О ТРОНЕ АЛЛАХА (Описание, местонахождение Трона и его вечность)
Был спрошен Ибн Баз: «Что такое 'Арш (Трон Аллаха)?» Ответ: «В соответствии с языковым значением этого слова, а также с пониманием ученых - 'Арш означает просто трон или трон, принадлежащий королю. 'Арш Аллаха - это несказанно большой и великий Трон; это - величайшая вещь, сотворённая Аллахом, имеющая четыре ножки и носимая ангелами. Аллах, Пречист он и Велик, находится над 'Аршем. Говорит Он о себе: «Милостивый вознесся на Трон» (сура Та Ха, 20:5) И сказал: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон» (сура аль-А'раф, 7:54). Таким образом, 'Арш неописуемо огромен, и никто из нас не в состоянии постигнуть умом всю его колоссальность - в полной мере ясен этот вопрос лишь Аллаху, который сотворил его. Однако, уже сейчас мы можем понимать со слов Пророка, мир ему и благословение, что этот 'Арш очень большой. Он напоминает на купол, покрывающий Вселенную целиком. Он является «потолком» Вселенной, и, в то же время, потолком Рая. И не располагается ничего над этим Троном, кроме Аллаха, Велик он и Пречист. «'Арш» в арабском языке означает очень большой трон. Троны королей именно так и называются. В Коране упоминается история о том, как удод сказал Сулейману про Билкис (королева Савы в Йемене, правившая во времена Сулеймана): «И есть у неё большой трон» (сура ан-Намль, 27:23). Но, всё же, Арш Господа уникален, и не существует подобия между Его 'Аршем и 'аршами его созданий. В целом, известно из словаря арабского языка, что «'Арш» есть слово, охватывающее общий круг значений, переводимых как «Трон». Однако, никто не знает о сущности, природе, вещественном составе и величии Господнего 'Арша кроме самого Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Данные, полученные из достоверных хадисов Пророка (мир ему и благословение) определяют нашу позицию по отношению к рассматриваемому вопросу, а именно вопросу Имен и Атрибутов Аллаха. Если содержащиеся в хадисе сведения как-то касаются темы Имен и Атрибутов, и хадис достоверен, то нам следует верить в эти вещи и принимать их без колебаний. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произносил ложь. Следовательно, обязательно для нас верить в поведанное Аллахом об 'Арше в своей Книге и посредством правдивых хадисов, не задавая (вычурных, запутывающих, опасных - прим. перев.) вопросов. К примеру, не существует достоверных хадисов, раскрывающих нам то, из чего сделан 'Арш. Между тем, установлено, что он очень большой, создан Аллахом и переносится несколькими ангелами. Всемогущий и Великий Господь сказал: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (сура аль-Хакка, 69:17). День, о котором здесь идёт речь - День Воскресения. Интересным будет упомянуть, что по сведениям некоторых хадисов на данный момент 'Арш несут четыре ангела, а в день Воскресения их будет восемь. Передаётся, как ибн Аби Сальт сочинил поэму (стихотворение), которую одобрил Пророк, точнее, в том смысле, что четыре ангела несут 'Aрш Аллаха, Всемогущий он да Великий, уже сейчас. Отрывок звучит так: «С правой стороны - ангел в обличье человека, а также - в облике быка. Слева - воплощенный в хищнике, и там же - в форме льва». В этом стихе говорится, что сейчас четыре ангела несут 'Арш; один в облике человека, другой - в облике быка, и далее - хищника и льва. Эти четыре ангела созданы Аллахом, Всемогущ Он и Велик, специально, чтобы нести 'Арш. Кроме того, сообщается от аль-Аббаса ибн Абд аль-Муталлиба, что в День Воскресения восемь ангелов в формах горного козла понесут Трон. Такие ангелы будут необыкновенно большими и очень высокими. Правда, этот хадис имеет определенную слабость в цепочке передатчиков. Но этому имеется подкрепление аятом: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (сура аль-Хакка, 69:17), дающим нам знать, что это всё будет в День Воскресения. Итак, сейчас держат 'Арш четыре ангела, а потом их станет восемь. И