Комментарии
- 14 июл 2017 18:25Игорь ЧештановВообще-то, Орыска-это мой прапрадед. И жил он в конце 19-нач.20 вв. Расстрелян большевиками. У Вас хронология не совпадает. В остальном, все правдильно. И отец мой родом с Улус-Черги.
- 9 июл 2019 17:11Liudmila KushnarenkoСпасибо за подробное ознакомление.
- 5 мая 2020 17:13Вера Забанных- Сидорова
- 9 янв 2023 18:31Маргарита Пронина(Угрюмова)Очень интересно
- 1 дек 2023 15:52Владимир Лукьянов
- 1 дек 2023 15:55Владимир ЛукьяновЯ шар яста меркит. Живу в Республике Калмыкия. Нас здесь много соплеменников.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Шаман Камень
:Сергей Колесников
Кто такие Меркиты?
Существует легенда о происхождении меркитов:
У подножья высокой горы жили бездетные муж с женой. Сильно горевали они, что у них нет детей, молились неустанно.
Однажды ночью разразилась сильная гроза, раскаты грома сотрясали юрту, от непереставаемой вспышки молнии было светло как днем. Казалось пришел конец света. Испуганные люди сжигали в огне арчын (можжевельник), при каждом ударе молнии низко наклоняли головы и шептали : «кайрако-он баш болзын». Под конец пошел град величиной с куриное яйцо. Пробив покрытие юрты крупные градинки падали в огонь. Скоро погас огонь в очаге и наступила тьма. Люди от страха забились под овчинные одеяла. Слышно было как животные с диким ревом носились вокруг юрты. Внезапно все стихло.
В наступившей тишине внезапно раздался громкий плач ребенка, он доносился снаружи. Долго муж с женой не осмеливались выйти из юрты, но непрекращающийся плач заставил их все же открыть дверь и посмотреть. На высоком ветвистом кедре сидела большая птица - муркут и держала в клюве новорожденного ребенка, который надрывался от крика.
От увиденного люди упали на колени и простерли руки к небу и казалось потеряли рассудок. Первым опомнился мужчина и с боязнью тихо подошел к птице и осторожно взял из клюва ребенка, это оказался мальчик. Муркут взмахнув гигантскими крыльями улетел в горы. Так счастливые муж с женой дали мальчику соок (род) - меркит.
«Пусть его род будет называться - меркит, это будет гордый, непокорный, свободолюби-вый народ, так как он произошел от священной птицы».
Кто такие меркиты
Род меркитов относится к древнейшему роду. Меркиты упоминаются в китайской летописи «Таньшу». (История династии Тан, царствовавшей с 608 по 939 гг. н.э.).
В ней говорится о том, что это кочевой народ, занимает земли в районе озера Косогол (Байкал) в северо-западной Монголии. «Живут в избах, берестою покрытых. У них много хороших лошадей. В обыкновении кататься по льду на деревянных лошадях. К ногам подвязывают лыжи, а под мышками упираются на клюки. При каждом упоре подаются шагов на сто вперед чрезвычайно быстро» (доктор исторических наук Ямаева Е.Я.)
Персидский путешественник-ученый Рашид Ад-Дин относит меркитов к монголам: « Это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско. Они сражались и воевали с Чингис-ханом и Ван-ханом». Но более ранний источник X века «Тан-шу» гласит следующее, что аймак Миликей ( в китайской транскрипции тюрское слово- Меркит) находится в составе Тюркского Каганата и располагается в районе озера Косогол (Байкал). И так ссылаясь на китайский источник «Тан-шу» определено, что меркиты были тюрками.
Меркиты, как и все тюркские народы, ведут свое начало от животных или птиц.
С алтайского языка слово Меркит переводится согласно «Ойротско-русскому словарю», как орел (беркут). В данном случае свой род меркиты ведут от орла. У алтайцев птица муркут считается священной птицей. Никто не должен разорять гнездо этих птиц, тем более убивать. Вся семья будет подвергнута страшным проклятиям. Орел считается небесной птицей. По преданию он добыл людям огонь от солнца.
Помимо птицы тотемным животным, которому поклонялись меркиты является благородный олень-марал. Священным деревом является кедр.
