Комментарии
- Предыдущие комментарии
- В начало
- 3 июн 2019 11:50Спасибо, Ирочка, Очень интересно и так грустно, что мы все (люди Земли) так грубо разрушаем красоту природы,не бережем ее дары..
- 3 июн 2019 15:19Спасибо, дорогая Ирина, з статью о великолепии русского Севера. Живя на Севере в Архангельске и Нарьян-Маре, я смогла купить нитку круглого жемчуга. Он дорогой, много не купишь. И два ожерелья мелкого длинненького жемчуга. Он вполне доступен по деньгам. У меня девочки их носили. Даже белый свитерок вышила жемчугом немного. Эти длинненькие жемчужины так и называются речным жемчугом. А вот желтые бусины, как на портретах Журавлева Ф. С. я в музеях не видела. Мне кажется, что это скорее янтарные бусы. Статью Вы написали замечательную. Спасибо вам за просвещение нас, любителей прекрасного, очень тонкими, интересными, очень подробными исследованиями многих вещей, Вашими замечательными работами над очень разными темами. Прочтя эту статью, снова посмотрела с большим удовольствием и некоторые другие Ваши статьи.
- 3 июн 2019 15:40Мне тоже показалось, что это янтарь, но портреты были в статье о жемчуге... Хотя желтый и даже оранжевый жемчуг существует- я о нем писала. Сейчас найду и скину Вам в личку ссылку
- 3 июн 2019 15:42Спасибо! Видела только розовый и черный из цветных. Но мне показалось, что розовый был искусственным.
- 3 июн 2019 20:13Что Вы ! Нет, не я нашла...
Но как люблю смотреть на эту загадку природы!
Какую замечательную заметку Вы собрали !
Содержатнельную, яркую визуально и душевную.
Спасибо Вам большое за приятные минуты и для разума, и для души.
Я признательна Вам! - 3 июн 2019 20:15Спасибо за добрые слова А я обрадовалась, что где-то еще можно найти речной жемчуг!!!
- 3 июн 2019 20:20Видела в Узбекистане раковины с очень мелким жемчугом сероватого оттенка .
- 3 июн 2019 20:23Вера, возможно Вам будет интересно- еще о жемчуге https://www.ok.ru/profile/366479413/statuses/66441820525877
- 3 июн 2019 20:33Спасибо Заходите на моей странице в группу " В мире прекрасного- удивительное рядом" , там легко искать по меткам и много интересного
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ЖЕМЧУГА - ИСТОРИЯ РЕЧНОГО ЖЕМЧУГА В РОССИИ .
Тени сползают с опушки.
Вьется дорога пригорками.
Звезды речные ракушки
Ловят лазурными створками.
Роем у берега мушки.
Звездами глуби запружены:
Ловишь случайно ракушки –
В каждой сквозит по жемчужине.
(неизвестный автор)
Краеведы в местных музеях русского Севера с гордостью рассказывают о русском речном жемчуге, которым когда-то украшали всё самое дорогое — от царских корон и окладов икон до платьев и кокошников зажиточных крестьянок. Тот же жемчуг в изобилии использовался в ювелирных украшениях — серьгах, кольцах и ожерельях. Неужели весь этот жемчуг был местный?
Жемчужный промысел и жемчужное шитье на северо-западе России когда-то процветали, этим жила немалая часть местных жителей — старателей-жемчугодобытчиков, ювелиров и швей. Жемчужное шитье достоверно известно с Х века, хотя, по-видимому, появилось (вместе с промыслом) значительно раньше. Жемчуг добывали в реках Новгородской, Архангельской и Олонецкой губерний, куда входила часть территории Карелии. Есть данные, что по добыче речного жемчуга Россия многие столетия стояла на первом месте. Достаточно сказать, что герб, пожалованный в 1788 году Екатериной Великой карельскому городу Кемь, включает жемчужный венок на голубом (водяном) поле (фотография ниже), а вывоз русского жемчуга за границу в 1860 году оценивался в 182 тыс. рублей. По тем временам — огромные деньги (около миллиарда в нынешних ценах).
Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. В 1562 году Иван Грозный дарит Соловецкому монастырю крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и обрамленный жемчугом. Мантия и шапка царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех, а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.
Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России. «На образах богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе» - писал в своих записках барон Август фон Гакстгаузен в середине 19 века.
На фотографиях ниже:
Риза иконы "Богоматерь Владимирская" ,1657 г., золото, драгоценные камни,жемчуг, чеканка, скань, эмаль. (фотография 1)
Икона - список 14 века с Констатинопольской Одигитрии (фотография 2)
Портрет Ивана Грозного в парадном одеянии (фотография 3)
Шапка Мономаха (фотография 4)
Портрет царя Алексея Михайловича (годы царствования 1645-1676) в парадном одеянии (фотография 5)
Портрет царицы Марфы Апраксиной (супруги царя Федора III) в парадной одежде (фотография 6)
В ХVII веке за жемчугом ходили почти, как за рыбой. Европейская жемчужница в огромных количествах водилась в северных реках, особенно – в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Около 200 жемчугоносных рек было известно в XVII веке в России. Для добычи драгоценных перлов строили специальные плоты. В центре была дыра, в которую просматривали дно, и, если натыкались на скопление раковин, вытаскивали их специальными длинными щипцами. На мелководье жемчужниц просто нащупывали ногами и доставали – такой промысел был под силу даже детям.
На фотографиях ниже:
Добыча жемчуга с плота в России (1)
В старину жемчужный промысел был доступен абсолютно всем, даже детям (2)
Иногда на картинах классиков 19 века можно увидеть самых обычных русских женщин — крестьянок, мещанок, в красивейших кокошниках, украшенных жемчугами, в жемчужных ожерельях. Жемчуг на картинах крупный, белый, очень красивый… и прекрасно оттеняет красоту женщин русского севера.
На фотографиях ниже картины:
Корзухин А. Портрет неизвестной в жемчужном уборе, 1882 год (1)
Тимофеев В.Т. Портрет молодой женщины (2)
Будкин Ф.О. "Девушка перед зеркалом" , 1848 год (3)
Неизвестный художник . Портрет Великой княжны Александры Павловны в русском костюме, 1790 год (4)
Неизвестный художник. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке. (5)
П.Барбье. Портрет молодой женщины в русском сарафане ,1817 (6)
Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901), "Боярышня" (7)
Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901), " Портрет девушки в русском костюме" (8)
Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901), "Троицын день" (9)
Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901), "Русская красавица" (10)
Русские красавицы в жемчугах на портретах Маковского (11)
Но в 1721 году Петром I был издан указ, по которому весь добытый жемчуг должен был сдаваться в государственную казну. Жемчужный промысел служил существенным источником дохода для жителей многих русских деревень. Сразу после указа право добычи жемчуга в северных реках было предоставлено только казне. Для контроля за исполнением государственного постановления в Новгородскую, Псковскую и Тверскую губернии были направлены, вооруженные надлежащими инструкциями дворяне.Но, очевидно, в глубинке никто из местных жителей особенно не рвался исполнять столичный указ, и ожидаемого успеха это постановление не имело. Тогда в 1731 году добыча жемчуга была разрешена всем без изъятия, с одним только условием: самый крупный и чистый жемчуг должен был доставляться в коммерц-коллегию, за что нашедшему выплачивалось денежное вознаграждение.
Мелкий речной жемчуг на Руси называли жемчужной зернью. Крупные жемчужины овальной формы именовали жемчужными огурцами. Любопытно, что на Руси мелкий речной жемчуг с массой жемчужины менее 0, 25 карата ( 50 мг) и диаметром менее 3 мм называли бисером ( от араб. bustra - поддельный жемчуг) .
КРЕСТЬЯНСКАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА В РИСУНКАХ В. ГОРДЕЕВОЙ.
Все рисунки и описание праздничной крестьянской одежды из книги издательства " Изобразительное искусство", Москва, 1974 год.
Праздничная одежда, как сложное архитектурное сооружение, состоит из множества элементов, сочетает в себе различные по фактуре ткани, в её отделке используются камни, жемчуг, золотая и серебряная нити, грубая и тонкая вышивка, бусы и многое другое.