у Аллаха - только у Него - мы испрашиваем помощи, и Ему лучше известно обо всём этом». «Нур ’аля ад-Дарб», первый том, глава Акъиды, глава Асма-уа-Ссыфат; часть 1, стр. 133-135. Что первым сотворил Аллах – Перо или Трон? Сообщается со слов Убады бин Самита, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Первое, что создал Всевышний Аллах, было Перо, и Он сказал ему: «Пиши». И он ответил: «О мой Господь, что мне писать?», и Он сказал ему: «Запиши предопределение каждой вещи и что будет с ней до Судного дня» (Достоверный хадис, переданный Абу Даудом (№ 4700) в главе «Предопределение», а также ат-Тирмизи в книге «Предопределение» (№ 2317) Ибн Абиль-Изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: "Среди ученых есть различные мнения относительно того, что было сотворено первым – Перо или Трон Аллаха, о чем упоминал хафиз Абу-ль-Аля аль-Хамазани. Наиболее правильным является то, что Трон был сотворен прежде, чем Перо, как это подтверждается в сборнике достоверных хадисов имама Муслима со слов АбдуЛлаха бин Амра, да будет доволен ими обоими Аллах. Он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах установил предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, и был Его Трон над водой». ( Передан Муслимом (№ 2653) в следующей версии: «Аллах предписал предопределение для всех творений за пятьдесят тысяч лет до того как создал небеса и землю, и был Его престол над водой») Это прямо указывает на то, что предопределение было установлено после создания Трона, сразу после того, как был создано Перо, как говорится в хадисе Убады (да будет доволен им Аллах)". "Шарх акыда ат-Тахавийя", 206-207 Нам сообщил Абу Бакр Ибн Абу Шэйба и Мухаммад Ибн Аль-Саббах: «Пересказал Язид Ибн Харун: «Нас уведомил Хаммад Ибн Саляма, от Я’ля Ибн ‘Аты, от Ваки’а Ибн Хадаса, от Абу Разина – дяди последнего по отцовской линии, сказавшего: «Я спросил: «Поасланник Аллаха, где был Господь наш прежде, чем Он создал творение Свое?» (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Был Он в слепом мраке, поверх которого бездна и снизу которого бездна, вслед за чем творение трона Его на воде.» Сахих ибн Маджа Ибн Усеймин сказал: Человек должен верить в то, что Аллах Всевышний находится над всем сущим, возвышен над Своим Троном. Трон (’арш) является самым великим творением из всех, что нам известны. Сообщается в хадисе: «Поистине, семь небес и семь земель по отношению к Престолу (курсий) подобны колечку, брошенному в огромной пустыне. А превосходство ’Арша над аль-Курсий (Престолом) подобно превосходству пустыни над этим колечком» Этот хадис упомянул хафиз ибн Касир в своем тафсире, 1/332. Также его передал ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире, 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 109. Брось колечко, из которого плетут кольчугу, в огромной пустыне и посмотри, что оно представляет по отношению к этой пустыне! Абсолютно ничего! Посмотри же затем на величие Трона (’арша)! Именно поэтому, Аллах Всевышний описывает Свой Трон (’арш) величием и славой. Аллах Всевышний сказал: «Он - Господь великого Трона» (9:129). А также: «Владыка славного Трона» (85:15). И над этим Троном возвысился Аллах Всевышний! Всевышний Аллах над Троном, а Трон над всеми творениями. А Престол (аль-Курсий), хоть и мал по отношению к Трону, но объемлет небеса и землю. Аллах Всевышний сказал: «Его Престол объемлет небеса и землю» (2:255). «Шарх Рийад ас-салихин», хадис № 60 25/59. Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он — Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего. Трон — это вершина мироздания, самое прекрасное и величественное из Божьих творений. На него поднялся Милостивый Аллах. Он объемлет небеса и землю, и милость Аллаха тоже объемлет все сущее. Это означает, что Аллах вознесся на величайшее из творений посредством величайшего из Своих качеств. Таким образом, Всевышний в одном аяте сообщил о том, что Он является Единственным Творцом Вселенной, знает обо всем явном и сокровенном, находится над Троном и отделен от Своих творений. Абд ар-Рахман ибн Насир Ас-Саади, «Толкование Священного Корана». Передают, что Катада бин ан-Нуман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, то вознесся на Трон». Аз-Захаби передал этот хадис в книге «аль-Улувв» (119), назвав его рассказчиков заслуживающими доверия, а аль-Халлал передал его в книге «Китаб ас-Сунна». В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах создал творения и начертал надпись у Него над троном: «Моя милость одолела (победила) Мой гнев». Сказал Абдуллах Ибн Умар Ибн Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Сотворил Аллах 4 вещи своими руками: Трон, Перо, Рай, и Адама, затем сказал остальным творениям „Будь!“, и они появились» Передал Дарими в «Родд Аля Джахмия», 35, и Ибн Джарир Ат-Табари в тафсире, 21-238, и иснад этого сообщения достоверный. • Трон на воде Аллах сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (11:7). Всевышний сообщил о том, что небеса и земля были сотворены за шесть дней. Их сотворение началось в воскресенье и завершилось в пятницу. Все это время Его Трон располагался над водой, что находится над седьмым небом. А после завершения сотворения небес и земли Всевышний Аллах вознесся на Трон, откуда Он управляет делами Вселенной по Своему усмотрению, руководствуясь законами предопределения и небесных религий. Абд ар-Рахман ибн Насир Ас-Саади, «Толкование Священного Корана». Катада сказал: «Ваш Господь сообщает вам, что Его создание началось до того, как Он создал небеса и землю» (Тафсир аль-Табари, 15/246) . Бухари (2953) передал от Имрана ибн Хусайна, что некоторые люди из Йемена спросили Пророка (мир ему и благословения Аллаха) об этом: «Мы пришли к тебе спросить об этом». Он ответил: «Был Аллах, и не было ничего кроме Него, и Его Трон был на воде. Он записал все в Своей Книге и Он создал небеса и землю». Эти аяты и хадис говорят о начале создания, и говорят о том, что Трон Аллаха был на воде до создания небес и земли». Бухари (6869) и Муслим (1659) передал, что Абу Хурайра сказал: «Правая рука Аллаха полна и не уменьшается в ней, когда что-то тратится; она переполняется ночью и днем. Подумай о том, что Он потратил со времен сотворения небес и земли, но все что он потратил, не уменьшило того, что в Его Правой руке». И он сказал: «И его трон на воде, и в Его другой руке сила для умерщвления, и Он возвышает одних и унижает других». Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «В сообщении Исхага ибн Рахайах говорится: «и Трон на воде». Внешний смысл таков, какой использовал Пророк (мир ему и благословения Аллаха) в этих словах. Внешний смысл хадиса, который шел до него, в том, что Трон был на воде до создания небес и земли, и два хадиса, будучи объединены указывают, трон до сих пор находится на воде» (Фатх аль-Бари, 20/496). Передает Имам Аль Бухари от Садка слова табиина Сулейман Ат Тейми: «Если меня спросят „Где Аллах?“ Свят Он и Высочайший. То я скажу: „На небесах“. Если меня спросят: „А где был Его Трон до создания небес?“. То я скажу: „Над водой“. А если спросят меня: „А где был Трон до создания воды?“. Я отвечу: „Не знаю“. Дополнил эти слова Имам Бухари: Сказал Абу Абдуллах (т.е. я, Аль-Бухари) — „И это в соответствии со Словами Аллаха: “ Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (2-255), то есть, кроме того, что разъяснено Аллахом.» См. Бухари в книге «Хальк ‘афаль ‘Ибад» стр. 37, и Лялякаи «Шарх усул И’тикьад», 3/401. Аз Захаби передал в аль Алв (аль Мухтасар, 35), что Абдуллах ибн Амр сказал: «Аллах создал воду над семью небесами, и Он создал Трон над водой» Шейх Албани сказал: Иснад – сахих. В Сахихе Муслима приводится хадис от Абдулы ибн Амра о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах соразмерил предопределения творений за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небеса