- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Начало Великого поста в этом году 18 марта, Светлое Христово Воскресение (Пасха Господня) 5 мая. 18 ФЕВРАЛЯ, В ВОСКРЕСЕНЬЕ - НЕДЕЛЯ О ЗАКХЕЕ, последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту. Со следующего воскресенья, 25 февраля, за богослужением начинают использовать Постную Триодь. Великий пост предваряют четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы подготавливают нас к Великому посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания - запрещение вкушать мясную пищу. Такая подготовка - древнее установление Церкви, - уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. 25 ФЕВРАЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ - НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ. На воскресной утрене впервые в этом году поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери». Последующая седмица с 26 февраля по 3 марта - сплошная, поста в среду и пятницу нет. 3 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ - НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ. На утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Последующая седмица с 4 по 10 марта - мясопустная, последняя перед Великим постом, когда на трапезе вкушают мясо. На этой седмице возобновляется пост в среду и пятницу 9 МАРТА, СУББОТА - ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОМИНАЛЬНАЯ (МЯСОПУСНАЯ) СУББОТА. Поминовение усопших. В храмах накануне в пятницу, 8 марта вечером, служится особое заупокойное богослужение - парастас, в субботу, 9 марта, после Литургии совершается панихида. 10 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ - НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ. Заговенье на мясо. Это последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо. На Литургии в этот день читается отрывок из (Мф 25:31—46), который напоминает о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». С 11 по 17 марта - СЕДМИЦА СЫРНАЯ (Масленица). СПЛОШНАЯ. ПОСТА В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ НЕТ. Из трапезы исключается мясо, разрешается вкушение яиц и молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Начиная с этой седмицы молитвы из Постной Триоди используются на службе каждый день. В среду и пятницу на сырной седмице Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв Великого поста. Реально молитва Ефрема Сирина начинает читаться на вечернем богослужении во вторник, затем в среду утром, вечером в четверг и в пятницу утром. 17 МАРТА - НЕДЕЛЯ ОБ ИЗГНАНИИ АДАМА ИЗ РАЯ. ПРОЩЁННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Заговенье на Великий пост. Это последний день когда вкушаются молочные продукты, яйца, сыр и рыба. На Литургии читается отрывок (от Мф 6:14–21), в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. После вечерни (обычно этот чин совершают после Литургии) СОВЕРШАЕТСЯ ЧИН ПРОЩЕНИЯ: верующие просят друг у друга прощения за все обиды, чтобы примирившись войти в пост. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. 18 МАРТА, ПОНЕДЕЛЬНИК - НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА. По монастырскому уставу - полное воздержание от пищи. Всем Божьей помощи в подготовке к Великому посту!
- Троицкая родительская суббота
- Колесование святого великомученика Георгия 23 ноября (10 ноября) воспоминают колесование святого великомученика Георгия Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335) родственницей святого великомученика Георгия Победоносца († 303), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник.Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносна, к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.Праздник святого Георгия в ноябре установлен в память его колесования и пыток. Этот праздник вошел в плоть и кровь народов Грузии, история которой представляет собою сплошной мартиролог – летопись о мучениях. Колесование святого Георгия Победоносца – едва ли не единственный в Церкви праздник, когда прославляется один из мученических подвигов, отдельно избранный из всей жизни святого. Во времена нашествия Джалал-эд-Дина, который превратил Тбилиси в чашу крови, Тамерлана, который прошел, как призрак смерти с косой в руках, от востока до запада Грузии, шаха Аббаса, обратившего города в руины, а села – в логова диких зверей, такой необычный праздник, как память колесования великомученика Георгия, был особенно близок душе народов Грузии. В ноябре Церковь установила и еще один праздник в честь великомученика – в память перенесения его мощей из Рима в Палестину, в город Лидды – родину его матери, где впоследствии во имя Георгия Победоносца был построен и освящен храм. В старых грузинских календарях ноябрь называется месяцем святого Георгия. Вообще в Грузии кроме церковных праздников святого Георгия существуют также местные народные празднества – по названию храмов и местностей: «Белый Георгий», «Млетский Георгий» и т. д.