ОБЛАСТИ: Русские, Татары, Украинцы, Башкиры, Марийцы, Немцы, Азербайджанцы, Удмурты, Белорусы, Армяне, Таджики, Узбеки, Чуваши, Киргизы, Мордва, Евреи, Казахи, Цыгане, Молдаване, Китайцы, Грузины, Греки, Поляки, Коми-пермяки[45], Езиды, Лезгины, Корейцы, Болгары, Чеченцы, Аварцы, Осетины, Литовцы, Коми[46],Латыши ,Ингуши, Туркмены, Якуты, Эстонцы, Кумыки, Даргинцы, Манси Коренные народы Урала Вогулы – русские венгры. Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. На территории Свердловской области, помимо татар и марийцев, компактное расселение имеют манси, поселения которых расположились на севере. Для манси характерна весьма специфическая поселенческая сеть, являющаяся отражением полукочевого образа жизни — очень неустойчивая, изменчивая. В Верхотурском уезде Пермской губернии в начале XX в. насчитывалось 24 населенных пункта вогулов (манси), в которых проживало около 2 тыс. человек [см.:Чагин, 1995,85]. В 1928 г. в Тагильском округе Уралобласти отмечено 7 мансийских селений. Но, видимо, это неполный перечень. В архивных документах в 1930 г. отмечено 36 кочевых селений, в 1933 г. — 28. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка. Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. Башкиры Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В восстании Пугачева (1773—1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал. Марийцы Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Всего на территории Свердловской области в XX в. отмечено 39 поселений с марийским населением, расположенных на территории Артинского, Ачитского, Красноуфимского, Нижнесергинского районов. Нагайбаки Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области. Татары Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Всего на территории Свердловской области было выявлено 88 поселений, в которых проживали татары, из них 12 имели смешанное башкирско-татарское население, 42 —русско-татарское, одно — марийско-татарское. Татарские деревни сосредоточены в основном на юго-западе Свердловской области — в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах. Гнездовой тип расселения в целом сохраняется до сих пор, и можно выделить ряд сельсоветов, которые преимущественно состоят из татарских селений: Русско-Потамский, Талицкий, Азигуловский, Усть-Манчажский, Бугалышский и др. Мордва на Среднем Урале на протяжении второй половины XX в. отличается особой дисперсностью расселения. В Свердловской области в 1939 г. их насчитывалось 10 755 чел., а к 1989 г. — 15 453 чел., причем 89,7 % из них относились к горожанам. Районы компактного проживания мордвы в сельской местности Свердловской области отсутствуют. В 1989 г. здесь было зарегистрировано 2 поселения: дер. Ключи Сысертского района и дер. Хомутовка г. Первоуральска, в которых отмечен смешанный состав населения, состоящий из русских и мордвы. Большой интерес представляет изучение динамики казахских сельских поселений. В 1959 г. их насчитывается 44, а в 1989 г. — 6. Всего на территории Среднего Урала во второй половине XX в. зарегистрировано 98 аулов, что значительно больше, чем татарских или марийских селений. Можно выделить ряд районов, где наблюдается наибольшее число казахских поселений, — юг и юго-восток Свердловской области (Камышловский, Байкаловский, Ирбитский, Пышминский, Сухоложский, Каменский районы).В северных и западных районах области поселения казахов практически не встречаются. Средний Урал в настоящее время представляет собой регион, в котором проживают представители почти 100 национальностей. Географически он охватывает в основном территорию Свердловской области, за исключением северных ее районов, а также часть Пермской и юг Челябинской области.