и земли. А его Трон на воде». Сахих аль-Бухари (6867), Муслим (2653). • О вечности Трона Когда Ибн Теймию спросили о достоверности хадиса: "Семь вещей никогда не исчезнут и не умрут: Ад, его обитатели, хранимая скрижаль, перо (которое написало все, что произойдет вплодь до Судного дня), Престол (аль-Курси) и Трон (аль-Арш)". Он ответил: "Эти слова не принадлежат пророку (мир ему и благословение Аллаху), это слова некоторых ученых. Все саляфы этой уммы, имамы и все сторонники ахлю-Сунна уаль-джама'а единогласны в том, что из творений Аллаха есть то, что никогда не исчезнет, а это Ад, Рай и Трон. И никто не говорил о том, что исчезнут все творения без исключения,кроме некоторых философов из числа приверженцев нововведений!" "Баяну тальбис аль-джахмия" 1/115. Ибн Теймия также сказал: «Все предшественники этой общины и её предводители единодушны в том, что среди творений Аллаха есть такие, которые не исчезнут. И это Рай, Ад, Трон /‘Арш/ и др. О том, что исчезнут все творения Аллаха, говорила лишь группа людей Писания, последовавшая за нововведениями. И это мнение не имеет под собой оснований» Мухтасар аль-фатауа-ль-мисрийа. Т. 1. С. 169 Продолжение следует..
Богобоязненность
О ТРОНЕ АЛЛАХА (Описание, местонахождение Трона и его вечность)
Был спрошен Ибн Баз: «Что такое 'Арш (Трон Аллаха)?»
Ответ: «В соответствии с языковым значением этого слова, а также с пониманием ученых - 'Арш означает просто трон или трон, принадлежащий королю.
'Арш Аллаха - это несказанно большой и великий Трон; это - величайшая вещь, сотворённая Аллахом, имеющая четыре ножки и носимая ангелами. Аллах, Пречист он и Велик, находится над 'Аршем. Говорит Он о себе:
«Милостивый вознесся на Трон» (сура Та Ха, 20:5)
И сказал:
«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон» (сура аль-А'раф, 7:54).
Таким образом, 'Арш неописуемо огромен, и никто из нас не в состоянии постигнуть умом всю его колоссальность - в полной мере ясен этот вопрос лишь Аллаху, который сотворил его. Однако, уже сейчас мы можем понимать со слов Пророка, мир ему и благословение, что этот 'Арш очень большой. Он напоминает на купол, покрывающий Вселенную целиком. Он является «потолком» Вселенной, и, в то же время, потолком Рая. И не располагается ничего над этим Троном, кроме Аллаха, Велик он и Пречист.
«'Арш» в арабском языке означает очень большой трон. Троны королей именно так и называются. В Коране упоминается история о том, как удод сказал Сулейману про Билкис (королева Савы в Йемене, правившая во времена Сулеймана): «И есть у неё большой трон» (сура ан-Намль, 27:23). Но, всё же, Арш Господа уникален, и не существует подобия между Его 'Аршем и 'аршами его созданий. В целом, известно из словаря арабского языка, что «'Арш» есть слово, охватывающее общий круг значений, переводимых как «Трон». Однако, никто не знает о сущности, природе, вещественном составе и величии Господнего 'Арша кроме самого Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Данные, полученные из достоверных хадисов Пророка (мир ему и благословение) определяют нашу позицию по отношению к рассматриваемому вопросу, а именно вопросу Имен и Атрибутов Аллаха. Если содержащиеся в хадисе сведения как-то касаются темы Имен и Атрибутов, и хадис достоверен, то нам следует верить в эти вещи и принимать их без колебаний. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произносил ложь. Следовательно, обязательно для нас верить в поведанное Аллахом об 'Арше в своей Книге и посредством правдивых хадисов, не задавая (вычурных, запутывающих, опасных - прим. перев.) вопросов. К примеру, не существует достоверных хадисов, раскрывающих нам то, из чего сделан 'Арш. Между тем, установлено, что он очень большой, создан Аллахом и переносится несколькими ангелами. Всемогущий и Великий Господь сказал: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (сура аль-Хакка, 69:17). День, о котором здесь идёт речь - День Воскресения.