Иудейский и языческий мир в лице Каиафы и Пилата осудили Христа на смерть. Повсюду проповедь христианства встречала ненависть и гонения, везде капли мученической крови становились зернами будущего восхода Церкви. Некоторые исследователи объясняют это только особенностью римского язычества, для которого само государство стало божеством. Но не менее жестокие гонения христианство испытало и за пределами Империи. Римский пантеон собирал в своих стенах богов всех побежденных народов и завоеванных провинций. Идолы мирно уживались между собой, как одна единокровная и единодушная семья. Наверное, тот, кто впоследствии назвал пантеоном элитарные кладбища, обладал тонкой наблюдательностью. Пантеон в переводе означает «Храм всем богам». Но христианство языческий мир встретил, как гладиатор с обнаженным мечом встречает на арене цирка своего врага. В период языческих императоров Церковь испытала десять великих гонений. Самое страшное из них, унесшее больше жертв, чем войны с варварами, разразилось после долгого затишья внезапно, как смерч на море, при императоре Диоклетиане.Диоклетиан был сыном вольноотпущенника, раба, получившего свободу, и взошел по шатким ступеням трона благодаря своему проницательному уму и кипучей энергии. Рим в то время был похож на сотрясаемые подземными взрывами Помпеи. Междоусобицы и нашествия варварских народов грозили похоронить государство под лавой и пеплом. Диоклетиан быстро провел в стране и армии необходимые реформы. Он взял себе в соправители двух августов и двух цезарей, увеличил войско, расширил число и автономию провинций, основал в Никомидии новую столицу. Однако закончил император свое столь блистательное в начале правление мрачным злодеянием – многолетним гонением на христиан.В сознании народа история Рима с его славными победами была неразрывно связана с языческой религией, государство – с культом императора. Христиане, отказывающиеся поклоняться идолам и воздавать божественные почести императорам, казались врагами государства и причиной всех зол. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима, Диоклетиан – в поджоге всей империи. Нерон из ложи Колизея любовался, как умерщвляют христиан львы и гладиаторы, составляя при этом трогательные песнопения. Престарелый Диоклетиан из своего дворца в Никомидии, как из сторожевой башни, смотрел на страшную гекатомбу, которая совершалась по всей Империи в течение нескольких лет. Во время этого гонения и был предан пыткам и смерти полководец Диоклетиана – великомученик Георгий Победоносец. Святой Георгий родился в III веке в Каппадокии. Он происходил из княжеского рода; его отец занимал высокий пост в римском войске, однако вскоре претерпел смерть за Христа, и мать с ребенком переехала в свое имение в Палестину, в город Лидды. Она посвятила жизнь воспитанию сына, научила его Священному Писанию, часто рассказывала о христианских мучениках и о доблестном подвиге его отца.Святой Георгий поступил на воинскую службу и благодаря своим способностям и мужеству, проявленному в боях, уже в молодости получил звание полководца и трибуна. В то время Диоклетиан под влиянием жрецов и своего зятя Галерия решил уничтожить всех христиан в Империи. Он точно хотел на христианах исполнить желание Калигулы: «Если бы у человечества была одна шея, то я одним ударом отрубил бы ее».В Риме существовал сенат, но он давно превратился в подобие театральной декорации. Все главнейшие вопросы государственной жизни решались на тайном совете, в котором участвовали только император и его ближайшие друзья. Однажды, собрав такой совет ночью (как предписывал Платон в своей книге «Законы»), Диоклетиан объявил о решении огнем и мечом искоренить христианство. Присутствующие выразили свое одобрение. Решено было издать эдикт против христиан: христианское богослужение запрещалось, храмы предписывалось разрушать или передавать язычникам, все христианские книги подлежали немедленному сожжению. Само исповедание христианства приравнивалось к тягчайшим государственным преступлениям, караемым смертью. Отступники же от христианства освобождались от всякой ответственности и наказания, если только выражали согласие принять участие в языческих ритуалах.Когда все это было сказано, святой Георгий, присутствовавший на совете, встал и обратился к императору и августам со словами: «Долг царя и правителей соблюдать справедливость и защищать жизнь и права своих подданных, а вы решились предать смерти неповинных людей и превзойти в злодеяниях варваров, не имеющих законов». – Кто научил тебя сказать это? – спросил анфипат Магненций. – Истина, – ответил Георгий. – А что такое истина? – Христос, Которого вы хотите снова распять.Император дал знак слугам. Они кинулись на Георгия, связали его, стали бить по лицу и бросили в темницу. У тиранов во дворцах были особые тюрьмы – подземелья, где содержались самые опасные преступники, а чаще всего – личные враги. Тиран мог всегда проверить, как охраняется тюрьма, или, отдыхая от государственных дел, послушать стоны узников, закованных в цепи, и вопли тех, кого подвергают пыткам. Эта «музыка» – самая приятная для тирана.