Кто такие Меркиты?

Существует легенда о происхождении меркитов:
У подножья высокой горы жили бездетные муж с женой. Сильно горевали они, что у них нет детей, молились неустанно.
Однажды ночью разразилась сильная гроза, раскаты грома сотрясали юрту, от непереставаемой вспышки молнии было светло как днем. Казалось пришел конец света. Испуганные люди сжигали в огне арчын (можжевельник), при каждом ударе молнии низко наклоняли головы и шептали : «кайрако-он баш болзын». Под конец пошел град величиной с куриное яйцо. Пробив покрытие юрты крупные градинки падали в огонь. Скоро погас огонь в очаге и наступила тьма. Люди от страха забились под овчинные одеяла. Слышно было как живот­ные с диким ревом носились вокруг юрты. Внезапно все стихло.
В наступившей тишине вне­запно раздался громкий плач ребенка, он доносился снаружи. Долго муж с женой не осмели­вались выйти из юрты, но непрекращающийся плач заставил их все же открыть дверь и посмотреть. На высоком ветвистом кедре сидела большая птица - муркут и держала в клю­ве новорожденного ребенка, который надрывался от крика.
От увиденного люди упали на колени и простерли руки к небу и казалось потеряли рассудок. Первым опомнился мужчина и с боязнью тихо подошел к птице и осторожно взял из клюва ребенка, это оказался мальчик. Муркут взмахнув гигантскими крыльями улетел в горы. Так счастливые муж с женой дали мальчику соок (род) - меркит.
«Пусть его род будет называться - меркит, это будет гордый, непокорный, свободолюби-вый народ, так как он произошел от священной птицы».
Кто такие меркиты
Род меркитов относится к древ­нейшему роду. Меркиты упоми­наются в китайской летописи «Таньшу». (История династии Тан, цар­ствовавшей с 608 по 939 гг. н.э.).
В ней говорится о том, что это ко­чевой народ, занимает земли в районе озера Косогол (Байкал) в северо-за­падной Монголии. «Живут в избах, бе­рестою покрытых. У них много хоро­ших лошадей. В обыкновении кататься по льду на деревянных лошадях. К но­гам подвязывают лыжи, а под мышками упираются на клюки. При каждом упо­ре подаются шагов на сто вперед чрез­вычайно быстро» (доктор историчес­ких наук Ямаева Е.Я.)
Персидский путешественник-ученый Рашид Ад-Дин относит меркитов к мон­голам: « Это племя имело многочислен­ное, чрезвычайно воинственное и силь­ное войско. Они сражались и воевали с Чингис-ханом и Ван-ханом». Но более ранний источник X века «Тан-шу» гла­сит следующее, что аймак Миликей ( в китайской транскрипции тюрское сло­во- Меркит) находится в составе Тюрк­ского Каганата и располагается в райо­не озера Косогол (Байкал). И так ссы­лаясь на китайский источник «Тан-шу» определено, что меркиты были тюрка­ми.
Меркиты, как и все тюркские на­роды, ведут свое начало от животных или птиц.
С алтайского языка слово Меркит переводится согласно «Ойротско-русскому словарю», как орел (беркут). В данном случае свой род меркиты ведут от орла. У алтайцев птица муркут счита­ется священной птицей. Никто не дол­жен разорять гнездо этих птиц, тем бо­лее убивать. Вся семья будет подверг­нута страшным проклятиям. Орел счи­тается небесной птицей. По преданию он добыл людям огонь от солнца.
Помимо птицы тотемным животным, которому поклонялись меркиты являет­ся благородный олень-марал. Священ­ным деревом является кедр.
После распада империи монголов меркиты (алтайские) проживали на тер­ритории Горного Алтая. В шаманском фольклоре меркитов сохранились све­дения о почитании ими горной верши­ны Марал-Ак (между Катунью и Иртышем), как местообитания духа покровителя Меркит-кама, причисляемого к категории духов Йер-Суб. Как все алтайские роды, меркиты имели свои родословные тамги. По сообщению доктора ис­торических наук Ямаевой Е.Я. родовая тамга меркитов маркируется как коры­то (тоскур) и луна (Ай).
