28 мая 2019

ВЫДУМЩИК, АВАНТЮРИСТ, ПРОРОК И "ТАЛАНТИЩЕ" : КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН.

Кузьма Петров-Водкин - художник удивительной судьбы, преисполненной невероятными поворотами и зигзагами, считается самой культовой фигурой в истории российской живописи начала прошлого века.
Кузьма Петров-Водкин - уникальный художник, творивший на стыке двух эпох, которого современники называли "древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее". Произведения живописца были не только отражением настоящего, но и пророчили грядущее, а еще вызывали яростное противостояние мнений и оценок - от восторженных похвал до презрительных насмешек.
«Живопись - не забава, не развлечение. - говорил К. С. Петров-Водкин. - Она умеет каким-то еще неизвестным мне образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и обезвреживать дурноту социальных взаимоотношений». Именно в этом он видел основную задачу изобразительного искусства.
Даже самые дотошные и педантичные искусствоведы не могут отнести творчество Петрова-Водкина к какой-либо определенной школе. Этот художник-символист, который все свои ощущения и переживания жизни, современных ему событий выражал при помощи метафор, не был ни на кого похож.
На фотографиях ниже:
К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. (1,2)

Родился Кузьма Сергеевич в городке Хвалынске Саратовской губернии. Дед Кузьмы Сергеевича был в свое время также знаменитостью, прославившимся своим неуемным пристрастием к алкоголю. Весь город знал историю, о том как дед Петр, зарезав свою жену кроильным ножом, сам скончался в течение нескольких часов. А всех потомков того самого деда Петра, любителя «беленькой», называли то "Петровыми", то "Водкиными". А в итоге два прозвища соединили в одну фамилию Петров-Водкин. И Кузьме Сергеевичу, отпечаток этой не слишком почетной фамилии, пришлось нести всю жизнь...

Отец его, Сергей Федорович, был сапожником. Мать, Анна Пантелеевна, служила домработницей. «Помню, когда работа до завтрака закончена, мать сядет у раскрытого на террасу окна и уйдет в книгу. От нее я унаследовал запойное чтение моего детства и юности», - вспоминал художник. 

На фотографии ниже: 

 К. Петров-Водкин "Портрет матери"
Его детством стала Волга, бесконечные баржи, шумная многоликая пристань. С малых лет он окунулся в атмосферу народного искусства. Сосед, ночной сторож, мастерски исполнявший лубочные картинки, был первым учителем Кузьмы, а следующим - иконописец «древнего обычая» Филипп Парфенович. В его мастерской парнишку больше всего поразили краски в баночках. Они были такими первозданно яркими, словно красовались одна перед другой. Именно тогда зародилась в Кузьме любовь к чистым сочным тонам.
С интересом наблюдая за тем, как создаются иконы, Кузьма пробует сам написать святой образ масляными красками. Но батюшка не принял его икону: «Уж больно твоя Богородица похожа на реальную бабу с ребенком! И глазами зыркает, словно мужика ищет. Сущее непотребство!». Эта работа Кузьмы конечно же не сохранилась, а впоследствии к этому образу он обращался не единожды.

На фотографиях ниже:

Кузьма Петров-Водкин "Мать", 1913  (1)

Кузьма Петров-Водкин " Петроградская Мадонна" , 1918  (2)

Кузьма Петров-Водкин. «Богоматерь Умиление злых сердец» 1914-15гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.   (3)
Но юноша не сразу посвятил себя изобразительному искусству. Работал в судоремонтных мастерских, дворником, маляром-вывесочником. Потом было увлечение литературой. Его оригинальной приключенческой повестью с авторскими рисунками «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле» (1914 г.) зачитывались дети. А вот большинство пьес, повестей и рассказов молодого автора так и остались в рукописях. Но в конце концов тяга к изобразительному искусству в нем победила.