На грудь святому Георгию положили огромный камень. На следующее утро Диоклетиан спустился в темницу и спросил: – Как ты поживаешь, Георгий? – Хорошо, – ответил тот. Ответ привел императора в ярость, и он приказал предать святого Георгия колесованию – жестокой и изощренной пытке. Мученика привязали веревками к колесу, под которым находилась доска, утыканная лезвиями ножей, гвоздями и острыми крючками. Палачи вращали колесо, острия вонзались в тело и разрывали его на части; крючки, впиваясь в него, вырывали куски живого мяса. Обычно во время такой пытки человек умирал. Святой Георгий остался жив – для новых пыток.Слова святого Георгия «мне хорошо», которые Диоклетиан принял как насмешку, были истиной: во время страданий Господь подает Своим страстотерпцам небесное утешение, недаром в одной из проповедей святитель Иоанн Златоуст сказал: «Со Христом и в аду хорошо». Через шесть месяцев после колесования святой Георгий был предан казни: ему отсекли голову мечом.Промыслу Божию было угодно, чтобы просветительницей Грузии стала родственница святого Георгия – святая равноапостольная Нина. Жизнь и подвиги великомученика стали знакомы грузинскому народу из уст его сестры; имя Георгия Победоносца пришло в Грузию одновременно с ее проповедью. С тех пор оно сияет на небосклоне Иверской Церкви блеском утренней звезды. Больше всего храмов в Грузии освящено в честь Божией Матери и святого Георгия. Знаменательно, что храм, построенный над гробницей святой девы Нины, назван именем святого Георгия, словно сама равноапостольная Нина перед смертью беседовала со своим братом о будущем Грузии. Изображение святого Георгия в виде всадника, поражающего копьем дракона, – это не только память о единоборстве с обоготворенным чудовищем и спасении от смерти ливанской царевны, это символ победы христианства над язычеством; победы христианина над драконом греха и страстей в человеческом сердце, победы добра и света над злом и духовной тьмой.
- 8 СЕНТЯБРЯ. СВЯТЫЕ АДРИАН И НАТАЛИЯ Мученики Адриан и Наталия вступили в брак молодыми, всего за один год до страданий. Они жили в Никомидии (Малая Азия), Адриан был язычником и служил сановником императора Максимиана (305-3011гг.), гонителя христиан. Наталья была тайная христианка. Максимиан,начав гонение, обещал награды тем, кто будет указывать христиан и приводить их на суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться идолам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник судебной палаты Адриан, наблюдая, с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют Христа, спросил: "Какой награды ожидаете вы от своего Бога за мучения?" Мученики отвечали: "Такой награды, какой мы не можем описать, а ум твой не может постигнуть". Воодушевившись, святой Адриан сказал писцам: "Запишите и меня, так как и я христианин и с радостью умру за Христа Бога". Писцы донесли об этом императору, который призвал святого Адриана и спросил: "Неужели и ты обезумел и хочешь погибнуть? Пойди, вычеркни свое имя из списков и принеси жертву богам, прося у них прощения". Святой Адриан отвечал: "Я не обезумел, а обратился к здравому разуму". Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Его жена, святая Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и укрепляла мужа, говоря: "Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное - прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела". За порукой других мучеников святого Адриана отпустили из темницы сообщить супруге о дне казни. Святая Наталия подумала, что он отрекся от Христа и его отпустили на свободу, и не хотела впускать его домой. Святой убедил жену, что он не бежал от мучений, а пришел известить ее о дне своей кончины. Святого Адриана жестоко мучили. Император советовал святому пожалеть себя и призвать богов, но мученик отвечал: "Пусть твои боги скажут, какое благодеяние они мне обещают, и тогда я поклонюсь им, а если они не могут говорить, то зачем я буду им кланяться?" Святая Наталия не переставала укреплять мужа. Она просила его принести за нее первую молитву Богу, чтобы ее не принудили выйти замуж за язычника после его смерти. Мучитель приказал отбить святым руки и ноги на наковальне. Так святой Адриан принял мученическую смерть за Христа. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на святой Наталии, которая была молода и богата. Но она скрылась в Византию. Здесь ей явился во сне святой Адриан и сказал, что она будет скоро упокоена Господом. Бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, действительно, вскоре преставилась к Богу. Тропарь праздника Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша. СВЯТИИ АДРИАНЕ И НАТАЛИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!