Интересным будет упомянуть, что по сведениям некоторых хадисов на данный момент 'Арш несут четыре ангела, а в день Воскресения их будет восемь. Передаётся, как ибн Аби Сальт сочинил поэму (стихотворение), которую одобрил Пророк, точнее, в том смысле, что четыре ангела несут 'Aрш Аллаха, Всемогущий он да Великий, уже сейчас. Отрывок звучит так:
«С правой стороны - ангел в обличье человека, а также - в облике быка. Слева - воплощенный в хищнике, и там же - в форме льва».
В этом стихе говорится, что сейчас четыре ангела несут 'Арш; один в облике человека, другой - в облике быка, и далее - хищника и льва. Эти четыре ангела созданы Аллахом, Всемогущ Он и Велик, специально, чтобы нести 'Арш. Кроме того, сообщается от аль-Аббаса ибн Абд аль-Муталлиба, что в День Воскресения восемь ангелов в формах горного козла понесут Трон. Такие ангелы будут необыкновенно большими и очень высокими. Правда, этот хадис имеет определенную слабость в цепочке передатчиков. Но этому имеется подкрепление аятом: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа» (сура аль-Хакка, 69:17), дающим нам знать, что это всё будет в День Воскресения. Итак, сейчас держат 'Арш четыре ангела, а потом их станет восемь.
И у Аллаха - только у Него - мы испрашиваем помощи, и Ему лучше известно обо всём этом».
«Нур ’аля ад-Дарб», первый том, глава Акъиды, глава Асма-уа-Ссыфат; часть 1, стр. 133-135.
Что первым сотворил Аллах – Перо или Трон?
Сообщается со слов Убады бин Самита, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Первое, что создал Всевышний Аллах, было Перо, и Он сказал ему: «Пиши». И он ответил: «О мой Господь, что мне писать?», и Он сказал ему: «Запиши предопределение каждой вещи и что будет с ней до Судного дня»
(Достоверный хадис, переданный Абу Даудом (№ 4700) в главе «Предопределение», а также ат-Тирмизи в книге «Предопределение» (№ 2317)
Ибн Абиль-Изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: "Среди ученых есть различные мнения относительно того, что было сотворено первым – Перо или Трон Аллаха, о чем упоминал хафиз Абу-ль-Аля аль-Хамазани. Наиболее правильным является то, что Трон был сотворен прежде, чем Перо, как это подтверждается в сборнике достоверных хадисов имама Муслима со слов АбдуЛлаха бин Амра, да будет доволен ими обоими Аллах. Он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Аллах установил предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до того, как создал небеса и землю, и был Его Трон над водой». ( Передан Муслимом (№ 2653) в следующей версии: «Аллах предписал предопределение для всех творений за пятьдесят тысяч лет до того как создал небеса и землю, и был Его престол над водой»)
Это прямо указывает на то, что предопределение было установлено после создания Трона, сразу после того, как был создано Перо, как говорится в хадисе Убады (да будет доволен им Аллах)".
