знания по математике, астрономии, классической арабской литературе.
С конца XVIII века сеть мектебов (начальных школ) и медресе в Башкирии быстро расширяется. А в первой половине XIX века Башкирия превращается в один из центров образования на российском востоке. Особо знаменитыми были медресе в деревне Стерлибаш (Стерлитамакский уезд), Сеитовом посаде (Оренбургский уезд), Троицке (Троицкий уезд).
Медресе основывали богатые предприниматели, которые прекрасно понимали, как важно образование для народа. В 1889 году было открыто медресе “Хусаиния”, которое содержалось на средства братьев Хусаиновых. Другие известные уфимские медресе: “Гумания” (1887т., ныне здание школы № 14), “Гали” (1906 г.).
Памятники рунического письма тюрков впервые были обнаружены в верховьях реки Енисей в 1696-1722 годах С. Ремизовым и Ф. Страленбергом, позже - на реке Орхон (Монголия) и других местах Н. Ядринцевым. По местности обнаружения эти памятники назвали Орхоно- Енисейскими.
Ученые около 200 лет не могли раскрыть тайну неизвестного им рунического письма. Лишь в 1893 году датский ученый-тюрколог В. Томсен и русский ученый- тюрколог
В. Радлов одновременно и независимо друг от друга смогли расшифровать, т. е прочесть эту загадочную письменность .
Башкирскую руническую письменность делят на 4 периода:
1-й-древний (III-I в. до н.э и I-V в. н.э.).
2-й- орхоно-енисейский (VI-IX в.).
3-й -кипчакский (IX-XIII в.).
4-й-исламский (XIII-XIXв).
2. Орхоно-Енисейская письменность.
Башкиры относятся к числу народов, имевших письменность с VIII века нашей эры. В центральной Азии в 552 году образовалось государство Тюркский каганат (царство), который просуществовал до 755 года. В состав каганата вошли все современные тюркскоязычные народы, в том числе и башкирские племена: табын, катай, тангаур, канлы и т.д. в Тюркском каганате пользовались как называемым руническим письмом.
В 552 году предки современных тюркоязычных народов – башкир, чувашей, казахов, киргизов, узбеков, алтайцев, хакасов и других на территории реки Орхон (Монголия) и озера Байкал создали свое государство – Тюркский каганат (царство), которое в 745 году было разгромлено уйгурами. В годы своего процветания и могущества в начале VIII века границы Тюркского каганата на западе доходили до Черного моря.
В этом государстве появилась и древняя письменность тюрков – так называемое руническое письмо. В науке рунами назывались вырезанные на поверхности дерева и камня буквы алфавита, которыми в далеком прошлом пользовались предки современных скандинавских (шведов, норвежцев) и германских народов. Поскольку тюркские памятники, как и скандинавские, были выдолблены на каменных плитах, скалах, предметах утвари, их тоже назвали рунами.
Памятники рунического письма тюрков впервые были обнаружены в верховьях реки Енисей в 1696-1722 годах С. Ремезовым и Ф. Страленбергом, позже – на реке Орхон (Монголия) и в других местах Н. Ядринцевым.
Ученые около 200 лет не могли раскрыть тайну неизвестного им письма. Лишь в 1893 году датский ученый-тюрколог В. Томсен и русский ученый-тюрколог В. Радлов одновременно и независимо друг от друга смогли расшифровать и прочесть эту загадочную письменность, которая оказалась письменностью древних тюрков эпохи Тюркского каганата.
Руническое письмо тюрков, которым были написаны так называемые Орхоно-енисейские памятники, состоит из 36 букв, из которых четыре буквы (а, ы, о, у) обозначали восемь гласных звуков современного башкирского языка (а, ə, ы, и, у, γ, о, ө). Некоторые буквы выражали слитные звуки (лт, нт, нг). Известны несколько групп, или разновидностей, тюркского рунического письма (енисейская, монгольская, алтайская), которыми пользовались разные племенные союзы (хазары, уйгуры, печенеги и т.д.).
Надпись на памятнике Кюль-тегина
Орхоно-енисейские памятники представляют собой поэмы в честь каганов (царей) и полководцев Тюркского каганата. Они сохранились на каменных плитах – стелах. Самый крупный из них – это поэма-некролог в честь полководца Кюль-тегина (685-731). О нем сохранились два памятника, или две поэмы, которые называются «Малая надпись в честь Кюль-тегина». В последнем из них рассказывается о героическом прошлом тюрков, об их военных походах, о том, как они подчинили себе китайцев. В поэме победа тюрков объясняется мудростью, смелостью каганов-царей и верностью им простого народа. «Они были мудрыми каганами, они были смелыми каганами», – говорится в поэме.
Далее рассказывается о покорении тюрков Китаем. Причину этого поэма объясняет тем, что народ и каганы забыли заветы предков, что на царство сели плохие каганы, что «младшие братья подобно старшим не поступали». Вот еще строки, объясняющие поражение тюрков: «Младшие братья не признавали своих старших братьев, сыновья не признавали своих отцов». Иными словами, поражение объясняется отсутствием единства и порядка в стране.
