Khula’: определения и как выполняется

Что значит хулаа и какова правильная процедура ?
Если муж не желает разводиться с женой , может ли состояться развод ?
Ответ
Вся хвала Аллаху .
Хулаа означает развод жены с возвращением денег ; муж берет деньги и позволяет жене уходить . Это могут быть деньги из махра , который он дал ей , или больше этого или меньше .
За основу берется аят , в котором Аллах говорит ( перевод смысла ):
« Вам недозволено брать что - либо из дарованного им , если только у обеих сторон нет опасения , что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха . И если вы опасаетесь , что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха , то они оба не совершат греха , если она выкупит развод . Таковы ограничения Аллаха . Не преступайте же их . А те , которые преступают ограничения Аллаха , являются беззаконниками . »( 2:229 )
Доводом из сунны является то , что жена Сабит бин Гайс ибн Шаммаса ( да будет Аллах доволен им ) пришла к Пророку ( Да благословит его Аллах и приветствует ) и сказала : « О Посланник Аллаха , я не вижу недостатка в характере или религиозности Сабит ибн Гайса , но я не хочу совершать деяние куфра (тут не имеется куфр неверие выводящее из Ислама)после принятия Ислама » . ( Да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей Пророк : « Вернешь ли ты ему его сад ? » Сад ей был подарен в качестве махра . Она сказала : « Да » . ( Да благословит его Аллах и приветствует ) сказал Сабиту Пророк : « Возьми обратно свой сад и разведись с ней »( Бухари 5273 ).
Из этого случая , ученые сделали вывод , что если женщина не может оставаться с мужем , то судье следует попросить его развестись с ней посредством хулаа ; судье следует приказать ему поступить так .
В отношении того как это делается : мужу следует взять обратно свои деньги или они должны прийти к согласию , затем он говорит ей : " faaraqtuki "( я развожусь с тобой ) или " khaala'tuki ( я позволяю тебе идти ) или подобные слова .
Талаг ( т.е. развод ) - это право мужа , и совершается только им , потому что Пророк ( Да благословит его Аллах и приветствует ) сказал : « Талаг - это право того , кто заключает брак » т.е. мужа ( Ибн Маджа 2081 , оценен как хасан шейхом Албани в Ирва аль - Галиль , 2041 ).
Поэтому ученые сказали , что того , кого принудили дать развод и он был дан под давлением , то подобный развод недействителен .
аль - Мугни , 10/352 .
Что касается случаев , о которых вы упомянули , когда женщина получает развод посредством выдуманных людьми законов , то если причина относится к числу дозволенных , как например , если ей не нравится муж , или если она не может оставаться с ним или если он не нравится ей по причине аморального поведения и совершения харама и т.д. , то нет ничего неправильного в том , чтобы просить развода , то в этом случае ей следует разводится посредством хулаа , и вернуть махр , который он дал ей .
Но если она просит развода без причины , то это не позволительно и решение суда по разводу не имеет ни какой силы в шариате . Женщина остается женой мужчины . И это создает еще одну проблему , когда в глазах выдуманного закона женщина остается замужней , и может выйти замуж по завершению идда , но фактически она все еще замужем и не разведена .
Шейха Мухаммада ибн Салих аль Усеймина ( да помилует его Аллах ) спросили о подобном случае , на что он ответил :
"И у нас проблема . Фактически она замужем за ним , что означает , что она не может выйти замуж за кого - нибудь еще , но согласно решению суда она разведена , и по завершению идда ( срока ) она может выйти замуж снова.
Я считаю , что единственным выходом из ситуации будет привлечение благих и богобоязненных людей к этому вопросу , для того чтобы уладить вопрос между мужем и женой . Или , ей следует дать ему деньги , для того чтобы развод относился к разводу хулаа »
Лига ' аль - бааб аль - Мафтух Шейха Мухаммада ибн Усеймин , 54 ; 3 / 174 .
Вопрос #14569: Срок Идда для женщины, разведенной посредством khula’ и ее возвращение к мужу
Если жена просит у мужа о разводе khula и он соглашается, как долго ей необходимо ждать? И могут ли они обратно сойтись?
Ответ
Вся хвала Аллаху.
«Если женщина была разведена разводом khula’ беременна, то ее идда (срок ожидания) длится пока она не родит, согласно единогласному мнению ученых» Al-Mughni, 11/227.
Но если она не беременна, то ученые разногласят относительно ее идда (срока ожидания). Большинство ученых сказали, что ей следует ждать три месячных цикла, по причине общего смысла аята (перевод смысла):
«Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» (2:228)
Но правильным мнением является то, что достаточно женщине разведенной посредством khula’ ждать один менструальный цикл, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал жене Сабита ибн Кайса, когда она развелась с ним посредством khula’, чтобы она соблюдала идда в течении одного менструального цикла. (Тирмизи 1185, оценен как сахих шейхом Албании в Сахих аль Тирмизи, 946).