"Шарх акыда ат-Тахавийя", 206-207
Нам сообщил Абу Бакр Ибн Абу Шэйба и Мухаммад Ибн Аль-Саббах: «Пересказал Язид Ибн Харун: «Нас уведомил Хаммад Ибн Саляма, от Я’ля Ибн ‘Аты, от Ваки’а Ибн Хадаса, от Абу Разина – дяди последнего по отцовской линии, сказавшего: «Я спросил: «Поасланник Аллаха, где был Господь наш прежде, чем Он создал творение Свое?» (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Был Он в слепом мраке, поверх которого бездна и снизу которого бездна, вслед за чем творение трона Его на воде.»
Сахих ибн Маджа
Ибн Усеймин сказал: Человек должен верить в то, что Аллах Всевышний находится над всем сущим, возвышен над Своим Троном. Трон (’арш) является самым великим творением из всех, что нам известны. Сообщается в хадисе: «Поистине, семь небес и семь земель по отношению к Престолу (курсий) подобны колечку, брошенному в огромной пустыне. А превосходство ’Арша над аль-Курсий (Престолом) подобно превосходству пустыни над этим колечком»
Этот хадис упомянул хафиз ибн Касир в своем тафсире, 1/332. Также его передал ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире, 3/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 109.
Брось колечко, из которого плетут кольчугу, в огромной пустыне и посмотри, что оно представляет по отношению к этой пустыне! Абсолютно ничего! Посмотри же затем на величие Трона (’арша)! Именно поэтому, Аллах Всевышний описывает Свой Трон (’арш) величием и славой. Аллах Всевышний сказал: «Он - Господь великого Трона» (9:129). А также: «Владыка славного Трона» (85:15).
И над этим Троном возвысился Аллах Всевышний! Всевышний Аллах над Троном, а Трон над всеми творениями. А Престол (аль-Курсий), хоть и мал по отношению к Трону, но объемлет небеса и землю. Аллах Всевышний сказал: «Его Престол объемлет небеса и землю» (2:255).
«Шарх Рийад ас-салихин», хадис № 60
25/59. Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он — Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего.
Трон — это вершина мироздания, самое прекрасное и величественное из Божьих творений. На него поднялся Милостивый Аллах. Он объемлет небеса и землю, и милость Аллаха тоже объемлет все сущее. Это означает, что Аллах вознесся на величайшее из творений посредством величайшего из Своих качеств.
Таким образом, Всевышний в одном аяте сообщил о том, что Он является Единственным Творцом Вселенной, знает обо всем явном и сокровенном, находится над Троном и отделен от Своих творений.
Абд ар-Рахман ибн Насир Ас-Саади, «Толкование Священного Корана».
Передают, что Катада бин ан-Нуман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, то вознесся на Трон».
Аз-Захаби передал этот хадис в книге «аль-Улувв» (119), назвав его рассказчиков заслуживающими доверия, а аль-Халлал передал его в книге «Китаб ас-Сунна».
В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах создал творения и начертал надпись у Него над троном: «Моя милость одолела (победила) Мой гнев».
Сказал Абдуллах Ибн Умар Ибн Аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Сотворил Аллах 4 вещи своими руками: Трон, Перо, Рай, и Адама, затем сказал остальным творениям „Будь!“, и они появились»
Передал Дарими в «Родд Аля Джахмия», 35, и Ибн Джарир Ат-Табари в тафсире, 21-238, и иснад этого сообщения достоверный.
• Трон на воде
Аллах сказал: «Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (11:7).
Всевышний сообщил о том, что небеса и земля были сотворены за шесть дней. Их сотворение началось в воскресенье и завершилось в пятницу. Все это время Его Трон располагался над водой, что находится над седьмым небом. А после завершения сотворения небес и земли Всевышний Аллах вознесся на Трон, откуда Он управляет делами Вселенной по Своему усмотрению, руководствуясь законами предопределения и небесных религий.
Абд ар-Рахман ибн Насир Ас-Саади, «Толкование Священного Корана».
Катада сказал: «Ваш Господь сообщает вам, что Его создание началось до того, как Он создал небеса и землю» (Тафсир аль-Табари, 15/246) .
