Комментарии
- 26 авг 2016 08:13Василий ЕвдокименкоМы собирали хлопок в школе и тонковолокнистый и обычный.Норма для учеников 6 класса была 30кг в день.Как это было здорово, сколько приключений!
- 26 авг 2016 10:05Сергей ХанниковТакое не забудешь.И стих помню еще-пахта пахта чон пахта кушода чум гулдоста. Дар чашмани колхозо,кушода раста раста. Вроде так было.
- 26 авг 2016 11:09Валерий Харисов30 лет прожил и не раз не собирал правда только курак и то во 2 классе.
- 28 авг 2016 01:23Рай ЯсинаАссияАмираАсмаПахта-пахта чон пахта , руида чун гулдаста, дар чамани колхозхо кушода раста-раста, фасли мисли гулистон, монанди богу бустон.
- 17 мая 2022 14:23Файруза Фая Сафарова(Насырова)Пахта,пахта,чон пахта, Руида чун гулдаста. Дар чамани колхозхо Кушода раста-раста. Сахро мисли гулистон, Монанди богу бустон. Пахтахо хар су хандон Хандон-хандон бишкуфта.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
•●♥ღஐДУШАНБЕ♥ДУША И РОДИНА МОЯஐღ♥●•
Пахта, пахтачон, пахта,
Руида чун гулдаста.
Дар чамани колхозхо
Кушода раста-раста.
Сахро мисли гулистон. Монанди богу бустон.
Пахтахо хар су хандон Хандон-хандон бишкуфта.
🌹🌹🌹👍🤗👍🌹🌹🌹
Разве такую красоту можно забыть.
Пахта, пахтачон, пахта...
СОВЕТСКИЙ ХЛОПОК
«Растение, из которого получают хлопковое волокно, называется хлопчатником. Именно хлопчатник возделывают в хлопководческих хозяйствах. В советской журналистике работников таких хозяйств именовали хлопкоробами по аналогии с хлеборобами. В тюркских языках хлопок — пахта, а хлопкороб — пахтакор.
Хлопок был всегда. С институтом я ездил убирать хлопок в 80х. В 50-60х собирали родители, тогда еще студенты. В 30х – бабушка. Примерно с октября по декабрь все города Таджикистана пустели. Все студенты, (кроме консерватории) школьники старших классов вывозились на уборку хлопка.
В местных новостях (программа Ахборот) начинали выпуск с репортажей об уборке, заканчивали сводкой по областям и процентами, оставшимися до выполнения плана. План в 80-е был где-то в районе 6 млн. тонн.
На какое-то время автобусы пропадали из города. Тысячи автобусов – ЛИАЗы,Икарусы,ЛАЗы нужны были, чтобы вывезти за раз десятки тысяч человек.
Брали с собой одеяла, матрасы, спальники, металлические или эмалированные миски, кружки. Консервы, вареную сгущенку, тушенку.
Экипировка была примерно такая: плотная хлопчатобумажная рубаха или футболка,бушлат, телогрейка или куртка. Сапоги кирзовые. Иногда ботинки. Штаны попрочнее.Ремень.Нож.Фляжка для воды.Вязаная лыжная шапка или ушанка – для холода, кепка или панама – для жары.На предприятиях иногда брали кровати-раскладушки.
Нас обычно вывозили в малонаселенные районы, где были только поля и оросительные каналы. Сеяли хлопок техникой, на уборке -несколько раз проходили комбайнами, все собрать не могли. Потом выпускали на поля людей. В 50-60х люди жили в школах или машинных дворах, и в обжитых местах. Потом освоили новые площади. А людей не хватало.
Между хлопковыми картами обычно строили бетонный барак. Пол был земляной. Ставили печку, изготовленную из бочки. В бараке сколачивали 2х этажные нары(иногда 2х этажные сеточные кровати).Когда места было мало, то отмеривали на нарах полотенцем по 50 см на человека. Иногда халтурно сделанные верхние нары падали вниз.На веревках развешивали тряпки, разделяющие ячейки, под верхними нарами натягивали пленку, чтобы барахло не падало вниз. Выглядело это как декорация к пьесе Горького «На дне». Ну и лица со временем приходили в соответствие.
Выходили на поле с восходом солнца. Завершали работы – с закатом.Днем привозили в поле на тракторе в больших бидонах обед ( одно блюдо – обычно густая жирная шурпа со следами мяса,рис,макароны).чай, хлеб и сахар. Расстилаешь один фартук на землю, на другой – ставишь жратву.Вечером ужин. По особым праздникам -плов. Тонок был слой цивилизации.
Перед уборкой все поля обрабатывали дефолиантами с самолетов сельхозавиации, чтобы на кустах остались только коробочки, без листьев.Вещества очень ядовитые.