Этот хадис относится именно к khula’, в то время как аят говорит об обычном разводе. Но если она будет соблюдать идда в течении трех месяцев, то это будет более совершенным и она будет на безопасной стороне, и избежит таким образом разногласий ученых, так как некоторые ученые говорили, что она должна ждать три менструальных цикла, основываясь на процитированном аяте.
Fataawa al-Talaaq by Shaykh Ibn Baaz, 1/286.
И нет проблем, если они возобновят свой брачный контракт. Смотрите вопрос 10140.
Развод с выкупом (Хуль’)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
После такого расторжения брака (хуль’) муж уже не имеет на жену никаких прав, в отличие от того, когда он дает ей обычный развод.
Хуль’ не входит в число обычных разводов, и если муж дал своей жене до этого уже 2 полноценных развода, после чего возвращал ее, а затем они расторгли брак через хуль’, то впоследствии он может еще на ней жениться с выполнением условий обычного никаха, и у него при этом есть право только на один единственный, последний 3-й развод.
Также разница в том, что при обычном разводе муж может вернуть ее в течении срока ее идды (три периода месячных) и ее согласие при этом не требуется. Тогда как чтобы вернуть ту, которой дали хуль’, необходимо ее согласие и новый никах со всеми его условиями.
Также различие хуль’ и таляк в том, что таляк дается в период ее чистоты не имея при этом близости с ней в этот период чистоты, тогда как хуль’ можно сделать и во время месячных, и после совокупления в период ее чистоты.
Так же при обычном разводе она остается его женой пока не закончится ее срок идды, который она выжидает у него дома, обязана слушаться его, может не прикрываться перед ним, оставаться наедине и так далее, все то, что она могла делать будучи его женой, кроме самого полового акта. Однако это только в том случае, когда это такой развод, при котором муж еще может вернуть её, то есть это либо первый, либо второй развод. Если же развод третий, то муж не обязан уже ее содержать, а срок идды она выжидает у себя дома. Суть этого выжидания в том, чтобы убедиться что она не беременна.
Хуль’ похож на третий развод. То есть муж не может ее вернуть во время срока ее идды. Так же он не обязан ее содержать, не может уединяться с ней.
Также разница между третим разводом (байнуна кубра) и хуль’ (байнуна сугъра) в сроке идды. При третьем разводе это три периода месячных, так как это общее положение при разводе, а при хуль’ достаточно одного периода, во-первых потому что это не развод, а во-вторых есть хадис подтверждающий это. Смысл этого выжидания не в том, что муж ее может вернуть в течении этого срока, а в том, чтобы выяснилось беременна она или нет, и если она очистится от месячных, то может выходить замуж.
Если же женщина беременна, то ее идда (и при обычном разводе, и при хуль’, и при смерти мужа) заканчивается с рождением ребенка, независимо от того родила она через несколько дней или же несколько лет и муж обязан обеспечивать ее пропитанием, пока она не родит, а когда родит, должен обеспечивать ребенка всем необходимым.
Это основные отличия, которые мне известны.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Допустимые причины для развода-хула
Вопрос: Допустимо ли для жены просить развода-хула, даже если муж не согласиться на это? Не могли бы вы назвать несколько причин (из-за которых можно просить развод-хула)?
Ответ: Хвала Аллаху
Я задал этот вопрос шейху Абдулле ибн Абдурахману ибн Джибрину и он ответил следующее:
- Если женщине не нравится, как муж обращается с ней, например, он слишком строг, вспыльчив, легко впадает в ярость, часто злиться, критикует или порицает ее за малейшую ошибку или недостаток, то она имеет право просить развод-хула (развод по инициативе женщины).
- Если ей не нравится его внешность из-за какого-то физического дефекта или уродства, то она имеет право просить развод-хула.
- Если муж нерелигиозен — не молится, пренебрегает коллективной молитвой, не постится в Рамадан без уважительной причины, совершает прелюбодеяние, употребляет алкоголь, слушает музыку и т.п. - то она имеет право просить развод-хула.
- Если муж лишает жену ее прав, т.е. не тратит деньги на ее содержание, одежду и другие необходимые нужды, хотя имеет на это возможность, то она имеет право просить развод-хула.
- Если муж не выполняет супружеские обязанности, потому что страдает импотенцией, или жена не привлекает его, или он предпочитает кого-то другого, или он несправедливо делит время между женами, то она имеет право просить развод-хула.
И Аллах знает лучше
Шейх Абдулла ибн Абдурахман ибн Джибрин.
Islam Q&A фатва № 1859

Комментарии

Комментариев нет.