Первоначальное художественное образование Петров-Водкин получил в Самаре в классах живописи и рисования Бурова (1893 г.), затем учился в Петербургском училище Штиглица (1895-1897 гг.) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904 гг.). Любимым педагогом его был В. А. Серов, оказавший большое влияние на начинающего художника. Занятия тех лет были интересны и насыщены: днем рисовал, учился играть на скрипке; ночами - писал пьесы. Любимой девушке Кузьма рассказывал о законах физики, геометрии и астрономии. В годы обучения и до самой революции неимущему таланту материально помогали состоятельная любительница искусства Ю. И. Казарина и придворный архитектор и владелец петербургской мебельной фабрики Р. Ф. Мельцер. Последний также поддерживал все творческие начинания художника и снабжал его выгодными заказами.

Авантюризм Петрова-Водкина не знал границ. Обучаясь в Москве, Кузьме приходилось ездить на каникулы в свой родной Хвалынск. И это было тогда, когда некоторые его соученики ездили на этюды за границу.

И вот однажды, во время очередных каникул в одной из московских газет Кузьма прочел, что издательство пообещало оплатить поездку в Европу тому, кто отважится "добраться из Москвы до Парижа на новом модном средстве передвижения — двухколесном велосипеде". Кузьма подбил своего приятеля Владимира Сорохтина на эту авантюру, и они отправились в дальнюю дорогу.

Путь от Москвы до Варшавы они с другом проехали за 12 дней — это по 100 верст в день. Стертые в кровь руки и ноги, сломанный велосипед не смогли остановить отважных парней. До Германии добирались, чередуясь между собой: то поездом, то велосипедом. А о Париже пришлось пока забыть...

В Мюнхене в знаменитой рисовальной школе Антона Ашбе училось много русских начинающих художников: Билибин, Грабарь, Кандинский. И Кузьме снова сопутствовала удача: новые друзья собрали для него немного денег, которых оказалось достаточно на пару месяцев занятий и на обратный билет в Россию.

На фотографии ниже : Кузьма Петров Водкин и Владимир Сорохтин - в Европу на велосипедах.
А вот в Париж художник смог попасть только через пять лет. Кузьма так стремился в этот город как будто знал, что встретит там свою любовь. И действительно, это путешествие полностью изменило его жизнь. Едва познакомившись с дочерью владелицы недорогого пансиона - Марой, 27-летний художник вначале предлагает написать ее портрет, а вслед за этим - руку и сердце.

Осенью 1906 года молодожены, расписавшись в мэрии, отпраздновали гражданскую свадьбу. Некоторое время жили в Париже, а до того как выехать в Россию Кузьма Сергеевич успел еще посетить и Северную Африку, о которой впоследствии рассказывал столько небылиц, что слушатели даже не верили в то, что он вообще там был.
А своей любимой Маре - Марии Федоровне он из далекой Африки писал трогательные строки: «Ты первая заполнила одиночество моей жизни. Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал. Я нашел на Земле женщину. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь».

Маре, которую в России нарекли Марией Федоровной, досталась непростая, но счастливая доля — быть любимой женщиной художника, Музой, моделью, верной женой. Для этого ей пришлось пожертвовать родиной, карьерой певицы, привычным образом жизни и наряду с этим навсегда подчинить свою жизнь служению таланту своего супруга. Однако женщина была безмерно счастлива своей роли жены, так как была нежно любима и сама любила. К тому же, невзирая на огромную разницу в ментальном воспитании, она всегда очень тонко чувствовала и живопись своего мужа, и его проблемы. Она часто была своеобразным камертоном, к которому Кузьма Сергеевич очень внимательно и доверительно прислушивался.

Когда же супругам приходилось ненадолго разлучаться, художник очень сильно тосковал и часто писал домой письма, полные нежности и любви: «Думаю о тебе и о своей работе — это все, что у меня есть. Хочу передать тебе немного моей веселости, а когда я печален, мне хочется быть подле тебя, подле твоего сердца и сидеть там тихо-тихо, чтобы забыть все мои печальные думы... Я рад, что у меня есть моя Мара, мой маленький товарищ, моя гордая и честная жена, которая с полной доверчивостью входит в мою необычную и тяжелую жизнь. Знай, что ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях... Я нашел свою Эвридику!»