В перчатках работать несподручно – теряется скорость и волокно загрязняется. Иногда отрезали у перчаток пальцы.Поскольку горячей воды нет, отмыть руки практически можно было только после возвращения домой через 2-3 месяца . Их нужно было мазать глицерином. Какое-то время после возвращения домой, прикольно было смотреть на поручни в общественном транспорте. Белые ручки, опять белые ручки. О ! Черная заскорузлая лапа хлопкороба. Брат по грядке.
Студентов в баню возили в райцентр нечасто, где-то раз в месяц. В промежутках те, кто за собой не следил, доходили, становясь чуханами. Зарастали, не брились, не мылись. Мы с друзьями, придя с поля, обливались холодной водой из ведра. Можно было искупаться и в оросительном канале, но не всегда. Это запрещалось.Как обходились девочки – плохо сейчас представляю.
Идет он очень быстро, если зазеваешься, – оберет и чужую грядку по дороге. К одаренным приставлялись носильщики, чтобы зря не было простоев..Были «партизаны», не зачищавшие грядки, как все,
а грабящие «чужие»" хорошие грядки.
Все свойства характеров проявлялись тут же – кто-то мог помочь слабому – помогал. Другой мог твой хлопок украсть. Третий готов задницу лизать за лишний килограмм и стучит преподам.
Когда мне потом попалась книга Беттельгейма о поведении в лагере, я поразился сходству. Например – бесконечные разговоры сводились, в отсутствие информации, к рассуждениям на одну тему: когда вывезут домой ?
Народ группировался по 5-10 человек по родству душ.В течение дня все собранное сносилось на хирман к тележке и весам, весовщик записывал твои килограммы в ведомость. Платили тогда за килограмм копейки и еще вычитали за еду. Лучшие сборщики могли за сезон заработать где-то в районе 300 рублей. Выдавались премии и грамоты перед строем, на каждодневной линейке, за ударную работу.
Могли лишить стипендии. И- обязательно был вызов «на ковер» вплоть до проректора. Если сильно постараться -могли отчислить. Но это курса до четвертого. Потом уже был план по выпуску молодых специалистов. Можно было уже и не напрягаться.
В городе никогда не увидишь такого звездного неба и закатов с восходами, как в полях Джизакщины.
На хлопке объявлялся сухой закон, но в райцентре продавали. Выглядело это как партизанская операция. На нас оставшимися писались килограммы, а в это время, оглядываясь, перебежками, чтобы не засекли штабисты и партийно-комсомольские работники, обходя освещенные места и перекрестки дорог, мы мотались в магазин и обратно. Когда обычной выпивки не было, пили одеколоны и лосьоны. Курение анаши было делом обычным, но открыто не демонстрировалось.
- в мешок с хлопком укладывался увесистый камень или кусок глины.Это для самых ленивых и безответственных. Камень иногда выпадал при пересыпке в тележку и тогда скандал был неминуем.
-Вбивание нескольких килограмм сухой глины в хлопок. Давало хорошие результаты,требовалось удаленное от надсмотрщиков место из-за пыли, поднимаемой прыжками по вбиванию.
-облепливание куска мокрой глины белым и пушистым хлопком.Тут главное было не терять чувства меры: не должен был мешочек размером с дамскую сумочку весить 20 кг.
-Вливание в хлопок нескольких литров воды.-«Кручение» фартуков. Требовало толкучки на сдаче или знакомых весовщиков.
Фартук взвешивался один раз, в толпе ,незаметно тележка или хирман обходились кругом, и сдавался еще раз. Могучее здоровье иногда позволяло перебросить фартук через тележку.
«Бомбежка»: днем засекалось место хирмана чужого института или вываленная комбайном куча хлопка (его надо было потом смешать с ручным так как разница видна.)
Осуществлялась операция глубокой ночью – бери как можно больше и закапывай глубже. Так себя обеспечивали на пару недель и спали потом на поле.
Те же трюки повторялись нашим руководством и на более высоком уровне.При сдаче хлопка телегами на хлопкозавод. «Кручение» тележек, взвешивание с особо доверенными и шустрыми людьми внутри тележки.
Как ходили купаться в канал (в октябре!!), а потом узнали что верх по течению лежит мертвый баран ))))) Как умывались холодной водой – и каждый переболел простудой вначале. Как ходили купаться в баню к местным – а там стояли очереди и приходилось бронировать заранее
золотое было время …ну плохое что за прошедшие года (со времени когда еще мои родители ездили на хлопок) – ничего не изменилось И больше всего жалко тех кто живет в кишлаках – мы то что пособирали и уехали – а они живут там!!!
Помните старый анекдот про армянское радио. Вопрос:
Кто он ? Маленький, беленький и всех «крабом» поставил?
Ответ: хлопок