Костюм крестьянки Нижегородской губернии.
Конец XIX века.Собрание Государственного Русского музея.
Костюм состоит из рубахи, сарафана и душегреи. Одежда сшита из покупных парчовых тканей. Душегрея украшена позументом и золотым шитьем. Кокошник, расшитый золотыми нитями, жемчугом и каменьями, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье дополняют праздничную нарядность костюма. (фотография 1 )
Костюм крестьянки Смоленской губернии.
Середина XIX века.
Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Костюм состоит из домотканых рубахи и паневы. Рукава холщовой рубахи и ворот покрыты сложным тканым узором и вышивкой, различной по характеру исполнения. Узор рубахи носит ковровый характер. Красива черная шерстяная панева. Поле паневной ткани разбито на клетки вышитыми полосами, внутри каждой клетки помещены геометрические узоры, выполненные цветными шерстяными ниткам. Подол паневы украшает полоса вышивки. Обычно костюм крестьянки Смоленской губернии дополнялся поясом и передником. Костюм поражает сложным техническим исполнением. Головной убор-сорока расшит серебряной нитью и жемчугом. (фотография 2)
Костюм крестьянки Владимирской губернии.
XIX век.
Костюм состоит из рубахи, сарафана и шугая (вид верхней одежды), выполненных из покупных парчовых тканей. Кокошник, расшитый золотными нитями и жемчугом, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье придают костюму еще более праздничную нарядность. (фотография 3)
Костюм крестьянки Архангельской губернии.
Начало 19 века.
Музей народного искусства.
Костюм состоит из рубахи, расшитой жемчугом, верхней парчовой рубахи с расшитым жемчугом оплечьями и косоклинного парчового сарафана, отделанного позументом. Нарядный венец, расшитый жемчугом и каменьями, жемчужные серьги, жемчужное ожерелье с каменьями и вплетенный в косу косник дополняют этот праздничный костюм. (фотогафия 4)
Костюм крестьянки Калужской губернии.
Конец XIX века.
Костюм состоит из домотканой холщовой рубахи с кумачовыми рукавами, шерстяной одноцветной па-невы, домотканого холщового передника и шерстяного пояса c кистями, унизанными бисером. Особую на-рядность костюму придает передник. Тканые изображения женских фигур, птиц, кустиков, узорные и гладкие полосы, полоски-затканки чередуются на нем c вышивкой косыми крестами и разноцветными нашивками из ситца. Праздничную нарядность костюма завершает кокошник, шитый жемчугом и цветными бусами, жемчужные серьги и коралловое ожерелье. (фотография 5)
Девичий костюм крестьянки Тамбовской губернии.
Начало ХХ века.
Костюм состоит из цветной рубахи, сборчатого сарафана из цветной ткани в крупный рисунок и широкой ленты-повязки на голову. Повязка украшена нашивкой из золотого шитья. Нарядность костюму придают жемчужное ожерелье и косник, шитый жемчугом и цветным бисером. (фотогафия 6)
Девичий костюм крестьянки Московской губернии.
Середина 19 века.
Костюм состоит из цветной рубахи с широкими, суженными книзу рукавами, косоклинного сарафана и широкой ленты-повязки на голову. Сарафан украшен полосками цветной ткани и оловянными пуговицами. Праздничную нарядность костюму придают расшитая жемчугом и каменьями повязка, жемчужное ожерелье, жемчужные серьги и вплетённый в косу косник. (фотография 7)
Костюм крестьянки Тверской губернии.
Начало XIX века.
Частное собрание.
Кoстюм состоит из парчовой рубахи c расшитыми жемчугом оплечьями, сарафана и «сарафанчика”, расшитого золотыми нитками и позументом. Нарядный кокошник, выполненный из золотых нитей и жемчуга, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье дополняют костюм. (фотография 8)
Девичий костюм крестьянки Ярославской губернии.
Конец XIX века.
