БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим. Всевышний Аллах сказал: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (69:17). Тафсир Багави: ...«и понесут над собой Трон твоего Господа» — т.е несущие ангелы, поне- сут над своими головами. ﴾ يومئذٍ ﴿«в тот День» — в День воскресения. ثمانيةٌ ﴾ ﴿ «восьмером» — т.е восемь ангелов. Как пришло в хадисе: «Сегодня их четверо, а когда настанет День воскресения, то Аллах подкрепит их еще четырьмя другими, и их станет восемь. Они в образе диких козлов, а расстояние от их ко- пыт до коленей как расстояние от одного неба до (другого) неба» . В другом хадисе пришло: «У каждого из этих ангелов лицо челове- ка, лицо льва, лицо быка и орла» (Ибн Хаджар сказал в «Маталибуль-Алийя», что цепочка хадиса слабая). Передается от Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба, как он сказал: «Однаж- ды мы сидели возле пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в долине. Вот проплыло облако и пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) спросил: «Знаете ли вы что это?» Мы ответили: «Об- лако!» Он сказал: «Это также (можно назвать) Музн (дождевая туча)» Мы сказали: «(Да, можно сказать) и Музн!» Он сказал: «Это также (можно назвать) Анан». Мы сказали: «(Да, можно сказать) и Анан». По- сле этого мы умолкли. Затем он сказал: «А знаете ли вы, каково рас- стояние между небом и землей?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник знают об этом лучше!» Он сказал: «Расстояние между ними пятьсот лет (пути), расстояние от одного неба до следующего тоже пять- сот лет, таким образом толщина каждого неба составляет пять- сот лет (пути). Над седьмым небом есть море, расстояние от дна до поверхности которого равно расстоянию между небом и землей. Затем, над всем этим восемь (ангелов в образе) диких козлов, рас- стояние от копыт до коленей которых, как расстояние между небом и землей. Поверх этого Трон, расстояние от низа которого до верха, как расстояние между небом и землей. А Всевышний Аллах над этим (вне творений), и не скроется от Него ничто из дел Его рабов!» (Захаби сказал, что цепочка хадиса слабая. Подробнее о расстояние между небесами тут: http://vk.cc/3XfSPQ ). То же самое передается цепочкой от Абдуллаха ибн Умайры, а тот от Ахна- фа ибн Кайса, а тот от аль-Аббаса. В риваяте от Ибн Аббаса пришло, что он сказал: ﴾ ﴿ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمانِيَة «и восьмеро понесут над собой в тот День» т.е то есть (не просто восемь ангелов, а) восемь рядов ангелов и их количества не знает никто, кроме Аллаха. (Конец цитаты из тафсира Багави). Исламские ученые отмечали, что вокруг Трона есть также приближенные ангелы, которые вместе с теми ангелами, которые несут Трон, являются самыми славными среди них. Ибн Касир «Тафсир» (7/120). Всевышний Аллах сказал: "Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду." (сура 40 "Гафир", аяты 7-9). Трон милостивого Аллаха – это кровля мироздания. Этот трон является самым великим, самым огромным, самым прекрасным и самым приближенным к Аллаху творением. Он объемлет землю, небеса и престол Аллаха. А что касается ангелов, которым Всевышний Аллах поручил нести трон, то нет никакого сомнения в том, что они являются самыми крупными, самыми величественными и самыми сильными из ангелов. Аллах избрал их из числа всех обитателей небес и упомянул о них в Священном Коране, что свидетельствует об их превосходстве над остальными ангелами. Всевышний также сказал: وَالْمَلَكُ عَلَى أَرْجَائِهَا وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَةٌ «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (69:17). Затем Аллах сообщил о том, что носители трона и остальные приближенные ангелы, которые окружают трон, возносят славословия Аллаху. Тем самым Всевышний Господь похвалил свои благородные творения за то, что они усердно поклоняются своему Господу и возносят Ему славословия. Возносить славословия означает прославлять безупречные качества Аллаха, отвергать от Него все, что не соответствует Его величию и совершенству, и восхвалять Его за бесчисленные милости. Все это относится к поклонению Всевышнему, которое совершают не только ангелы, но и праведные мусульмане. Именно поэтому они говорят: «Свят и безупречен Аллах! Хвала Ему!». (Тафсир Ас-Саади). Абу Давуд передал со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было позволено рассказать об ангеле из числа ангелов Аллаха несущих Трон. Поистине, от мочка его уха до плеча расстояние в семьсот лет!» Абу Дауд 4727. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 8/665, “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 151. В версии Ибн Абу Хатима подчеркивается, что речь идет о годах полета птицы. В замечаниях к сборнику «Мишкат аль-масабих» иснад этого хадиса назван достоверным. Мишкат аль-масабих (3/121). См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (151). Ат-Табарани в своде «Аль-му‘джам аль-аусат» передал рассказ Анаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было позволено рассказать об одном из ангелов, несущих Трон. Его ноги на нижней земле, над его рогом — Трон, а между мочкой его уха и плечом — расстояние, которое птица пролетает за семьсот лет. Этот ангел повторяет: “Пречист Ты, где бы Ты ни был”». Сахих аль-джами‘ ас-сагир. 3-е издание (853). Аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиб рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: «Знаете ли вы, каково расстояние между небом и землей?» Мы ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама!»” Ахмад 1/206, Абу Дауд 4723, ат-Тирмизи 3320, Ибн Маджах 193, аль-Баззар 1310. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам аль-Джауракъани, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз аз-Захаби, шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан. См. “аль-Мухтара” 460, “Аридатуль-ахуази” 12/217, “Маджму’уль-фатауа” 3/192, “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 2/207, “Къуррату ‘уюн аль-мууаххидин” 213. Из главы "Раздел о том, что отрицают джахмиты" из "Сунана" имама Ибн Маджи, да смилуется над ним Аллах. Хадис 17. Поведал нам Мухаммад ибн Яхйа, что рассказал ему Мухаммад ибн ас-Саббах, поведал нам аль-Валид ибн Абу-Савр аль-Хамдани от Симак от Абдуллах ибн Амира от аль-Ахнаф ибн Кайс от аль-Аббас ибн Абдул-Муталлиб что он сказал: «Я был в долине среди небольшой группы, в которой находился и Посланник Аллаха, когда по небу двигалось облако. Посланник, посмотрел на него и спросил: «Как вы называете его?» Они ответили: «Облако». Он еще раз спросил: «И тучей?» Они ответили: «И тучей». Он третий раз спросил: «Облаком?» Абу-Бакр продолжил: «Они ответили: «Облаком» [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, использовал три разных слова арабского языка, которые указывают на один и тот же смысл - а это "облако".]. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Знаете ли вы, сколько между вами и небом?» Они ответили, что не знают. Тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между вами и ими семьдесят один, два или три года. И небо над ними также». Он перечислил это до седьмого неба и продолжил: «Затем над седьмым небом море, между верхним слоем и нижним слоем которого столько же, сколько с одного неба до другого. А выше него восемь ангелов в виде горных козлов, между копытами и коленями которых столько же, сколько между двумя небами. А на их спинах Трон, между нижней части и верхней части которого столько же, сколько между небами. Затем, Аллах сверху этого всего, Благословен Он и Всевышний». [Этот хадис передали Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, и другие, и ученые разногласят в его достоверности. Из тех кто удостоверили его - Ибн Хузейма, аль-Хаким, аль-Джузкани, Дыяуддин аль-Макдиси, Ибн Теймия, Ибн аль-Каййим, аз-Захаби, Сулейман Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, Абдур-Рахман Ибн Хасан, и другие. Из тех, кто ослабил - имам Абу Джа'фар аль-Укейли. И на ослабление иснада указывают слова имама ат-Тирмизи "хороший странный", а он обычно так говорит о хадисах в которых есть слабость. Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах: فهذا وما أشبهه مما أجمع السلف رحمهم الله على نقله وقبوله، ولم يتعرضوا لرده ولا تأويله، ولا تشبيهه ولا تمثيله "Это, и подобное этому из хадисов - единогласны саляфы да смилуется над ними Аллах, на передаче этого и принятии, и не начали отвергать это, или делать тауиль, или уподоблять" Источник: "Люм'атуль и'тикад", 13 Сказал имам Абдур-Рахман Ибн Хасан: وهذا الحديث له شواهد في الصحيحين وغيرهما، ولا عبرة بقول مَن ضعّفه لكثرة شواهده التي يستحيل دفعها وصرفها عن ظواهرها "Этот хадис - у него есть большое количество подкрепляющих свидетельств, в двух "Сахихах" и других книгах, и не оглядываются на слова того, кто ослабил его, по причине множества подкрепляющих его свидетельтв, которые невозможно оттолкнуть или исказить от внешнего смысла" Источник: "Фатх аль-Маджид", 2/468 И если и кто то не согласится касательно иснада, то в его смысле нет ничего порицаемого, и имамы саляфов были единогласны на принятии и передаче этого хадиса в разделе вероубеждений, опровергая джахмитов, и никто не поговорил о его смысле с плохой стороны. И даже имам Яхья Ибн Маин мечтал, чтобы его передатчик совершил хаджж, чтобы услышать от него этот хадис. Сказал имам ат Тирмизи: قَالَ عَبْدُ بْنُ حُمَيْدٍ سَمِعْتُ يَحْيَى بْنَ مَعِينٍ يَقُولُ أَلَا يُرِيدُ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ سَعْدٍ أَنْ يَحُجَّ حَتَّى نَسْمَعَ مِنْهُ هَذَا الْحَدِيثَ "Сказал Абд Ибн Хумейд: "Я слышал, как Яхья Ибн Маин сказал: "Абдур-Рахман Ибн Сад не хочет совершить хаджж? Мы бы тогда услышали от него этот хадис" Источник: "Сунан ат Тирмизи", 11/140 Что же касается упоминания того, что ангелы будут в форме горных козлов, то как сказал шейх аль-Фаузан, в этом нет ничего порицаемого, и эта схожесть лишь в наименовании, а не истинной сущности. От Абу Зарра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси) подобны кольцу, брошенному в пустыне. А превосходство Трона (аль-‘Арш) над Престолом (аль-Курси), подобно превосходству этой пустыни над этим кольцом!» Ибн Хиббан 361, ат-Табари 3/10, аль-Байхакъи в «аль-Асма уа-ссыфат» 826. Достоверность хадиса в силу существования других подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн Хаджар, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх Сулейман ибн аш-Шейх и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 13/411, “Тайсируль-Карими-Ррахман” 1301, “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 109. бн Мас’уд говорил: “Между первым и следующим небом – пятьсот лет. И так, расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и аль-Курси – пятьсот лет, а между аль-Курси и водой – также пятьсот лет. Аль-‘Арш же находится над водой, а Аллах – над аль-‘Аршем, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших!” ‘Усман ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 81, Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» 594, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8987. Шейх Ибн аль-Къайим и имам аз-Захаби подтвердили достоверность. См. “Иджтима’у джуюш аль-ислями” 100, “Китаб аль-‘Арш” 105. Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Это сообщение от Ибн Мас’уда, однако это из числа тех вещей, которые не произносят опираясь на свое мнение, и это имеет положение того, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Тем более Ибн Мас’уд не известен тем, чтобы рассказывал исраилият!” См. “аль-Къауль аль-муфид” 3/379. А шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб приведя это сообщение от Ибн Мас’уда и другие подобные хадисы в своей книге единобожия, сказал относительно польз этой главы: “Десятая: Величие аль-‘Арша по сравнению с аль-Курси. Одиннадцатое: аль-‘Арш не одно и то же, что аль-Курси и вода!” См. “Китаб ат-таухид” 85. Также сообщается, что Ибн ‘Аббас в толковании аята: «Его Престол (аль-Курси) объемлет небеса и землю», сказал: “Аль-Курси – это подставка для ступней, а величие аль-‘Арша никто не сможет постичь, кроме Всевышнего Аллаха!” Ибн Хузайма в “ат-Таухид” 154, ат-Табари 3/10, аль-Хаким 2/282. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Мухтасар аль-‘Улюу” 45. #ВераВАнгелов
Библиотека Ислама от а до я
О Ангелах несущих трон Всевышнего Аллаха.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Всевышний Аллах сказал: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (69:17).