Родовая присказка меркитов содер­жит свидетельства о том, что племя мер­китов включает «пять родов» ( «беш меркит»), которые занимают довольно высокое место в родоплеменной иерар­хии алтайцев («бежилези бий меркит» -«все пятеро — бий — начальники»).
От­мечается также обладание биями мер­китов особого знака , титула — «дья-ла».В присказке присутствует формула « отделившиеся от градинки», являю­щимися племянниками «Музыкай-кана». Подчеркивается связь с молнией: «Они любят, если молния ударяет в землю; каждый раз при этом они испускают крики — «Мы меркиты!» и пускают стре­лы в небо, осенью следующего года они возвращаются к месту, где ударила мол­ния. Тут они закапывают овцу, зажига­ют факелы. Шаманка читает молитвы. Многочисленные всадники гарцуют вок­руг этого места».
Меркиты и Чингис-хан
«Нет ни одного племени хуже пле­мен меркитов; сколько раз мы воевали с ними; много беспокойств и затрудне­ний видели от них». Чингис-хан, 1216 г.
«Чингис-хан постановил, чтобы ни­кого из меркитов не оставляли в жи­вых, а всех убивали, так как племя мер­кит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним».
Рашид —ад дин, конец Х111 в.
Существует несколько домыслов родства Тэмуджина (впоследствии став­шим великим завоевателем Чингисханом) с меркитами.
По одной версии мать его была из рода меркитов, по второй он сам был сыном одного из братьев хана из этого племени.
В 1998г. утверждена к печати Уче­ным Советом Байкальского института РП СО РАН документальная книга «Ги­бель племени меркитов» о военных по­ходах Чингис-хана по Забайкалью, о завоевании им меркитского ханства, (ав­тор А.В. Тиваненко). Автор проделал большую работу, прежде чем выпустить книгу.
Внимательно изучил все истори­ческие издания(Современные сказания и др.), посетил Монгольский Нацио­нальный музей в Улан -Баторе, где уви­дел карту расселения народов Централь­ной Азии эпохи чингисидов. На ней уви­дел четко обозначенное Меркитское ханство по реке Селенга. Неоднократно посещал археологические памятни­ки, принимал участие в раскопках пред­полагаемого дворца меркитского хана Тохто-бека. Беря за основу свои науч­ные исследования, автор рассказывает о происхождение и родо-племенном составе меркитского ханства, дает пред­ставление о географическом районе их кочевий, хозяйственном укладе жизни. Основное место уделено событиям дол­гой и трудной борьбы меркитов с войс­ками Чингис-хана и его союзников.
Ханство меркитов делилось на айма­ки, которые соответствовали трем основ­ным родам: хаос, хаат, удуит — меркиты. Последние составляли по численности половину всего меркитского улуса. Все три ветви управлялись родными братья­ми, но главенствующее положение среди них занимал вождь удуит-меркитов Тох-то-бек. Он был старшим сыном в княжес­ком роде, после гибели отца Тудур-бека унаследовал верховную и духовную власть, т.е. являлся еще и очень сильным шаманом (кам) рода, облачался в белую одежду, ездил на белом коне.
Тохто-бек был великим предводителем, военачаль­ником, который а итоге многолетних битв за независимость своей земли, рода был убит Чингис-ханом. Меркиты издавна враждовали с монгольскими племенами из-за территории. До захвата монголами земля меркитов была процветающей. Наравне с развитием скотоводства, меркиты, по утверждению монголов, промышляли лесной охотой, рыболовством. Есть доказательства, что они занимались хле­бопашеством. В сокровенном сказании утверждается, что во время разгрома ко­чевий Тохто-бека по долине Селенги были захвачены не только «многочисленные табуны и княжеские юрты, но и хлебные запасы». Кочевой народ имел зимнюю и летнюю ставки. В зимних стойбищах они имели добротные дома.