На фотографиях ниже: 

«Портрет М.Ф.Петровой-Водкиной». (1906). Автор: К.С. Петров-Водкин.  (1)

Кузьма Сергеевич и Мария Фёдоровна. Париж. 1908 год.   (2)
Единственное, что омрачало их счастье, так это то, что за шестнадцать лет их супружеской жизни Мария Федоровна не могла родить ребенка, о котором очень мечтал художник. Он, словно заклиная судьбу и вымаливая у небес наследника, неустанно рисовал мадонн с младенцами на руках.

В тридцать семь лет Мария Федоровна родит дочь Леночку. И Кузьма Сергеевич сам вне себя от счастья заявит:« Я был наполовину человек, не испытав этого! Теперь мне есть для чего жить!»

На фотографиях ниже:

Семья Петровых-Водкиных.   (1)

«Семейный портрет (Автопортрет с женой и дочерью)». (1933). Автор: К.С. Петров-Водкин.                        (2)

Далее портреты дочери художника, написанные Кузьмой Петровым-Водкиным в разные годы.                           (3,4,5)
Турция, Греция, Италия, Алжир, Пиренеи, Бретань - четыре года путешествий, знакомство со странами и музеями Петров-Водкин сопровождал непрерывной работой. По непосредственным парижским впечатлениям им было исполнено полотно «Кафе» (1907 г.).   (на фотографии ниже)
Поездка в Африку дала материал для целой серии произведений .  На фотографиях ниже:

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: Негритянская деревня. 1907   (1)

К.С Петров-Водкин "Портрет африканского мальчика" , 1907         (2)

К.С. Петров-Водкин  " Семья кочевников"                                         (3)
Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года — Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон». Даже Илья Репин, который был демократично снисходителен к художникам из народа, впервые увидев живопись Петрова-Водкина, не сильно пожаловал новичка, а постарался побольнее уколоть «кухаркиного сына»: «Это не искусство! Это возмутительное безобразие неуча, сапожника, человечишки с рабьей душой!».
Один из предводителей «Мира искусства» Александр Бенуа встал на защиту, считая картину шедевром.

На фотографии ниже :

Кузьма Петров-Водкин "Сон", 1910
Имя Петрова-Водкина стало известно всей России после вызвавшей многочисленные споры картины «Купание красного коня» (1912 г.), представленной на выставке «Мир искусства». Художник предчувствовал, что полотно будет воспринято неоднозначно, что каждый по-своему попытается раскрыть символическое звучание картины. Так и случилось. Для одних она стала символом приближающейся революции, для других - современным перепевом иконы «Чудо архангела Михаила». Почти все полотно заполняет монументально-гордая фигура красного коня. Его былинная мощь резко контрастирует с хрупким обнаженным телом юного всадника. Ярким, звучным краскам художник противопоставляет тягостную неподвижность окружающего фона: плотные разводы волн, плавную дугу берега, статичные фигуры лошадей и мальчиков вдали. Да и огромная энергия красного коня словно скована. Эта застывшая сила вызывает чувство неясной тревоги, ощущение неумолимости грядущих перемен. Картина воспринималась как метафорическое выражение предреволюционной эпохи, став символом событий того времени.

В 1912 году на показе знаменитого полотна “Купание красного коня” тот же Илья Ефимович Репин, переменив свое мнение о Петрове-Водкине, заявил: «Талантище...».

Затем полотно отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальме (1914 г.). За участие в ней Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Но Первая мировая война, начавшаяся революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. И только в 1950 г. она была возвращена в СССР.

На фотографии :

«Купание красного коня». (1912). Автор: К.С. Петров-Водкин.
После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту». К примеру, натюрморт «Сельдь»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин — роскошь в голодном городе.
Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир.

Кстати , с этой картиной связана несколько необычная история . В  жизни художника было множество удивительных случаев, когда мимоходом брошенная фраза становилась пророческой. В 1918 году, завершив работу над полотном «Сельдь», был поднят коллегами на смех: «Водкин рисует селёдку!». В ответ он лишь проворчал: «Это паёк блокадного времени». А ведь до блокады Ленинграда оставалось 23 года, и он как бы мысленным взором уже видел эту блокаду.