Тафсир Багави:
...«и понесут над собой Трон твоего Господа» — т.е несущие ангелы, поне-
сут над своими головами. ﴾ يومئذٍ ﴿«в тот День» — в День воскресения.
ثمانيةٌ ﴾ ﴿ «восьмером» — т.е восемь ангелов.
Как пришло в хадисе: «Сегодня их четверо, а когда настанет День
воскресения, то Аллах подкрепит их еще четырьмя другими, и их
станет восемь. Они в образе диких козлов, а расстояние от их ко-
пыт до коленей как расстояние от одного неба до (другого) неба» .
В другом хадисе пришло: «У каждого из этих ангелов лицо челове-
ка, лицо льва, лицо быка и орла» (Ибн Хаджар сказал в «Маталибуль-Алийя», что цепочка хадиса слабая).
Передается от Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба, как он сказал: «Однаж-
ды мы сидели возле пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!)
в долине. Вот проплыло облако и пророк (Да благословит его Аллах и
приветствует!) спросил: «Знаете ли вы что это?» Мы ответили: «Об-
лако!» Он сказал: «Это также (можно назвать) Музн (дождевая туча)»
Мы сказали: «(Да, можно сказать) и Музн!» Он сказал: «Это также
(можно назвать) Анан». Мы сказали: «(Да, можно сказать) и Анан». По-
сле этого мы умолкли. Затем он сказал: «А знаете ли вы, каково рас-
стояние между небом и землей?» Мы сказали: «Аллах и Его посланник
знают об этом лучше!» Он сказал: «Расстояние между ними пятьсот
лет (пути), расстояние от одного неба до следующего тоже пять-
сот лет, таким образом толщина каждого неба составляет пять-
сот лет (пути). Над седьмым небом есть море, расстояние от дна
до поверхности которого равно расстоянию между небом и землей.
Затем, над всем этим восемь (ангелов в образе) диких козлов, рас-
стояние от копыт до коленей которых, как расстояние между небом
и землей. Поверх этого Трон, расстояние от низа которого до верха,
как расстояние между небом и землей. А Всевышний Аллах над этим
(вне творений), и не скроется от Него ничто из дел Его рабов!» (Захаби сказал, что цепочка хадиса слабая. Подробнее о расстояние между небесами тут: http://vk.cc/3XfSPQ ).
То же самое передается цепочкой от Абдуллаха ибн Умайры, а тот от Ахна-
фа ибн Кайса, а тот от аль-Аббаса.
В риваяте от Ибн Аббаса пришло, что он сказал: ﴾ ﴿ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمانِيَة
«и восьмеро понесут над собой в тот День» т.е то есть (не просто восемь
ангелов, а) восемь рядов ангелов и их количества не знает никто, кроме
Аллаха. (Конец цитаты из тафсира Багави).
Исламские ученые отмечали, что вокруг Трона есть также приближенные ангелы, которые вместе с теми ангелами, которые несут Трон, являются самыми славными среди них. Ибн Касир «Тафсир» (7/120).
Всевышний Аллах сказал:
"Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду." (сура 40 "Гафир", аяты 7-9).
Трон милостивого Аллаха – это кровля мироздания. Этот трон является самым великим, самым огромным, самым прекрасным и самым приближенным к Аллаху творением. Он объемлет землю, небеса и престол Аллаха. А что касается ангелов, которым Всевышний Аллах поручил нести трон, то нет никакого сомнения в том, что они являются самыми крупными, самыми величественными и самыми сильными из ангелов. Аллах избрал их из числа всех обитателей небес и упомянул о них в Священном Коране, что свидетельствует об их превосходстве над остальными ангелами. Всевышний также сказал: وَالْمَلَكُ عَلَى أَرْجَائِهَا وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَةٌ «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (69:17).
Затем Аллах сообщил о том, что носители трона и остальные приближенные ангелы, которые окружают трон, возносят славословия Аллаху. Тем самым Всевышний Господь похвалил свои благородные творения за то, что они усердно поклоняются своему Господу и возносят Ему славословия. Возносить славословия означает прославлять безупречные качества Аллаха, отвергать от Него все, что не соответствует Его величию и совершенству, и восхвалять Его за бесчисленные милости. Все это относится к поклонению Всевышнему, которое совершают не только ангелы, но и праведные мусульмане. Именно поэтому они говорят: «Свят и безупречен Аллах! Хвала Ему!». (Тафсир Ас-Саади).