В поэме в героическом тоне рассказывается о военных походах с участием Кюль-тегина, при котором тюрки снова победили Китай и обрели самостоятельность. Повествуя об этом, поэма непременно сообщает о его возрасте, о времени битвы, о коне, на которого он садился, об исходе битвы, описывает поведение Кюль-тегина. И, таким способом, создает идеальный образ полководца.
Орхоно-енисейские памятники имеют самое прямое отношение к истории и культуре башкирского народа. Известно, что башкирские племена табын, катай, тангаур, канлы были в составе Тюркского каганата Тумен-каган (другое имя по китайским источникам – Бумын-каган) по данным башкирских шежере считается родоначальником башкир племени табын, которое в настоящее время проживает на территории Гафурийского, Архангельского, Аургазинского районов. Крупные башкирские писатели и ученые (Мажит Гафури, Даут Юлтый, Джалиль Киекбаев, Анур Вахитов и другие) по своей родословной – башкиры тыбынцы.
Камень в честь Кюль-тегина.
3.Алфавит Орхоно-Енисесейский рунической письменности.
Башкиры - канлинцы в настоящее время живут в западных районах нашей республики (Буздякский, Чекмагушевский, Кушнаренковский, Бирский районы). Вхождением многих башкирских племен в состав Тюркского каганата объясняется и то, что древние башкиры были не только знакомы, но и пользовались руническим письмом. В конце 70-х годов, например, в Чекмагушевском районе был обнаружен надгробный камень с высеченными на нем руническими буквами. Ученые также установили, что из 38 букв-знаков рунического алфавита 17 распространены среди башкир как тамги, которые ставились на родовое или семейное имущество (утварь, пчелиные борти, деревья, скот, седла и т.д.).
Отсюда можно сделать вывод о том, что башкиры, как и другие тюркские народы, пользовались письменностью еще в далеком прошлом, в VI–X веках, до принятия арабского письма.
4. Письменность Башкир на Арабском языке.
922 год считается годом принятия башкирами и булгарами (предками казанских татар) ислама. В этом году в Булгарское царство прибывает Ахмед ибн-Фадлан, а он был секретарем посольства Багдадского халифа (царя), для пропаганды и распространения мусульманской религии. На своем долгом пути он посетил и земли башкир. «Через много дней пути, – писал он, – нам пришлось переправиться через реку Яик, потом реку Иргиз, Самар, Кинель, Сок, после этого реку Кондурча. Переправившись через эти реки, мы попали в страну башкир».
Одновременно с принятием религии башкиры начали пользоваться арабским письмом, первые образцы которого на надгробных каменных плитах Аравии относятся к I–IV векам нашей эры. А язык священной книги мусульман Коран, составленной в 650–656 годах, является классическим образцом арабской письменности.
Ислам распространялся по Башкирии медленно, но уже при Узбек-хане в 1313–1342 гг. становится государственной религией Золотой орды, в состав которой входили и башкиры, и татары, уже широко пользовшиеся арабской письменностью. Об этом говорят надгробные камни на арабской графике, сохранившиеся до наших дней. Самым древним из них считается надгробный камень на кладбище аула Мавлит Кушнаренковского района, относящийся к 1342–1343 годам. К этому периоду ученые относят и кэшэнэ (мавзолей) Хусейнбека (год смерти – 1341), находящийся в Чишминском районе. Хусейнбек занимался распространением ислама в Башкортостане.
Арабское письмо очень своеобразно. Оно пишется и читается справа налево, поэтому и книга начинается как бы с конца.
Арабский алфавит состоит из 28 букв, из них только три буквы «| – а», «Չ – у», «ڸ – й» являются гласными, поэтому каждая из них обозначает множество звуков. Например, арабская буква «Չ – у» на башкирском языке читается как звуки «у», «γ», «о», «ө», буква «| – а» – как звуки «а», «ə».
В арабском алфавите имеются некоторые согласные буквы (например «с», «т», «х») для обозначения твердых или мягких звуков. Буква س «с» является мягким согласным и сочетается лишь мягкими гласными («ə», «и»), например: сəлəм (привет), сəгəт (часы), сибəр (красавица). В то же время твёрдый «с» ی сочетается только с твёрдыми гласными «а», «о», «у», «ы», например: Салауат, Самат, сана (сани).
В арабском письме каждая буква пишется по-разному в начале, середине и в конце слова. Например, буква «б» в такой последовательности имеет следующие формы , а буква «м» пишется так . И совсем нет заглавных букв.
Часто при написании некоторых слов пишутся только согласные буквы, в таких случаях эти слова читаются исходя из содержания текста по смыслу. Поэтому над или под согласными буквами часто ставятся отдельные знаки, которые определяют произношение согласной буквы. Например, слово из трех согласных букв «с», «л», «м» в зависимости от знаков, а если их нет, то по содержанию текста, можно читать как сəлəм (привет) и как Сəлим (имя). А слово из двух букв «й», «р» по смыслу текста можно читать как ер (земля), ир (мужчина), йыр (песня) и т. д. Все вышеперечисленные особенности написания и произношения затрудняют изучение этого языка.