Бухари (2953) передал от Имрана ибн Хусайна, что некоторые люди из Йемена спросили Пророка (мир ему и благословения Аллаха) об этом: «Мы пришли к тебе спросить об этом». Он ответил: «Был Аллах, и не было ничего кроме Него, и Его Трон был на воде. Он записал все в Своей Книге и Он создал небеса и землю».
Эти аяты и хадис говорят о начале создания, и говорят о том, что Трон Аллаха был на воде до создания небес и земли».
Бухари (6869) и Муслим (1659) передал, что Абу Хурайра сказал: «Правая рука Аллаха полна и не уменьшается в ней, когда что-то тратится; она переполняется ночью и днем. Подумай о том, что Он потратил со времен сотворения небес и земли, но все что он потратил, не уменьшило того, что в Его Правой руке». И он сказал: «И его трон на воде, и в Его другой руке сила для умерщвления, и Он возвышает одних и унижает других».
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «В сообщении Исхага ибн Рахайах говорится: «и Трон на воде». Внешний смысл таков, какой использовал Пророк (мир ему и благословения Аллаха) в этих словах. Внешний смысл хадиса, который шел до него, в том, что Трон был на воде до создания небес и земли, и два хадиса, будучи объединены указывают, трон до сих пор находится на воде»
(Фатх аль-Бари, 20/496).
Передает Имам Аль Бухари от Садка слова табиина Сулейман Ат Тейми: «Если меня спросят „Где Аллах?“ Свят Он и Высочайший. То я скажу: „На небесах“. Если меня спросят: „А где был Его Трон до создания небес?“. То я скажу: „Над водой“. А если спросят меня: „А где был Трон до создания воды?“. Я отвечу: „Не знаю“.
Дополнил эти слова Имам Бухари: Сказал Абу Абдуллах (т.е. я, Аль-Бухари) — „И это в соответствии со Словами Аллаха: “ Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (2-255), то есть, кроме того, что разъяснено Аллахом.»
См. Бухари в книге «Хальк ‘афаль ‘Ибад» стр. 37, и Лялякаи «Шарх усул И’тикьад», 3/401.
Аз Захаби передал в аль Алв (аль Мухтасар, 35), что Абдуллах ибн Амр сказал: «Аллах создал воду над семью небесами, и Он создал Трон над водой» Шейх Албани сказал: Иснад – сахих.
В Сахихе Муслима приводится хадис от Абдулы ибн Амра о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Всевышний Аллах соразмерил предопределения творений за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небеса и земли. А его Трон на воде».
Сахих аль-Бухари (6867), Муслим (2653).
• О вечности Трона
Когда Ибн Теймию спросили о достоверности хадиса: "Семь вещей никогда не исчезнут и не умрут: Ад, его обитатели, хранимая скрижаль, перо (которое написало все, что произойдет вплодь до Судного дня), Престол (аль-Курси) и Трон (аль-Арш)". Он ответил: "Эти слова не принадлежат пророку (мир ему и благословение Аллаху), это слова некоторых ученых. Все саляфы этой уммы, имамы и все сторонники ахлю-Сунна уаль-джама'а единогласны в том, что из творений Аллаха есть то, что никогда не исчезнет, а это Ад, Рай и Трон. И никто не говорил о том, что исчезнут все творения без исключения,кроме некоторых философов из числа приверженцев нововведений!"
"Баяну тальбис аль-джахмия" 1/115.
Ибн Теймия также сказал: «Все предшественники этой общины и её предводители единодушны в том, что среди творений Аллаха есть такие, которые не исчезнут. И это Рай, Ад, Трон /‘Арш/ и др. О том, что исчезнут все творения Аллаха, говорила лишь группа людей Писания, последовавшая за нововведениями. И это мнение не имеет под собой оснований»
Мухтасар аль-фатауа-ль-мисрийа. Т. 1. С. 169
Продолжение следует..