Алтайские меркиты
Вопреки желанию и усилиям Чин­гис-хана, разгромленные и рассеянные по земле меркиты не исчезли с исто­рической арены. Плененные остались на земле Монголии, значительная часть ушла в Китай. Бежавшие на запад отме­чены в XVI веке в числе племен Сред­ней Азии. Большая часть, которая к 1204 году бежала на запад Монголии вошла в состав бурятов и калмыков и составила среди них значительную часть этноса. Селенгинские меркиты до сих пор живут среди калмыков родом хо-меркит, что в переводе означает «бла­городные меркиты». Немало их прожи­вают и среди телеутов. После полного разгрома на р. Чуя, часть племени ушла в глубь Алтая, где и поныне проживают их потомки.
Из алтайских меркитов наиболее многочисленны Кулаковы, Маташевы, которые произошли из одной семьи. Наши общие предки владели землями в урочищах — Туукей, Чакыр, Адаткан в Усть-Канском районе. Имели многочис­ленные стада крупнорогатого скота, овец, табуны лошадей. После победы Социалистической революции все бо­гатство, земли были отняты Советской властью. Сейчас, когда настали другие времена, может потомки сумеют вернуть земли, по праву принадлежащие им.
Мой дедушка — Кулак имел 6 сыно­вей и дочь. Самый старший его сын Мартыш был уважаемый всеми чело­век. Мы звали его- Каака, любили, почитали. Очень ловкий, лихой наезд­ник он всю войну поставлял фронту лошадей.
Один из его внуков известный в рес­публике бизнесмен — Александр Васи­льевич Кулаков.
Один сын дедушки Папай погиб на фронте. Его сыновья — Макар и Миха­ил первыми в с. Келей получили выс­шее образование, работали на руково­дящих должностях, сейчас находятся на пенсии. Самый младший сын дедушки мой отец —Тыска (по паспорту Дмитрий) был призван на службу в армию в 1939г.
Незадолго до окончания службы на­чалась Великая Отечественная война. Отец всю войну прошел пулеметчиком на Дальневосточном фронте. Имел на­грады, к сожалению они не сохранились. Домой он вернулся только через семь лет. Всю остальную жизнь прожил в с. Ябоган, умер в 1984г. Мама наша была в девичестве Бытысова, из рода Ара. Они с отцом родили и воспитали семе­рых детей. Отец много интересного рас­сказывал о своем роде, братьях. Из поколения в поколение в нашем роду передавался Судур бичик (алтайская библия). Впоследствии, где-то в 20-е годы, при переправе через большую реку Судур бичик нечаянно выронили. Легенду о происхождении меркитов так­же рассказал отец. Я сейчас очень жа­лею, что не записывала, не придавала значения его рассказам.
Интересна и богата событиями се­мья Шабураковых. В XIII в. их предки переселились из Кузнецка на Алтай и обосновали с. Улус-Черга. Один из бра­тьев Шабураковых — Орыска держал большой конезавод и поставлял лоша­дей в царскую армию. За эти заслуги он был вызван в Москву Екатериной II, награжден золотыми часами и меховой шубой.
В 1919г. в кровавые времена 14 муж­чин из семьи Шабураковых были рас­стреляны.
Софья ( алтайское имя Кымыс) Ни­колаевна Шабуракова известна далеко за пределами республики. Недавно она отмечала свой 90-летний юбилей.
В 18 лет, после окончания педтехни-кума, она стала работать учительницей в с. Ябоган. В 1939г. была первой из учи­телей РСФСР награждена лично Кали­ниным М.И. орденом Трудового Красно­го Знамени. В 1959г. ей было присвоено звание Заслуженный учитель РСФСР.
Из семьи Алагызовых мне известно только про Ивана Савельевича Алагы-зова. Он был вторым по счету Предсе­дателем Ойротского облисполкома (с1924г.-1930г). До 1937г. работал в Москве в представительстве Ойротской автономной области при ВЦИК. Изби­рался делегатом съезда РКП (б), награж­ден орденом Трудового Красного Зна­мени. В 1937г. арестован по ст.58 и рас­стрелян. Посмертно Алагызова И.С. ре­абилитировали в 1958г.
У нас в республике проживают мно­го телеутских меркитов. Это Тушмана-ковы, Сыркашевы.
.
Р. КУЛАКОВА. (автор Р.Кулакова, газета "Алтайдын Чолмоны") Алтайдын Чолмоны

Кто такие Меркиты? - 851495345876

Комментарии