5. Арабский алфавит.
На основе арабского алфавита тюркоязычные народы, в том числе предки башкир создали свой письменно - литературный язык, который в народе называется төрки – тюрки. Тюрки – это не национальный язык кого-либо, а письменность, которой пользовались почти все современные тюркоязычные народы – башкиры, татары, казахи, узбеки, киргизы и т.д.
Башкиры пользовались ею, начиная примерно с XII века. На этой письменности создана очень богатая башкирская литература. Классическими образцами ее являются поэма древне-башкирского поэта Кул Гали (примерно 1183–1236) «Кисса-и Йусуф» (1233); многочисленные башкирские шежере; сказание «Чингизнаме»; письмо Батырши императрице Елизавете Петровне; воззвания и приказы Салавата Юлаева; произведения поэтов XIX века А. Каргалы, Т. Ялсыгулова, Х. Салихова, Г. Сокроя и др.
На основе арабского алфавита в 1924 году была создана письменность на национальном башкирском языке, которая просуществовала по 1929 год. В эти годы на башкирском языке арабскими буквами печатались учебники, газеты, журналы, художественная литература.
С 1929 по 1940 год башкирская письменность существовала на основе латинской графики, а с 1941 года башкиры пользуются кириллицей, т.е. современным русским алфавитом. Башкирский алфавит насчитывает 42 буквы 33 русских и 9 специфических. За эти 60 лет развития созданы системы преподавания, десятки учебников, диссертаций и т.п.
Заключение.
Башкиры относятся к числу народов, имевших письменность с VIII века нашей эры. В центральной Азии в 552 году образовалось государство Тюркский каганат (царство), который просуществовал до 755 года. В состав каганата вошли все современные тюркскоязычные народы, в том числе и башкирские племена: табын, катай, тангаур, канлы и т.д. в Тюркском каганате пользовались как называемым руническим письмом.
Каменные плиты, обломки гончарных изделий с руническими знаками сохранились на территории современного Башкортостана.
После принятия ислама, которое началось 922 году и продолжалось в течении нескольких столетий, башкиры начали пользоваться арабской письменностью. На этой письменности образовался так называемый старотюрский письменно-литературный язык. Старотюрский язык – это искусственно созданный язык. Он не является национальным языком какого – либо народа.
На письменном языке тюрков написаны башкирские шежере (родословные), крупные литературно – исторические памятники: «Чингизнаме», «Письмо Батырши царице Елизавете Петровне», приказы Салавата Юлаева и т.д.
На основе старотюрского языка, в конце XIX начале XX века образовался татарский письменно-литературный язык основанный на арабской графике.
На тюрском литературном языке написаны стихи Акмуллы, произведения писателей и поэтов начала 20 века – М.Гафури, Д. Юлтыя, Ш. Бабича и др. на татарском языке издавались книги, газеты и журналы, ставились спектакли в театрах, шло обучение в медресе и школах. Это в многом способствовало ассимиляции языка западных башкир.
Начиная с середины 19 века предпринимались попытки создания письменности на башкирском национальном языке. В 1859г. Мирсалих Бикчурин на южном диалекте башкирского языка на арабкой графике опубликовал «Сказку царя - богатыря». Позже были созданы и первые буквари на башкирском языке на основе русской графике кириллицы Катаринского В.В. «Букварь для башкир» (1892), Бессонова А.Г. «Букварь для башкир» (1907).
Письменность на национальном языке башкир на основе арабской графики была создана лишь в 1924 году. Так, первый номер газеты «Башкортостан»,ранее издавшейся на татарском языке, на башкирском языке вышел в августе 1924 года.
Письменность на башкирском языке в 1924 – 1929 годах была на арабской, в 1929 – 1940 годах – на латинской графике, с 1940 года башкиры пользуются русской графикой.
Список использованной литературы.
1. Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Под общ. ред. Р. М. Юсупова. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002.
2. Богуславский В. А. Славянская энциклопедия. XVII век / В. А. Богуславский. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
3. Галигузов И. Ф. Народы Южного Урала: история и культура / И. Ф. Галигузов. - Магнитогорск, 2000.
4. Еникеев З. И. История государства и права Башкортостана: / З. И. Еникеев, А. З. Еникеев. - Уфа: Китап, 2007.
5. Марушин В. А. Башкирия / В. А. Марушин. – Уфа: 1985.
6. Шувалов Е. Л. Башкирия: / Е. Л. Шувалов, М. Н. Степанов - М.: Дело, 2006.
7. Этнология: Происхождение башкир / - Уфа: Китап, 1995.
Интернет-источники:
1. «Башкортостан» http://bashkort.land.ru/textbook/index.html
2. «Культура Башкортостана» http://festival.1september.ru/articles/212947/
#БашкирскаяПисменность