После распада империи монголов меркиты (алтайские) проживали на территории Горного Алтая. В шаманском фольклоре меркитов сохранились сведения о почитании ими горной вершины Марал-Ак (между Катунью и Иртышем), как местообитания духа покровителя Меркит-кама, причисляемого к категории духов Йер-Суб. Как все алтайские роды, меркиты имели свои родословные тамги. По сообщению доктора исторических наук Ямаевой Е.Я. родовая тамга меркитов маркируется как корыто (тоскур) и луна (Ай).
Родовая присказка меркитов содержит свидетельства о том, что племя меркитов включает «пять родов» ( «беш меркит»), которые занимают довольно высокое место в родоплеменной иерархии алтайцев («бежилези бий меркит» -«все пятеро — бий — начальники»).
Отмечается также обладание биями меркитов особого знака , титула — «дья-ла».В присказке присутствует формула « отделившиеся от градинки», являющимися племянниками «Музыкай-кана». Подчеркивается связь с молнией: «Они любят, если молния ударяет в землю; каждый раз при этом они испускают крики — «Мы меркиты!» и пускают стрелы в небо, осенью следующего года они возвращаются к месту, где ударила молния. Тут они закапывают овцу, зажигают факелы. Шаманка читает молитвы. Многочисленные всадники гарцуют вокруг этого места».
Меркиты и Чингис-хан
«Нет ни одного племени хуже племен меркитов; сколько раз мы воевали с ними; много беспокойств и затруднений видели от них». Чингис-хан, 1216 г.
«Чингис-хан постановил, чтобы никого из меркитов не оставляли в живых, а всех убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним».
Рашид —ад дин, конец Х111 в.
Существует несколько домыслов родства Тэмуджина (впоследствии ставшим великим завоевателем Чингисханом) с меркитами.
По одной версии мать его была из рода меркитов, по второй он сам был сыном одного из братьев хана из этого племени.
В 1998г. утверждена к печати Ученым Советом Байкальского института РП СО РАН документальная книга «Гибель племени меркитов» о военных походах Чингис-хана по Забайкалью, о завоевании им меркитского ханства, (автор А.В. Тиваненко). Автор проделал большую работу, прежде чем выпустить книгу.
Внимательно изучил все исторические издания(Современные сказания и др.), посетил Монгольский Национальный музей в Улан -Баторе, где увидел карту расселения народов Центральной Азии эпохи чингисидов. На ней увидел четко обозначенное Меркитское ханство по реке Селенга. Неоднократно посещал археологические памятники, принимал участие в раскопках предполагаемого дворца меркитского хана Тохто-бека. Беря за основу свои научные исследования, автор рассказывает о происхождение и родо-племенном составе меркитского ханства, дает представление о географическом районе их кочевий, хозяйственном укладе жизни. Основное место уделено событиям долгой и трудной борьбы меркитов с войсками Чингис-хана и его союзников.
Ханство меркитов делилось на аймаки, которые соответствовали трем основным родам: хаос, хаат, удуит — меркиты. Последние составляли по численности половину всего меркитского улуса. Все три ветви управлялись родными братьями, но главенствующее положение среди них занимал вождь удуит-меркитов Тох-то-бек. Он был старшим сыном в княжеском роде, после гибели отца Тудур-бека унаследовал верховную и духовную власть, т.е. являлся еще и очень сильным шаманом (кам) рода, облачался в белую одежду, ездил на белом коне.
Тохто-бек был великим предводителем, военачальником, который а итоге многолетних битв за независимость своей земли, рода был убит Чингис-ханом. Меркиты издавна враждовали с монгольскими племенами из-за территории. До захвата монголами земля меркитов была процветающей. Наравне с развитием скотоводства, меркиты, по утверждению монголов, промышляли лесной охотой, рыболовством. Есть доказательства, что они занимались хлебопашеством. В сокровенном сказании утверждается, что во время разгрома кочевий Тохто-бека по долине Селенги были захвачены не только «многочисленные табуны и княжеские юрты, но и хлебные запасы». Кочевой народ имел зимнюю и летнюю ставки. В зимних стойбищах они имели добротные дома.