На фотографии ниже:

«Сельдь» (1918). Автор: К.С. Петров-Водкин.
Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара». Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ — в бой. Позировал художнику поэт Сергей Спасский. Картина сдержанна и в то же время полна трагизма. 
Художника притягивали красивые лица «новых» людей и психология героев, отдавших свою жизнь за идею. На руках у бойца умирает комиссар. Он не выпускает винтовку и последний свой взгляд устремляет вслед идущему в наступление отряду. Побелевшее от боли лицо выделяется пятном на темном фоне гимнастерки и кожаной куртки. Земля - словно голубая сфера, вращающаяся под ногами солдат. Бойцы плотной массой вначале как бы «парят» над ней, а затем «заваливаются» за горизонт. Дальний план боя с легкими облачками взрывов кажется нереально-фантастическим. Этот «космический взгляд», который свойствен стилю художника, усиливает героическое звучание произведения. Поэт Спасский, позировавший для центрального образа, сказал, что картину следовало бы назвать «Бессмертие».
(на фотографии ниже)
Тяжелая форма туберкулеза на долгое время лишила художника возможности заниматься живописью и преподавать. Поддавшись на уговоры друзей-литераторов, он создает интереснейшую автобиографическую трилогию - «Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия» и сам ее иллюстрирует (1928-1932 гг.).

Творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина было признано прижизненно. В 1936-1937 гг. в Ленинграде и Москве с успехом прошли его персональные выставки.

15 февраля 1939 г. К. С. Петров-Водкин умер и был похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде. Его наследие огромно (считая и черновые наброски - более 1000 работ). Это талантливые произведения постоянно ищущего художника. Недаром замечательный иллюстратор детской книги Владимир Конашевич писал: 
«Есть люди, которые все явления окружающего мира воспринимают как-то по-своему. Они живут как будто в другом мире, только параллельном нашему, но не совпадающем с нашим вполне во всех точках. Я имею в виду художника Петрова-Водкина».

Заметка написана по материалам сайтов Культурология.ру, Культура.ру, СекретыИстории.ру.

Комментарии

  • 29 мая 2019 16:34
    Большое спасибо, Ирина! Всегда интересно узнавать интересные факты о знаменитых людях
  • 29 мая 2019 18:17
    Особенно, о соотечественника х.
  • 30 мая 2019 08:47
    Удивительная личность! Как много в  своих работах он дал понимания любви.«Живопись - не забава, не развлечение. - говорил К. С. Петров-Водкин. - Она умеет каким-то еще неизвестным мне образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и обезвреживать дурноту социальных взаимоотношений».
  • 30 мая 2019 10:17
    Какие всё-таки удивительные русские люди были в искусстве раньше,не то,что сейчас
  • 30 мая 2019 12:42
  • 30 мая 2019 12:42
  • 30 мая 2019 12:42
    Очень интересно!!! Спасибо
  • 30 мая 2019 16:27
    Спасибо, Ирина.
    Фотография
  • 31 мая 2019 11:52
    Спасибо, Ирина! ВЫ КАК ВСЕГДА ТРОГАЕТ ДУШУ СВОИМИ ИНТЕРЕСНЫМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПУБЛИКАЦИЯМИ !
  • 31 мая 2019 19:30
    В самом деле художник из параллельного мира...спасибо, Ирина. "Умиление злых сердец" просто потрясла...
  • 5 июн 2019 11:42
    Ирина, благодарю! Просветили просто...
  • 26 авг 2019 07:31
    С большой благодарностью к Вам Ирина.   :-$А какое отношение к женщине...Спасибо за удивительный рассказ.
  • 26 авг 2019 13:28
    Ирина, спасибо за приятное.
  • 1 сен 2019 16:58
    Зачиталась!!! Спасибо Вам, Ирина, за прекрасное душевное повествование и картины этого самобытного, непревзойдённого художника всегда прельщали трогательностью и задумчивостью🥰