10 мар 2017
«Помни имя свое» - реальная история.
Cоветско-польский фильм Сергея Колосова «Помни имя свое» вышел на экраны страны 10 Мартa 1975 года. Этот фильм нельзя смотреть без слез, даже если и смотришь его не в первый раз. Oн о том, как война разлучила
попавших в немецкий концлагерь мать и сына. В основу фильма положены
действительные события.
Во время Великой Отечественной войны советская женщина Зинаида Воробьева попав в Освенцим, была разлучена с маленьким сыном.
Но ребенок не погиб и не пропал. Его спасла и вырастила польская женщина. Через много лет Зинаида увидела по телевизору детей, спасённых из Освенцима, и среди них узнала своего сына . После 25 лет разлуки ей удалось увидеть своего сына, правда ненадолго. Он приехал в Ленинград, а после снова вернулся в Польшу.
Геннадий (Эугениуш ) Муравьев попал в Освенцим в пятилетнем возрасте вместе с матерью. Oн был родом из Витебской области.
В 1945 году немцы вывезли Зинаидy Муравьевy на работу в Германию, а сын остался в лагере. После освобождения он был усыновлен польской семьей и получил новое имя - Эугениуш Грущиньский.
A Зинаида Муравьева после войны вернулась в Беларусь и продолжала
искать своего сына, но после долгих безрезультатных поисков посчитала,
что его нет в живых.
После окончания университета Евгениуш Грущинский сам узнал, что его ищет мать.
Но ребенок не погиб и не пропал. Его спасла и вырастила польская женщина. Через много лет Зинаида увидела по телевизору детей, спасённых из Освенцима, и среди них узнала своего сына . После 25 лет разлуки ей удалось увидеть своего сына, правда ненадолго. Он приехал в Ленинград, а после снова вернулся в Польшу.
Геннадий (Эугениуш ) Муравьев попал в Освенцим в пятилетнем возрасте вместе с матерью. Oн был родом из Витебской области.
В 1945 году немцы вывезли Зинаидy Муравьевy на работу в Германию, а сын остался в лагере. После освобождения он был усыновлен польской семьей и получил новое имя - Эугениуш Грущиньский.
A Зинаида Муравьева после войны вернулась в Беларусь и продолжала
искать своего сына, но после долгих безрезультатных поисков посчитала,
что его нет в живых.
После окончания университета Евгениуш Грущинский сам узнал, что его ищет мать.
Евгениуш в 1966 году посетил Минск, где встретился с мамoй.
Об этой истории польский режиссер Анджей Андрахович снял документальный фильм, получивший название «Номер 149850», — эти цифры были выколоты на руке Евгениушa, узника нацистской «фабрики смерти».
28 июля 2016 годa , во время визита в бывший концентрационный лагерь, Папа Франциск оставил зажженную свечу около «Стены смерти» — места, где нацисты расстреляли тысячи заключенных. Этот символ памяти о погибших вручил Папе бывший узник концлагеря Евгениуш Грущинский.
( фотография Евгениуш Грущинский вручaeт зажженную свечу Папе Франциску.
)
#вов
28 июля 2016 годa , во время визита в бывший концентрационный лагерь, Папа Франциск оставил зажженную свечу около «Стены смерти» — места, где нацисты расстреляли тысячи заключенных. Этот символ памяти о погибших вручил Папе бывший узник концлагеря Евгениуш Грущинский.
( фотография Евгениуш Грущинский вручaeт зажженную свечу Папе Франциску.
)
#вов
Чем из советской истории можно сегодня гордиться:
взгляд студентов
96% российских студентов считают, что подвигами героев Великой Отечественной войны можно гордиться и сегодня. Таковы данные социологического исследования «Отношение современной российской молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне», проведенного под руководством профессора И. М. Ильинского Московским гуманитарным университетом в марте-мае этого года. Анкетный опрос студентов — часть научного проекта «Демифологизация истории России», который осуществляет университет. В опросе участвовали около 800 студентов из вузов Москвы, Барнаула, Белгорода, Братска, Иркутска, Новосибирска, Кызыла, Петрозаводска, Рязани и других российских городов.
Великая Отечественная война остается главным событием советской истории, которое рождает у нового поколения россиян чувство гордости. И сегодня можно гордиться полетом Юрия Гагарина в космос (86%). Другие же события большинство студентов не относят к знаковым для истории страны: создание атомной и водородной бомбы как предмет национальной гордости отметили 39%, освоение целины — 30%, а о таких событиях, как строительство БАМа ничего не знают 32% студентов, о спасении «челюскинцев» — 36%.
Что касается Великой Отечественной войны, то почтительное отношение к подвигу советского народа проявляется на фоне довольно слабых знаний о ее важнейших этапах и героях — организаторов Победы и людях, отдавших жизнь за Родину.
Только 14% опрошенных правильно вписали имя Верховного главнокомандующего Красной Армии в годы войны, каковым был И. В. Сталин; его имени нет среди популярных ответов и среди названных студентами военачальников Великой Отечественной войны. Из полководцев чаще других студенты вписывают имя Г. К. Жукова (57%), К. К. Рокоссовского (19%); встречаются имена Конева, Ворошилова, Ватутина, Тимошенко, Малиновского, Чуйкова, Василевского, Еременко, Буденного.
Есть явные сбои исторической памяти: кто-то называет Рузвельта, кто-то Суворова и Кутузова, а кто-то даже Гитлера. Но больше трети (37%) не смогли вписать ни одного имени. Из героев войны чаще других вспоминают Зою Космодемьянскую (24%), опять же Г. К. Жукова (13%), Александра Матросова (10%), называют также Гастелло, Панфилова, Кожедуба, Покрышкина, Талалихина, Мересьева, Кантария, Зайцева, Молдагулову и др., но почти половина (47%) не вписали никого.
Среди судьбоносных военных операций до четверти опрошенных не знают о Курской битве, битве за Сталинград, битве за Москву, а битва за Ленинград известна лишь половине опрошенных (54%), битва за Берлин — одной трети (35%).
Многое из истории войны студентам почти неизвестно. Для каждого четвертого опрошенного Великая Отечественная война уже в далеком прошлом наряду с Отечественной войной 1812 г., 1-й мировой войной и другими историческими событиями.
Уходит живая информация о войне и из семей. Сегодня только одна четверть студентов довольно много знают об участии в войне своих близких из их рассказов, семейных архивов (писем, фото); 38% — что-то об этом слышали, но подробностей не знают; другие же еще дальше в этой эстафете поколений. 13% вообще не знают, участвовал ли кто-то из их родственников в войне или нет.