Алтайские меркиты
Вопреки желанию и усилиям Чингис-хана, разгромленные и рассеянные по земле меркиты не исчезли с исторической арены. Плененные остались на земле Монголии, значительная часть ушла в Китай. Бежавшие на запад отмечены в XVI веке в числе племен Средней Азии. Большая часть, которая к 1204 году бежала на запад Монголии вошла в состав бурятов и калмыков и составила среди них значительную часть этноса. Селенгинские меркиты до сих пор живут среди калмыков родом хо-меркит, что в переводе означает «благородные меркиты». Немало их проживают и среди телеутов. После полного разгрома на р. Чуя, часть племени ушла в глубь Алтая, где и поныне проживают их потомки.
Из алтайских меркитов наиболее многочисленны Кулаковы, Маташевы, которые произошли из одной семьи. Наши общие предки владели землями в урочищах — Туукей, Чакыр, Адаткан в Усть-Канском районе. Имели многочисленные стада крупнорогатого скота, овец, табуны лошадей. После победы Социалистической революции все богатство, земли были отняты Советской властью. Сейчас, когда настали другие времена, может потомки сумеют вернуть земли, по праву принадлежащие им.
Мой дедушка — Кулак имел 6 сыновей и дочь. Самый старший его сын Мартыш был уважаемый всеми человек. Мы звали его- Каака, любили, почитали. Очень ловкий, лихой наездник он всю войну поставлял фронту лошадей.
Один из его внуков известный в республике бизнесмен — Александр Васильевич Кулаков.
Один сын дедушки Папай погиб на фронте. Его сыновья — Макар и Михаил первыми в с. Келей получили высшее образование, работали на руководящих должностях, сейчас находятся на пенсии. Самый младший сын дедушки мой отец —Тыска (по паспорту Дмитрий) был призван на службу в армию в 1939г.
Незадолго до окончания службы началась Великая Отечественная война. Отец всю войну прошел пулеметчиком на Дальневосточном фронте. Имел награды, к сожалению они не сохранились. Домой он вернулся только через семь лет. Всю остальную жизнь прожил в с. Ябоган, умер в 1984г. Мама наша была в девичестве Бытысова, из рода Ара. Они с отцом родили и воспитали семерых детей. Отец много интересного рассказывал о своем роде, братьях. Из поколения в поколение в нашем роду передавался Судур бичик (алтайская библия). Впоследствии, где-то в 20-е годы, при переправе через большую реку Судур бичик нечаянно выронили. Легенду о происхождении меркитов также рассказал отец. Я сейчас очень жалею, что не записывала, не придавала значения его рассказам.
Интересна и богата событиями семья Шабураковых. В XIII в. их предки переселились из Кузнецка на Алтай и обосновали с. Улус-Черга. Один из братьев Шабураковых — Орыска держал большой конезавод и поставлял лошадей в царскую армию. За эти заслуги он был вызван в Москву Екатериной II, награжден золотыми часами и меховой шубой.
В 1919г. в кровавые времена 14 мужчин из семьи Шабураковых были расстреляны.
Софья ( алтайское имя Кымыс) Николаевна Шабуракова известна далеко за пределами республики. Недавно она отмечала свой 90-летний юбилей.
В 18 лет, после окончания педтехни-кума, она стала работать учительницей в с. Ябоган. В 1939г. была первой из учителей РСФСР награждена лично Калининым М.И. орденом Трудового Красного Знамени. В 1959г. ей было присвоено звание Заслуженный учитель РСФСР.
Из семьи Алагызовых мне известно только про Ивана Савельевича Алагы-зова. Он был вторым по счету Председателем Ойротского облисполкома (с1924г.-1930г). До 1937г. работал в Москве в представительстве Ойротской автономной области при ВЦИК. Избирался делегатом съезда РКП (б), награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1937г. арестован по ст.58 и расстрелян. Посмертно Алагызова И.С. реабилитировали в 1958г.
У нас в республике проживают много телеутских меркитов. Это Тушмана-ковы, Сыркашевы.
.
Р. КУЛАКОВА. (автор Р.Кулакова, газета "Алтайдын Чолмоны") Алтайдын Чолмоны