БАДРУДИН АФАНДИ ИЗ БОТЛИХА

Комментарии

  • 12 ноя 2011 20:03

    Накшбандийского и Шазалийского тариката Бадрудин-афанди родился в 1913 году в селении Ботлих. Он является преемником (ма'зун) Мухаммада-афанди из селения Хучада. О жизни Бадрудина афанди рассказывает известный в республике врач, отец покойного муфтия-шахида Сайидмухаммада Абубакарова Хасмухаммад:    

    - Бадрудина-афанди я узнал после того, как он стал устазом. И даже тогда я познакомился с ним, можно сказать, через "Посвящение Бадрудину-афанди из Ботлиха" Саида-афанди из Чиркея. В этом посвящении есть строки, которые на аварском языке очень красиво выражают то, что Бадрудин-афанди является совершенным шейхом Накшубандийского тариката.

    Оказывается, однажды, когда Бадрудин-афанди уже был устазом, но хранил это в тайне, мюриды в его присутствии исполнили это посвящение. Сначала он не придал ему значения, но когда понял смысл этих строк, так расстроился, так застеснялся, что не знал, куда себя деть. Когда я услышал про этот случай, меня еще больше потянуло в Ботлих, увидеть Бадрудина-афанди. Встретившись с ним, я увидел в нем столько удивительного и в то же время столько простоты, что я не способен описать все его качества.

    Он был олицетворением полного совершенства.

    Каждый, кто хотя бы немного смыслит в жизни, мог понять, что этот человек из числа избранных. Ясный взгляд, светлое лицо, невысокий рост, добрый характер, тонкое чувство юмора - таким был Бадрудин-афанди.

    Постепенно он вошел в жизнь нашей семьи, и мы стали друг другу так дороги, что по приезде в Махачкалу, имея здесь многочисленных родственников, он останавливался у нас. Сначала, правда, он гостил у Хасипат, но после смерти ее мужа все время бывал у нас. И мы старались делать все возможное, чтобы ему у нас было удобно.

    В последнее время зрение его ухудшилось. Пришлось сделать операцию. После операции каждые пять-шесть месяцев на две-три недели он регулярно приезжал в Махачкалу для проведения курса лечения. И тогда мы не укладывали его в больницу, приглашали врачей домой.

    Бадрудин-афанди был участником Великой Отечественной войны. Он много рассказывал о войне, вспоминал случаи из жизни солдат. И за всю войну он ни разу не пропустил, ни одного обязательного намаза.

    Как-то на войне, рассказывал он, ему приснился сон, будто он очищает сельскую мечеть и совершает в ней намаз. И после возвращения домой получилось так, что его сон сбылся. Такой большой была его любовь к Исламу.

    Он рассказывал: "Работая в ботлихской больнице экспедитором, я отправился в с. Годобери за дровами. И там кунак подарил мне книгу "Хуласатуль адаб" ("Суфийская этика"-) Хасана-афанди из Кахиба. Меня охватила такая страсть к этой книге, что по дороге домой я, сидя на коне, дочитал ее до конца. После этого я всей душой рвался к устазу". Он был мюридом Меселасул Мухаммада из Хучада.

  • 12 ноя 2011 20:03

    Меселасул Мухаммад довел его до совершенства и объявил своим преемником. Но Бадрудин-афанди считал себя не достойным этого звания.

    Мой сын Сайидмухаммад рассказывал: "Бадрудин-афанди привел меня в свою комнату, где на полках аккуратно было сложено очень много книг, и сказал:

    - Сайидмухаммад, как ты думаешь, чем я заслужил этот уровень (устаза. - Прим. авт.)? Я с детства очень любил и соблюдал чистоту. Иногда мне кажется, что поэтому ко мне это пришло".

    Вдумайтесь, как скромно говорит о себе совершенный муршид, являющийся ма'зуном (преемни­ком) досточтимых шейхов из цепочки Накшубанди! Скромность - вот главная черта великих людей. Чистоту он соблюдал не только в быту, но и в работе, в жизни.

    Органы госслужб не знали, как к нему подступиться, не находили повода, чтобы помешать ему. Он соблюдал порядок во всем, спокойно исполнял нормы Ислама. Может, это и спасло его в те годы.

    Когда два моих сына стали шахидами, Бадрудин-афанди приехал к нам в тот же день. Он вступил в наш дом, читая аят Корана следующего содержания: "АЛЛАХ не перенесет смерть человека ни на долю секунды (ни на миг) ни вперед, ни назад от предписанного времени". Он оставался у нас две-три недели. Мы получили от него очень большую душевную поддержку. Особенно Асият держалась молодцом, проявляя уважение к устазу. Он не оставил нас наедине с нашим горем.

    После этого Бадрудин-афанди также гостил у нас три-четыре раза в год. Он очень красиво, с чувством юмора выражал свои мысли.

    После смерти матери до конца своих дней, бывая в селении, он ежедневно утром и вечером посещал ее могилу. И мне велел посещать могилы моих сыновей утром и вечером. Он говорил: "То, что мы читаем за усопших, ангелы на блюдце с голубой каймой преподносят им от нашего имени, и они это с радостью принимают".

    Когда в 1990 г. впервые проводилась организация Хаджа, Бадрудина-афанди не хотели отпускать в паломничество, ссылаясь на его преклонный возраст. Тогда я от его имени обратился к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву. Ответ не заставил долго ждать. "Если здоровье позволяет, вам ничего не мешает ехать в хадж", - было написано в письме. Благодаря этому письму сотни дагестанцев преклонного возраста получили возможность исполнить фарз.

    И в ночь смерти Бадрудина-афанди дагестанцы стали свидетелями перемены в погоде. Говорят, и земля чувствует, когда бренный мир покидают святые. В ту ночь начался дождь, и он перестал, когда похоронные работы завершились.

    Говорят, смерть алима равна смерти народа. Когда мир покидает шейх, который наставил на путь истины целые поколения в наше смутное время, - это, наверное, неоценимая потеря. Но так устроена жизнь, таково предопределение ВСЕВЫШНЕГО.

    Хвала АЛЛАХУ за то, что ОН вселил в мою душу любовь к устазам - не знаю, как бы я прожил жизнь без нее.

    Досточтимый Бадрудин-афанди оставил преемником - продолжателем своего дела Мухаммада, сына Мансура из с.Инхело Ботлихского района.

    Хвала Аллаху.

  • 12 ноя 2011 20:03

    автор:исхаков п.а.