ЖАРКОЕ НЕБО АФГАНА...

В эти дни исполняется 30 лет со
дня возвращения щучинских
во­ен­нос­лу­жащих 10-го от­де­ль­но­го
разведывательного ав­иац­ион­но­го
полка из Афганистана, где они
выполняли интер­нац­ио­на­ль­ный
воинский долг...
Всё началось весной 1983 го­да, когда в Щучин прилетел ко­мандир ВВС БВО генерал-лей­те­нант В. Буланкин. По его при­ка­зу личный состав 10-го раз­ве­ды­ва­те­ль­но­го авиаполка был собран в гарнизонном Доме оф­и­це­ров. Там генерал об­ъявил, что следующая смена от­де­ль­ной авиационной эс­кадрильи тактической раз­ведки в Кабуле будет «щучинской», из 10-го раз­вед­пол­ка. Он предупредил о том, что в Афганистане идёт нас­то­я­щая война, советские ВВС не­сут потери, и спросил, кто не хочет во­е­вать. Все согласились от­п­рав­и­ть­ся добровольцами ока­зы­вать интернациональную по­мощь дружественному аф­ган­с­ко­му народу.
Основным разведывательным са­мо­лё­том ограниченного во­ен­но­го контингента в Афганистане был МиГ-21Р – именно он был на вооружении 2-й эскадрильи щуч­и­н­с­ко­го разведполка. Лётчики при­с­тупили к интенсивным трен­и­ров­кам и полетам для подготовки к учас­т­ию в боевых действиях.
15 июля 1983 года личный сос­тав 2-й эскадрильи 10-го ОРАП под ко­ман­до­ван­ием В.Л. Рябова вы­ле­тел самолётом Ил-76МД на аэ­род­ром Кокайты в Узбекскую ССР. Здесь военнослужащие провели нес­ко­ль­ко дней – ак­кл­и­мат­и­з­и­ро­вались, им сделали прививки от бо­лез­ней жаркого климата. Из Ка­бу­ла за военнослужащими при­ле­тел самолёт Ан-12, который дос­тавил их в Демократическую Рес­пуб­л­и­ку Афганистан на аэродром в Ка­бу­ле. Предшественники 10-го раз­вед­пол­ка, пилоты 293-го ОРАП и 799-го ОРАП, во время своей сме­ны потеряли 4 лётчика и 4 са­мо­лё­та. Это, конечно, не вызывало оп­т­и­м­и­з­ма у только прибывших во­ен­нос­лу­жащих.
Каждый из пилотов щучинской сме­ны совершил несколько по­лё­тов на двухместных МиГ-21УС под ру­ко­вод­с­т­вом опытных лётчиков пре­ды­ду­щей смены. После оз­на­ком­и­те­ль­ных полетов лётчики щуч­и­н­с­кой 2-й эскадрильи приступили к боевой работе.
Для дневной и ночной фо­тос­ъёмки использовались МиГ-21Р с фо­то­ап­па­ра­тами АФА-39 и АШФА. Раз­ведчики использовались при ноч­ных ударах – они освещали рай­он штурмовки осветительными бом­бами САБ-100 и САБ-250. Учас­т­во­вали в поиске и ун­и­ч­то­жении караванов с оружием также по ночам. Иногда разведчики вели «свободную охоту» – са­мос­то­я­те­ль­ный поиск и уничтожение прот­и­в­н­и­ка. Лётчики эскадрильи также про­водили радиотехническую раз­вед­ку. Самолёт со специальным кон­тей­не­ром летел вдоль границы с Пакистаном, а аппаратура «засекала» и записывала все рад­иос­и­г­на­лы с сопредельной сто­ро­ны. Собранная таким способом инфор­мац­ия была секретна и не об­ра­ба­ты­ва­лась специалистами в Ка­бу­ле – такие контейнеры от­сы­лались в Москву.
