Комментарии
- 9 окт 2017 18:24Ольга Шабалкина"Не спеши в Нудовши - в Сандырях ночуешь" - эта поговорка тоже связана с походом паломников в Радовицкий монастырь?
- 9 окт 2017 19:06Старый альбом" Не спеши в Лепеши - в Сандырях заночуешь ".
- 10 окт 2017 08:41Валерий ГорбуновТакой вариант поговорки ("Не спеши в Нудовши - в Сандырях ночуешь" ), тоже, вроде бы имел место, хотя и был менее распространён. Сандыри - это пригород Коломны, где, в том числе, располагались и постоялые дворы. Паломники идущие в Радовицкий монастырь со стороны Москвы, по идее должны были проходить через Коломну (хотя были варианты маршрута и через Егорьевск). Заночевать в более цивилизованных условиях, было наверно удобнее, чем идти на ночь глядя в Нудовши, тем более, что места эти пользовались дурной славой. Ходили легенды о том, что на постоялом дворе в Нудовшах душат постояльцев, и от слова душить производили название Нудовши или Нудыши. Так же имелось объяснение названия от слова "вши", якобы на постоялом дворе была жуткая антисанитария и всё кишело этими насекомыми. На самом деле, все эти легенды не более чем так называемая народная этимология, попытки объяснить непонятное старое название подбором созвучий. Название деревни происходило от речки Нудовши, на которой она и расположена. Cамо по себе название реки, скорее всего дославянское, и происходит из языков балтийских народов, населявших когда-то эту территорию. Такое объяснение происхождения названия, в частности, даёт Б.Б. Вагнер в своем "Топонимическом словаре. В атласе Менде эта речка названа Вершовкой, на более современных картах её называют Чёрной, но название "Нудовша" всё же зафиксировано в некоторых документах, например в "Смете доходов и расходов по лесному департаменту на 1888 год".
- 10 окт 2017 08:50Валерий ГорбуновКстати, Нудовши не всегда были деревней, в течение некоторого времени имели статус села, т.к. там существовала церковь. Такие сведения приводятся в книге "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указателями. Т. 1", изданной в 1884 году.
- 10 окт 2017 08:53Старый альбомА Лепеши - это Непецино ( по некоторым данным ) .
- Елена Шитова-БажановаКомментарий удалён.
- 10 окт 2017 22:27Олег ШитовВ середине нулевых мы делали крышу на ул Огородной у Девисиловых и нашли на чердаке фотографии хутора Студенец начала 30х годов. По рассказам хозяев они жили там ,но вконце 30х годов случился сильный пожар и хутор полностью выгорел . Оставшиеся жители переселились в Белоомут. К сожалению фото выбросили вместе с мусором.
- 11 окт 2017 08:04Валерий ГорбуновВ своё время пытался найти сведения об этом пожаре в электронных архивах, но ничего обнаружить не удалось. Возможно, надо просматривать хотя бы подшивки районной газеты за 30-ые годы, но на это не хватит никакого времени. По дореволюционным данным, на Студенце, или как указывается в сборнике статистических данных по Рязанской губернии на 1915г., Студенецких Выселках, было три хозяйства, в одном из которых занимались портняжничеством, в другом делали телеги. Студенец подчинялся Верхне-Белоомутскому волостному правлению. Нижне-Белоомутскому волостному правлению подчинялись Слемские Борки.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
История Белоомутского края
:Валерий Горбунов
Как Есенин ходил в Радовицкий монастырь?
В автобиографии Сергея Есенина, написаной в 1924 году, есть
такие строки:
"Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было
три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: "Иди, иди, ягодка, бог счастье даст". .... "
От Константинова до Радовиц по прямой примерно 25 километров, но как известно, дороги редко идут прямо, тем более в лесу. Поэтому, нет оснований не верить,что фактически путь, проделанный юным Есениным был более сорока километров.
Так как же ходили в Радовицкий (Радовецкий) монастырь в старину? Один из основных маршрутов пролегал через Белоомут, о чём можно прочитать, к примеру в Книге В.В. Селиванова «Год русского
земледельца» (изданной в 1856-1857годах):
" Дойдя до Перевицка, богомольцы молятся на высокие церкви села Белоомута, лежащего за Окою, верстах в пяти от Перевицка. Переправясь через реку на пароме, они идут лугами до Белоомута. В селе Белоомуте четыре церкви, из которых две кладбищенские. В главных двух церквах служба круглый год отправляется ежедневно, и нельзя не обратить внимания на прекрасный обычай: все обитатели свыше шестидесяти лет должны непременно посещать ежедневно все божественные службы. Из Белоомута до монастыря двадцать пять или двадцать семь верст, и дорога идет бором.
Однообразие этого перехода нарушается в двух местах двумя или тремя двориками, при которых выстроены деревянный часовни с резными копиями образа Николая чудотворца Радовецкаго и другими образами. Тут богомольцы отдыхают, пьют из колодца воду, или квасу на грош, а у кого есть деньги,—едят продаваемое тут мясо, печенку, пироги, калачи, яблоки, огурцы, репу и проч. При часовнях живут старички, которые посвятили свою жизнь на денежный сбор в пользу Белоомутских и Ловецких церквей, и которые, при проезде и проходе каждого, звонят в колокольчик, напоминая тем о молитве и пожертвовании. Пройдя или проехав далее, богомольцы достигают чистенькой деревеньки Нудушей, выселка из Ловец, окруженной отвсюду лесом и болотами; здесь также отдыхают многие богомольцы, а там, пройдя еще немного, начинается граница Егорьевского уезда.
Ну а каким же путём ходил в детстве в Радовицкий монастырь
Сергей Есенин? К сожалению, таких воспоминаний он не оставил. Но есть воспоминания односельчанки поэта, записанные журналистом А.Д. Панфиловым в 60-ых годах ХХ-го века. Отрывки этих записей можно найти в книге «Есенин и мировая культура: материалы Международной научной конференции, посвященной 112-летию со дня рождения С.А. Есенина»:
маршрут, но скорее всего, идущие со стороны Селец попадали именно на ту самую старую Радовицкую дорогу не могли не миновать постоялые дворы. Правда, Нищевка в начале ХХ-го века уже нигде не упоминается, возможно этот населённый пункт уже прекратил к тому времени своё существование. А вот об Студенцах или Студенце, неподалёку от одноименного озера, упоминания встречаются. По официальным сведениям, крестьянских хозяйств там было всего три. Но если обратиться крассказу А.В. Перегудова «Сосны», то там можно прочитать такие слова:
«…Впервые я понял почувствовал красоту сосен, когда погожим
летом 1915 г. Жил в Студенце Рязанской губернии (ныне Московской области)…. В Студенце по одну сторону дороги стоял заброшенный дом, в котором были кухонный и обеденный стол, несколько табуретов и деревянных самодельных кроватей. Летом сюда как на дачу из Рязани приезжал мой дядя.
Через дорогу стояли четыре старые избы, в которых вместе с детьми жило человек пятнадцать…»
То есть домов в Студенце всего было пять.
Теперь вернёмся к Есенину. У него есть довольно известное
стихотворение:
«Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?»
1914 год.
Уж не на основе своих детских воспоминаний написал он эти строки? Лес, монастырь, пять изб. Если в 1924 году он помнил о своём путешествии в Радовицы, то и раньше, наверное, мог использовать свои детские впечатления при написании этого стихотворения. Тем более, что по словам самого Есенина, все его произведения очень автобиографичны.