23 апр

= СКВЕРНЫ МИРА =

“Ибо если, избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от переданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: «Пес возвращается на свою блевотину» и «Вымытая свинья идет валяться в грязи»” (2 Пет. 2:20-22).
Одно из самых влиятельных литературных произведений, когда либо написанных, принадлежит итальянцу первой половины XIV века по имени Данте. Это его знаменитое сочинение — Божественная комедия. В нем он описывает себя на экскурсии в раю, чистилище и преисподней. Путешествие в геенну называется «Ад». Над воротами, ведущими в ад, Данте видит следующие строки:
Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.
Был правдою мой зодчий вдохновлён:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворён.
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья.
(Данте. Божественная комедия: Ад 3).
Бог ясно дал понять, что не прощенный грех в грядущем мире приведет к вечной смерти и разлуке с Богом. Но мы можем упустить из виду то, что грех имеет последствия также и в этой жизни. Часть наказания за грех осуществляется в мире, где мы живем. На это указал нам апостол Петр во 2 Пет. 2:20-22. Он хотел, чтобы его читатели осознали следующие истины:
(1) Человек, который ведет распущенный образ жизни, направленный на удовлетворение своих корыстных интересов, встал на путь страдания и смерти
Мы лучше поймем слова Петра, если рассмотрим их в контексте всего послания. Петр обращался к церквам, в которые вторглись лжеучителя. Апостол почти ничего не сказал об их учении, но мы все же можем отметить кое-какие детали. (а) Противостоявшие Петру утверждали, что обладают особым знанием. Они считали, что знают больше апостолов. Они говорили, что их знание есть путь к Богу. (б) Они, возможно, утверждали, что на их стороне выступают ангелы и духовные силы. И Петр и Иуда упоминают ангелов, которых Бог отправил в адский мрак ожидать наказания. (в) Они хотели придать символический смысл второму пришествию. Они учили, что это не будет реальное событие. Вероятно, они заявляли, что когда человек приходит к Богу, то для него тогда Господь и вернулся. Петр пишет: «Явятся наглые ругатели… говорящие: “Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остаётся так же”» (2 Пет. 3:3, 4).
Какими бы опасными ни были эти учения, Петр понимал, что именно поведение лжеучителей компрометировало саму суть евангелия. Его слова были жесткими: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию — это сыны проклятия» (2 Пет. 2:14).
Петр сказал своим читателям, что, обещая другим свободу, сами лжеучителя вели жизнь, результатом которой были рабство и смерть. «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19). Иисус сказал нечто подобное: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, раб греха» (Ин. 8:34). Павел выразил ту же истину следующим образом: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, тому повинуетесь, — или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16).
Одни свободы неизбежно ограничивают другие свободы. Если человек хочет брать то, что принадлежит другому, быть вором, он не может быть честным, уважающим себя человеком. Если человек свободен иметь сексуальные отношения вне брака, он/она не волен иметь доверительные, любовные отношения с женой или мужем. Петр полагался на общечеловеческий опыт, когда утверждал, что неповиновение Богу гораздо более обременительно, требует гораздо больших затрат сил, гораздо больше ограничивает свободу человека, чем ограничения христианской жизни. Божьи заповеди не тяжелы для христиан. Они для них сапоги-скороходы и ориентация в жизни. Иоанн выразил это следующим образом: «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, если любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:2, 3).
(2) Безбожный образ жизни нельзя, как с помощью выключателя, включить или выключить по желанию
Люди иногда говорят так, будто они всякий раз, когда грешат, могут вернуться к Богу в первоначальной чистоте. Это невозможно. Петр утверждает, что каждый раз, когда человек отворачивается от Бога, он наносит себе вред. При каждом соприкосновении с грехом его пагубное воздействие обессиливает человека. С каждым бунтом грешник отдается греху все более и более безоглядно. Вернуться к Богу становится все труднее. Никто из познавших Бога и вернувшихся в мир не может снова прийти к Богу как в первый раз.
Всякий раз, когда человек уступает греху, власть греха над ним становится сильнее. Петр сказал, что, когда человек отворачивается от Бога и возвращается в мир, он оказывается в худшем положении, чем был до того, как уверовал.
«Ибо если, избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет. 2:20-21).
Это пугающая мысль. Если человек возьмет ватный шарик и проведет им по крючку, то в первый раз на крючке останется всего несколько волокон. В следующий раз останется еще немного, пока, наконец, все волокна не перейдут на крючок. Так действует и грех. С каждым грехом мы становимся все более испуганными и все менее восприимчивыми к добродетели. Трудно покаяться и вернуться к Богу, когда мы уже больше не в состоянии осознать, что такое добродетель и Бог, и когда нам уже все равно. В Еккл. 8:8 сказано: «И нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого».
Когда человек заигрывает с грехом, думая, что он всегда может вернуться к Богу, как только захочет, он не учитывает того, как грех может подействовать на него. Может быть, именно это имел в виду автор Послания к евреям, когда написал: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евр. 10:26).
(3) За потакание сладострастию и алчности придется платить и в этом мире и в мире грядущем
Неволя, рабская зависимость от греха в этой жизни и в вечности намного тяжелее, чем исполнение любой заповеди, которого требует Господь от Своего народа. В Библии много сказано о призвании к ученичеству. Нелегко носить имя Иисуса из Назарета. Павел сказал, что быть христианином — значит отдавать свои тела в жертву живую (Рим. 12:1).
Для христианина важно выполнять заповеди Господа. Это значит заботиться о нуждающемся в помощи ближнем, быть хорошим родителем, ободрять сообщество Божьих людей, церковь Христа. Это значит следовать моральным принципам. Ложь, воровство, сексуальная распущенность, мошенничество и дюжина подобных вещей, практикуемых миром, — это грех. Стать христианином — значит взять на себя часть бремени Христа. Если нечестивые ненавидели учителя, то они будут ненавидеть и ученика. Следовать за Христом означает отстаивать правду и наживать врагов среди тех, кто ненавидит праведность. В том, чтобы быть христианином, есть бремя.
Иисус требовал, чтобы каждый заранее просчитывал, во что ему обойдется быть христианином, но Он сказал и кое-что еще. Иисус сказал: «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Раз мы живы, то все мы должны следовать какому-то образу жизни. Иисус сказал, что по сравнению с бременами греха, Его иго благо и Его бремя легко (Мф. 11:29).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть мысли Петра в том, что не все наказание за грех будет осуществлено в мире грядущем. Я встречался и разговаривал с людьми, которые говорили мне, что эта жизнь для них — уже ад. Их образ жизни привел к ужасным последствиям. И все же наказание за грех страшнее. Есть суд, последствия которого будут длиться в вечности.

Комментарии