В ноябре 1983 года заместитель ко­ман­д­и­ра эскадрильи Владимир Кисе­лёв на МиГ-21Р проводил фо­то­кон­т­роль результатов бомбового уда­ра звена. Он летел за­мы­ка­ющим. Моджахеды уже успели прийти в себя и открыли при­це­ль­ный огонь из ДШК. Пули пробили фор­саж­ную камеру и трубы – тяга дви­га­те­ля упала, но лётчик смог до­ле­теть до аэродрома и бе­за­вар­и­й­но посадить самолет. После это­го командование эскадрильи при­ня­ло решение изменить тактику при­ме­нен­ия самолетов. Фо­то­кон­т­роль стали проводить од­нов­ре­мен­но с нанесением бомбовых ударов.
В ноябре 1984 года во время по­лё­та по маршруту Кабул-Газни из ДШК была обстреляна пара са­мо­лё­тов лётчиков Шевченко и Ков­то­ню­ка. Пули попали в машину Юрия Ков­то­ню­ка и пробили гид­рос­и­с­те­му. Из-за этого полностью рас­к­ры­лась форсажная камера и со­от­вет­с­т­вен­но упала скорость самолёта. Но все окончилось удачно: на не­бо­ль­шой скорости в соп­ро­вож­дении ведущего лётчик бла­го­по­луч­но «дотянул» до Кабула и по­садил самолёт.
Смена 10-го разведполка не про­бы­ла в Афганистане зап­лан­и­ро­ван­но­го срока: было принято ре­шен­ие о смене типа раз­ве­ды­ва­те­ль­но­го самолета на Су-17Р, и лётчики 10-го ОРАП покинули Аф­ган­и­с­тан на три месяца раньше. Их сме­на длилась 8 месяцев и 12 дней, в то время как обычно такие сме­ны длились целый год. 29 мар­та 1984 года лётчики 2-й эс­кадрильи вывели самолёты МиГ-21Р и МиГ-21УС из Кабула на аэ­род­ром Карши в ТуркВО. Экипаж на­зем­но­го самолёта встречал каж­дую приземлившуюся крылатую маш­и­ну бутылкой шампанского. С аэ­род­ро­ма Карши возле посёлка Ха­на­бад на войну отправилась оче­ред­ная смена раз­ве­ды­ва­те­ль­ной авиации, теперь уже на са­мо­лё­тах Су-17М3Р.
Командир щучинской эскадрильи В.Л. Рябов и штурман эскадрильи В.М. Коваль вместе с генерал-май­о­ром Васильевым вертолётом при­ле­тели в Баграм, чтобы по­дел­и­ть­ся с новоприбывшей сменой 263-й ОРАП опытом применения раз­ве­ды­ва­те­ль­ной авиации и рассказать об особенностях полётов в Аф­ган­и­с­та­не. Остальные во­ен­нос­лу­жащ­ие щучинской смены вылетели в Бе­ла­русь самолётом Ту-154 из аэ­род­ро­ма Карши, но приземлиться в Щучине самолёт не смог по тех­н­и­ческим причинам, поэтому прои­з­вел посадку на аэродроме в Ба­ра­нов­и­чах, а оттуда на родной аэ­род­ром военных доставил 30 мар­та самолёт Ан-12.
Военнослужащие полка были наг­раж­де­ны государственными наг­ра­дами. Командир эскадрильи В.И. Рябов и штурман эскадрильи В.М. Коваль получили ордена Крас­но­го Знамени. Майора Влад­и­м­и­ра Леонардовича Рябова, ко­то­рый совершил 324 (!) боевых вы­ле­та, четырежды представляли к званию Героя Советского Союза, но по разным причинам – в ос­нов­ном бюрократическим – зас­лу­жен­ная награда так и не была по­лу­че­на. Но главным итогом было то, что все остались живы.
Публикация "Любимое небо (Авиация ВКС России)"
".

Комментарии

Комментариев нет.