МКУ Махнёвский культурно-досуговый центр
:Жанна Зеленкова( Палаумова)
НАРОДЫ СРЕДНЕГО УРАЛА, СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ:
Русские,
Татары, Украинцы, Башкиры, Марийцы, Немцы, Азербайджанцы, Удмурты, Белорусы,
Армяне, Таджики, Узбеки, Чуваши, Киргизы, Мордва, Евреи, Казахи, Цыгане,
Молдаване, Китайцы, Грузины, Греки, Поляки, Коми-пермяки[45], Езиды, Лезгины,
Корейцы, Болгары, Чеченцы, Аварцы, Осетины, Литовцы, Коми[46],Латыши ,Ингуши,
Туркмены, Якуты, Эстонцы, Кумыки, Даргинцы, Манси
Коренные
народы Урала
Вогулы –
русские венгры. Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и
марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до
прихода этих народностей данная земля была заселена. На территории Свердловской
области, помимо татар и марийцев, компактное расселение имеют манси, поселения
которых расположились на севере. Для манси характерна весьма специфическая
поселенческая сеть, являющаяся отражением полукочевого образа жизни — очень
неустойчивая, изменчивая. В Верхотурском уезде Пермской губернии в начале XX в.
насчитывалось 24 населенных пункта вогулов (манси), в которых проживало около 2
тыс. человек [см.:Чагин, 1995,85]. В 1928 г. в Тагильском округе Уралобласти
отмечено 7 мансийских селений. Но, видимо, это неполный перечень. В архивных
документах в 1930 г. отмечено 36 кочевых селений, в 1933 г. — 28. Коренным
народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь
можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой».
Манси
являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от
друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская),
чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская
(кленовско-бисертская), ирбитская.
Сегодня
манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего
пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В
поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для
получения образования и ради заработка.
Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском
крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию
проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной.
Башкиры
Упоминания о
башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым
скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены
к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия
подверглась нападению монголо-татар.
В XVII веке
в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне,
ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения
башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В
восстании Пугачева (1773—1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В
этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание
яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.
Марийцы
Марийцы или
черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане,
Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются
в VI веке готским историком Иорданом.
Всего на
территории Свердловской области в XX в. отмечено 39 поселений с марийским
населением, расположенных на территории Артинского, Ачитского, Красноуфимского,
Нижнесергинского районов.
Нагайбаки
Существует
несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они
могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки
являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского
региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали
во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области.
Татары
Татары –
второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает
в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень.
Всего на территории Свердловской области было выявлено 88 поселений, в которых
проживали татары, из них 12 имели смешанное башкирско-татарское население, 42
—русско-татарское, одно — марийско-татарское. Татарские деревни сосредоточены в
основном на юго-западе Свердловской области — в Артинском, Ачитском,
Красноуфимском, Нижнесергинском районах. Гнездовой тип расселения в целом
сохраняется до сих пор, и можно выделить ряд сельсоветов, которые
преимущественно состоят из татарских селений: Русско-Потамский, Талицкий,
Азигуловский, Усть-Манчажский, Бугалышский и др.
Мордва на Среднем Урале на протяжении второй
половины XX в. отличается особой дисперсностью расселения. В Свердловской
области в 1939 г. их насчитывалось 10 755 чел., а к 1989 г. — 15 453 чел.,
причем 89,7 % из них относились к горожанам. Районы компактного проживания
мордвы в сельской местности Свердловской области отсутствуют. В 1989 г. здесь
было зарегистрировано 2 поселения: дер. Ключи Сысертского района и дер.
Хомутовка г. Первоуральска, в которых отмечен смешанный состав населения,
состоящий из русских и мордвы.
Большой
интерес представляет изучение динамики казахских
сельских поселений. В 1959 г. их насчитывается 44, а в 1989 г. — 6. Всего на
территории Среднего Урала во второй половине XX в. зарегистрировано 98 аулов,
что значительно больше, чем татарских или марийских селений. Можно выделить ряд
районов, где наблюдается наибольшее число казахских поселений, — юг и
юго-восток Свердловской области (Камышловский, Байкаловский, Ирбитский,
Пышминский, Сухоложский, Каменский районы).В северных и западных районах
области поселения казахов практически не встречаются.
Средний Урал
в настоящее время представляет собой регион, в котором проживают представители
почти 100 национальностей. Географически он охватывает в основном территорию
Свердловской области, за исключением северных ее районов, а также часть
Пермской и юг Челябинской области.