Костюм состоит из холщовой домотканой рубахи, сарафана из покупной парчовой ткани и «сарафанчика», расшитого позументом и серебряными нитями. Рукава рубахи перехвачены повязками c нашитыми на них тесьмой и блестками. Головной убор —венец, расшитый жемчугом, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье усиливают праздничную нарядность костюма. (фотография 9)
Особое значение для речного жемчуга имеет качество воды. На Руси считали, что самый лучший жемчуг водиться в реках, богатых семгой, так как именно эта «царская рыба» и приносит раковинам жемчужины.
Трудно поверить, но ещё 150-200 лет тому назад вполне можно было найти жемчуг в какой-нибудь небольшой речке под Санкт-Петербургом, например на притоке Невы Охте. В 1872 году газета "Санкт-Петербургские Ведомости" писала о том, как крестьяне Лодейнопольского уезда предоставили в Петрозаводский музей несколько раковин и жемчужин, найденных в Янеге - притоке реки Свирь.Они рассказали, что занимаются жемчужным промыслом на этой реке уже несколько лет и зарабатывают этим до 250 рублей в год на каждого, при этом признавшись, что сданные в музей экземпляры слишком малы и свиду некрасивы, поэтому очень дешевы, но им случается находить жемчужины, за которые в Петербурге, не торгуясь платят по 50 рублей за штуку и дороже. Совсем неплохо, если учесть, что до 1917 года за 10 рублей в России можно было купить корову.
В России было очень популярно шитье пресноводным жемчугом. В XVIII-XIX столетиях им часто украшали головные уборы в центральных и северных российских губерниях.
На фотографиях ниже женские головные уборы , расшитые речным жемчугом, а также несколько различных видов серег, сделанных из речного жемчуга и других драгоценных и полудрагоценных камней.
Жемчуг, как природный материал, да еще и выращенный внутри раковины, всегда наделялся магическими свойствами. Белизна, переливчатость блеска делали его символом чистоты и праведности, поэтому особенно любили его девушки и молодые женщины. В каждой области наряды и головные уборы имели свои особенности, поэтому неудивительно, что наиболее богатыми жемчужными украшениями отличались северные губернии. Для изготовления некоторых головных уборов уходило огромное количество этого драгоценного материала.
Такие украшения были семейной гордостью. В старину считалось, что жемчуг, как «живой» материал, любит молодых, а на стариках он со временем тускнеет и сохнет. Поэтому пожилые женщины передавали свои сокровища девушкам и молодухам, чтобы восстановить их блеск. Кроме такого «щадящего» способа были еще народные рецепты для восстановления красоты потускневших жемчужин. Правда, не все они годились для готовых сложнейших изделий. Самым простым способом считалась очистка солью: жемчуг в полотняном мешочке нужно было пересыпать ею и полоскать в воде, пока соль не растворится, вымыв чужеродные частицы. Еще хорошим средством для очистки слыла майская роса. Ну, а если ничего не помогало, давали склевать жемчужину самому яркому петуху. Через несколько часов ее доставали из птичьего желудка, сияющей первозданным блеском, а заодно и суп варили.
Торопецкий кокошник - особый вид женского головного убора отличался множеством жемчужных шишечек. Считался символом плодородия: «Сколько шишек, столько детишек». (фотография 1)
Северная поднизь – волнообразная нижняя часть головного убора девушек Заонежья. На изготовление этой сеточки уходило 3 до 20 золотников жемчуга (1 золотник — 4,26 г), так что стоило такое украшение недешево даже в старину. (фотография 2,3)
Псковский кокошник – необычный вид этого украшения представлял собой картонную «шляпу», обтянутую богато расшитой тканью, и сеточку-поднизь, которую еще называли «ряской». Особенно интересными были эти головные уборы в Верхних Луках. (фотография 4)
Правда, в России есть еще несколько десятков рек, где Margaritifera margaritifera живет и размножается. Более того, в нескольких из них численность популяций этих моллюсков измеряется миллионами особей. Это самые большие из сохранившихся популяций на планете. Но природа хрупка. И единственный способ сохранить моллюска — оставить нетронутыми уникальные реки, в которых живет маргаритифера, хранительница русского жемчуга.
На фотографиях ниже :
Колония Margaritifera margaritifera на дне реки (1)
Створка раковины пресноводной жемчужины (2)