Черкесский календарь.

Июль
«Бэдзэогъу» в переводе с адыгского слово означает - «период, когда бьют (кусаются) мухи». Другое название «Гъэмэфэку» - середина лета (по Ш.Ногмову).
ОБРЯД «ХЬАНЦЭГУАЩЭ»
С.Мафедзов: «Обряды и обрядовые игры адыгов» (близко к тексту).
Заботясь об урожае, для «предотвращения» засухи адыги в летнее время устраивали обряд вызывания дождя - «хьанцэгуащэ» (хьанцэ – лопата, гуащэ – княгиня). Есть предположение, что Хьанцэгуащэ генетически восходит к покровительнице речных вод адыгов – Псыхъогуащэ, к которой адыги, устраивая всеобщее купание и обливание друг друга водой, обращались с просьбой о ниспослании дождя. В пользу этого говорит тот факт, что этот обряд шапсуги называют псыгощахь (псы – вода, гуащэ – княгиня, хьы – носить). Таким образом, Хьанцэгуащэ являлась олицетворением языческой Богини Вод.
Хьанцэгуащэ делали из деревянной лопаты, к рукоятке которой поперек прикрепляли палку так, чтобы лопата походила на человека с вытянутыми в обе стороны руками. Этого «человека» наряжали в женское платье, «голову» покрывали платком, «талия» перетягивалась поясом.
Хьанцэгуащэ брали за «руки» две молодые, обязательно босые, девушки и, в сопровождении других женщин и детей, водили от двора ко двору по всему аулу, с песнопением. Хозяева домов, встречая шествие, обливали Хьанцэгуащэ и ее провожатых водой со словами, обращенными к божеству о ниспослании дождя. После этого хозяин выносил из дома продукты питания и отдавал участникам шествия.
К вечеру участники с собранными продуктами направлялись к речке. Раскладывались ими подаренные аульчанами кушанья. После всеобщей трапезы Хьанцэгуащэ обливали водой, и устраивалось массовое купание. Шапсуги Хьанцэгуащэ клали в реку, из которой ее вытаскивали и ломали по истечении трех дней. Кабардинцы после трапезы приносили Хьанцэгуащэ обратно в аул и вкапывали в центр аульской площади, где под аккомпанемент музыкантов устраивали танцы, веселье, игры и хоровод вокруг Хьанцэгуащэ, а затем завершали торжества обливанием ее семью ведрами воды.
Обряд вызывания дождя, организуемый вокруг Хьанцэгуащэ, в упрощенной форме бытует у адыгов и ныне, но уже не сопровождается музыкой, танцами и играми, а главные участники – дети, которые, ведя Хьанцэгуащэ по аулу, поют песенку о ниспослании дождя.
ХЬАНЦЭГУАЩЭ МЫ ВОДИМ…
ПЕСНЯ ВЫЗОВА ДОЖДЯ
Хьанцэгуащэ мы водим – дождь идет!
На Ныхэтхе гром гремит – дождь идет!
На Лыготхе дождь да пойдет!
Дождь идет!
Шаонаже сырным рассолом поят!
В ЭТОМ МЕСЯЦЕ
- В 1557-году в Москву прибывает новое адыгское посольство от Идаровых Темрюка и Тазрата во главе с Канклычем Каноковым;
- 28-го числа 1828 года в Санкт-Петербурге родился А.Берже – автор трудов по истории адыгов, среди которых: «Завоевание Северо-Западного Кавказа», «Краткий обзор о кавказских горцах»;
- 9-го числа 1846 года на 83-м году скончался Берзег Дагамуко Исмаил-Хаджи, которого за мужество и отвагу, проявляемую им в борьбе за свободу и независимость своей Родины, на Западе называли «Черкесским Вашингтоном»;
- 27-го числа 1922 года ВЦИК принимает решение об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области унашъо къыдегъэк1ы;
- 3-го числа 1991 года Верховный Совет РСФСР принимает решение о преобразовании Адыгейской автономной области в Республику Адыгея, а Карачаево-Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую Республику;
- 20 - 24 числах 1993 года в г. Майкопе проходит II конгресс Международной Черкесской ассоциации (МЧА);
- 24-26-го числах 1996 года в г. Черкесске проходит III конгресс Международной Черкесской ассоциации (МЧА).
Автор: Газий Чемсо.
Иллюстрация: Абдулах Берсиров. Серия "Адыгский календарь". Обряд вызывания дождя (Хьанцэгуащ)
Фонд черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова

Комментарии

Комментариев нет.