Абу Давуд передал со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне было позволено рассказать об ангеле из числа ангелов Аллаха несущих Трон. Поистине, от мочка его уха до плеча расстояние в семьсот лет!» Абу Дауд 4727. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 8/665, “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 151.
В версии Ибн Абу Хатима подчеркивается, что речь идет о годах полета птицы. В замечаниях к сборнику «Мишкат аль-масабих» иснад этого хадиса назван достоверным. Мишкат аль-масабих (3/121). См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (151).
Ат-Табарани в своде «Аль-му‘джам аль-аусат» передал рассказ Анаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне было позволено рассказать об одном из ангелов, несущих Трон. Его ноги на нижней земле, над его рогом — Трон, а между мочкой его уха и плечом — расстояние, которое птица пролетает за семьсот лет. Этот ангел повторяет: “Пречист Ты, где бы Ты ни был”». Сахих аль-джами‘ ас-сагир. 3-е издание (853).
Аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиб рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: «Знаете ли вы, каково расстояние между небом и землей?» Мы ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама!»” Ахмад 1/206, Абу Дауд 4723, ат-Тирмизи 3320, Ибн Маджах 193, аль-Баззар 1310. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам аль-Джауракъани, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз аз-Захаби, шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан. См. “аль-Мухтара” 460, “Аридатуль-ахуази” 12/217, “Маджму’уль-фатауа” 3/192, “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 2/207, “Къуррату ‘уюн аль-мууаххидин” 213.
Из главы "Раздел о том, что отрицают джахмиты" из "Сунана"
имама Ибн Маджи, да смилуется над ним Аллах.
Хадис 17. Поведал нам Мухаммад ибн Яхйа, что рассказал ему Мухаммад ибн ас-Саббах, поведал нам аль-Валид ибн Абу-Савр аль-Хамдани от Симак от Абдуллах ибн Амира от аль-Ахнаф ибн Кайс от аль-Аббас ибн Абдул-Муталлиб что он сказал: «Я был в долине среди небольшой группы, в которой находился и Посланник Аллаха, когда по небу двигалось облако. Посланник, посмотрел на него и спросил: «Как вы называете его?» Они ответили: «Облако». Он еще раз спросил: «И тучей?» Они ответили: «И тучей». Он третий раз спросил: «Облаком?» Абу-Бакр продолжил: «Они ответили: «Облаком» [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, использовал три разных слова арабского языка, которые указывают на один и тот же смысл - а это "облако".]. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Знаете ли вы, сколько между вами и небом?» Они ответили, что не знают.
Тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между вами и ими семьдесят один, два или три года. И небо над ними также». Он перечислил это до седьмого неба и продолжил: «Затем над седьмым небом море, между верхним слоем и нижним слоем которого столько же, сколько с одного неба до другого. А выше него восемь ангелов в виде горных козлов, между копытами и коленями которых столько же, сколько между двумя небами. А на их спинах Трон, между нижней части и верхней части которого столько же, сколько между небами. Затем, Аллах сверху этого всего, Благословен Он и Всевышний». [Этот хадис передали Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, и другие, и ученые разногласят в его достоверности. Из тех кто удостоверили его - Ибн Хузейма, аль-Хаким, аль-Джузкани, Дыяуддин аль-Макдиси, Ибн Теймия, Ибн аль-Каййим, аз-Захаби, Сулейман Ибн Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, Абдур-Рахман Ибн Хасан, и другие. Из тех, кто ослабил - имам Абу Джа'фар аль-Укейли. И на ослабление иснада указывают слова имама ат-Тирмизи "хороший странный", а он обычно так говорит о хадисах в которых есть слабость.
Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах:
فهذا وما أشبهه مما أجمع السلف رحمهم الله على نقله وقبوله، ولم يتعرضوا لرده ولا تأويله، ولا تشبيهه ولا تمثيله
"Это, и подобное этому из хадисов - единогласны саляфы да смилуется над ними Аллах, на передаче этого и принятии, и не начали отвергать это, или делать тауиль, или уподоблять"
Источник: "Люм'атуль и'тикад", 13
Сказал имам Абдур-Рахман Ибн Хасан:
وهذا الحديث له شواهد في الصحيحين وغيرهما، ولا عبرة بقول مَن ضعّفه لكثرة شواهده التي يستحيل دفعها وصرفها عن ظواهرها
"Этот хадис - у него есть большое количество подкрепляющих свидетельств, в двух "Сахихах" и других книгах, и не оглядываются на слова того, кто ослабил его, по причине множества подкрепляющих его свидетельтв, которые невозможно оттолкнуть или исказить от внешнего смысла"
Источник: "Фатх аль-Маджид", 2/468
И если и кто то не согласится касательно иснада, то в его смысле нет ничего порицаемого, и имамы саляфов были единогласны на принятии и передаче этого хадиса в разделе вероубеждений, опровергая джахмитов, и никто не поговорил о его смысле с плохой стороны. И даже имам Яхья Ибн Маин мечтал, чтобы его передатчик совершил хаджж, чтобы услышать от него этот хадис. Сказал имам ат Тирмизи:
قَالَ عَبْدُ بْنُ حُمَيْدٍ سَمِعْتُ يَحْيَى بْنَ مَعِينٍ يَقُولُ أَلَا يُرِيدُ عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ سَعْدٍ أَنْ يَحُجَّ حَتَّى نَسْمَعَ مِنْهُ هَذَا الْحَدِيثَ
"Сказал Абд Ибн Хумейд: "Я слышал, как Яхья Ибн Маин сказал: "Абдур-Рахман Ибн Сад не хочет совершить хаджж? Мы бы тогда услышали от него этот хадис"
Источник: "Сунан ат Тирмизи", 11/140
Что же касается упоминания того, что ангелы будут в форме горных козлов, то как сказал шейх аль-Фаузан, в этом нет ничего порицаемого, и эта схожесть лишь в наименовании, а не истинной сущности.
От Абу Зарра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси) подобны кольцу, брошенному в пустыне. А превосходство Трона (аль-‘Арш) над Престолом (аль-Курси), подобно превосходству этой пустыни над этим кольцом!» Ибн Хиббан 361, ат-Табари 3/10, аль-Байхакъи в «аль-Асма уа-ссыфат» 826. Достоверность хадиса в силу существования других подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн Хаджар, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, шейх Сулейман ибн аш-Шейх и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 13/411, “Тайсируль-Карими-Ррахман” 1301, “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 109.
бн Мас’уд говорил: “Между первым и следующим небом – пятьсот лет. И так, расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и аль-Курси – пятьсот лет, а между аль-Курси и водой – также пятьсот лет. Аль-‘Арш же находится над водой, а Аллах – над аль-‘Аршем, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших!” ‘Усман ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-джахмия» 81, Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» 594, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8987. Шейх Ибн аль-Къайим и имам аз-Захаби подтвердили достоверность. См. “Иджтима’у джуюш аль-ислями” 100, “Китаб аль-‘Арш” 105.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Это сообщение от Ибн Мас’уда, однако это из числа тех вещей, которые не произносят опираясь на свое мнение, и это имеет положение того, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Тем более Ибн Мас’уд не известен тем, чтобы рассказывал исраилият!” См. “аль-Къауль аль-муфид” 3/379.
А шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб приведя это сообщение от Ибн Мас’уда и другие подобные хадисы в своей книге единобожия, сказал относительно польз этой главы: “Десятая: Величие аль-‘Арша по сравнению с аль-Курси. Одиннадцатое: аль-‘Арш не одно и то же, что аль-Курси и вода!” См. “Китаб ат-таухид” 85.
Также сообщается, что Ибн ‘Аббас в толковании аята: «Его Престол (аль-Курси) объемлет небеса и землю», сказал: “Аль-Курси – это подставка для ступней, а величие аль-‘Арша никто не сможет постичь, кроме Всевышнего Аллаха!” Ибн Хузайма в “ат-Таухид” 154, ат-Табари 3/10, аль-Хаким 2/282. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Мухтасар аль-‘Улюу” 45.
#ВераВАнгелов