- Притча «Жила-была старушка» Жила-была старушка, которая всё время плакала. Её старшая дочь вышла замуж за торговца зонтами, а младшая — за торговца лапшой. Когда старушка видела, что погода хорошая и день будет солнечным, она расстраивалась и думала: «Как же плохо! Погода такая хорошая, у моей дочки в лавке никто не купит зонтик от дождя! Как же быть?» Если погода была плохая и шёл дождь, она опять плакала, на этот раз из-за младшей дочери: «Если лапша не высохнет на солнце, младшая дочь не продаст ее. И будет худо...» И так она горевала каждый день при любой погоде: то из-за старшей дочери, то из-за младшей. Однажды ей встретился монах, которому стало жаль старушку и он поинтересовался, почему она так страдает. Женщина выложила ему все свои горести, но монах лишь улыбнулся и сказал: — Ты только измени свой образ мыслей, погоду ты ведь никак не изменишь: когда светит солнце, ты не думай о зонтиках старшей дочери, а думай о лапше младшей: «Светит солнце! У младшей дочки лапша хорошо подсохнет, и торговля будет успешной». Когда идёт дождь, думай о зонтиках старшей дочери: «Вот и дождь пошёл! Зонтики у дочки наверняка продадутся хорошо». Старушка очень обрадовалась совету, поблагодарила монаха, и стала поступать согласно рекомендации. С той поры она больше не плакала, а все время радовалась за дочерей, из-за чего радости в жизни прибавилось и у нее, и у ее дочерей, которые никак не могли утешить бедную мать. Мораль: Все просто, если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. Стоит только иначе взглянуть на вещи, и жизнь потечёт в ином направлении.
- От чистого сердца и от всей души поздравляю всех с праздником Святой Пасхи! Пусть Воскресший Господь благословит все наши благие намерения и дарует благоденственное и мирное житие. Пусть на всех путях озаряет сердца наши радость и любовь Божия! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
- Великая Суббота Страстной седмицы
- Поздравляю с великим праздником Благовещения! Пусть в доме живут мир, любовь, благополучие и Божья благодать. Пускай материальные и духовные блага будут в изобилии, а в дверь стучатся только благие вести!
- НЕ СТРЕЛЯТЬ В СЕРДЦА Елена Кучеренко
- Фарисейство… мытаря (архимандрит Феодосий). «Боже, прости нас, грешных: мы не имеем ни праведности фарисея, ни покаяния мытаря, но являемся смесью всего наихудшего, что есть в них обоих» (К. Хиотели «Восточные дороги»). Эти строки из произведения Кэти Хиотели очень точно описывают нас, сегодняшних людей. Не христиане и не язычники. Не праведники и не грешники. «Не имеем ни праведности фарисея, ни покаяния мытаря». Мы — дети нашего времени: готовы пуститься во все тяжкие и не желаем работать над собой. Мы хотим не отвечать ни за что, но иметь право на все. Получать только удовольствие и не прилагать никакого труда. Христос рассказал притчу о мытаре и фарисее, обращаясь к «некоторым, кот