В эти дни исполняется 30 лет со дня возвращения щучинских военнослужащих 10-го отдельного разведывательного авиационного полка из Афганистана, где они выполняли интернациональный воинский долг... Всё началось весной 1983 года, когда в Щучин прилетел командир ВВС БВО генерал-лейтенант В. Буланкин. По его приказу личный состав 10-го разведывательного авиаполка был собран в гарнизонном Доме офицеров. Там генерал объявил, что следующая смена отдельной авиационной эскадрильи тактической разведки в Кабуле будет «щучинской», из 10-го разведполка. Он предупредил о том, что в Афганистане идёт настоящая война, советские ВВС несут потери, и спросил, кто не хочет воевать. Все согласились отправиться добровольцами оказывать интернациональную помощь дружественному афганскому народу. Основным разведывательным самолётом ограниченного военного контингента в Афганистане был МиГ-21Р – именно он был на вооружении 2-й эскадрильи щучинского разведполка. Лётчики приступили к интенсивным тренировкам и полетам для подготовки к участию в боевых действиях. 15 июля 1983 года личный состав 2-й эскадрильи 10-го ОРАП под командованием В.Л. Рябова вылетел самолётом Ил-76МД на аэродром Кокайты в Узбекскую ССР. Здесь военнослужащие провели несколько дней – акклиматизировались, им сделали прививки от болезней жаркого климата. Из Кабула за военнослужащими прилетел самолёт Ан-12, который доставил их в Демократическую Республику Афганистан на аэродром в Кабуле. Предшественники 10-го разведполка, пилоты 293-го ОРАП и 799-го ОРАП, во время своей смены потеряли 4 лётчика и 4 самолёта. Это, конечно, не вызывало оптимизма у только прибывших военнослужащих. Каждый из пилотов щучинской смены совершил несколько полётов на двухместных МиГ-21УС под руководством опытных лётчиков предыдущей смены. После ознакомительных полетов лётчики щучинской 2-й эскадрильи приступили к боевой работе. Для дневной и ночной фотосъёмки использовались МиГ-21Р с фотоаппаратами АФА-39 и АШФА. Разведчики использовались при ночных ударах – они освещали район штурмовки осветительными бомбами САБ-100 и САБ-250. Участвовали в поиске и уничтожении караванов с оружием также по ночам. Иногда разведчики вели «свободную охоту» – самостоятельный поиск и уничтожение противника. Лётчики эскадрильи также проводили радиотехническую разведку. Самолёт со специальным контейнером летел вдоль границы с Пакистаном, а аппаратура «засекала» и записывала все радиосигналы с сопредельной стороны. Собранная таким способом информация была секретна и не обрабатывалась специалистами в Кабуле – такие контейнеры отсылались в Москву. В ноябре 1983 года заместитель командира эскадрильи Владимир Киселёв на МиГ-21Р проводил фотоконтроль результатов бомбового удара звена. Он летел замыкающим. Моджахеды уже успели прийти в себя и открыли прицельный огонь из ДШК. Пули пробили форсажную камеру и трубы – тяга двигателя упала, но лётчик смог долететь до аэродрома и безаварийно посадить самолет. После этого командование эскадрильи приняло решение изменить тактику применения самолетов. Фотоконтроль стали проводить одновременно с нанесением бомбовых ударов. В ноябре 1984 года во время полёта по маршруту Кабул-Газни из ДШК была обстреляна пара самолётов лётчиков Шевченко и Ковтонюка. Пули попали в машину Юрия Ковтонюка и пробили гидросистему. Из-за этого полностью раскрылась форсажная камера и соответственно упала скорость самолёта. Но все окончилось удачно: на небольшой скорости в сопровождении ведущего лётчик благополучно «дотянул» до Кабула и посадил самолёт. Смена 10-го разведполка не пробыла в Афганистане запланированного срока: было принято решение о смене типа разведывательного самолета на Су-17Р, и лётчики 10-го ОРАП покинули Афганистан на три месяца раньше. Их смена длилась 8 месяцев и 12 дней, в то время как обычно такие смены длились целый год. 29 марта 1984 года лётчики 2-й эскадрильи вывели самолёты МиГ-21Р и МиГ-21УС из Кабула на аэродром Карши в ТуркВО. Экипаж наземного самолёта встречал каждую приземлившуюся крылатую машину бутылкой шампанского. С аэродрома Карши возле посёлка Ханабад на войну отправилась очередная смена разведывательной авиации, теперь уже на самолётах Су-17М3Р. Командир щучинской эскадрильи В.Л. Рябов и штурман эскадрильи В.М. Коваль вместе с генерал-майором Васильевым вертолётом прилетели в Баграм, чтобы поделиться с новоприбывшей сменой 263-й ОРАП опытом применения разведывательной авиации и рассказать об особенностях полётов в Афганистане. Остальные военнослужащие щучинской смены вылетели в Беларусь самолётом Ту-154 из аэродрома Карши, но приземлиться в Щучине самолёт не смог по техническим причинам, поэтому произвел посадку на аэродроме в Барановичах, а оттуда на родной аэродром военных доставил 30 марта самолёт Ан-12. Военнослужащие полка были награждены государственными наградами. Командир эскадрильи В.И. Рябов и штурман эскадрильи В.М. Коваль получили ордена Красного Знамени. Майора Владимира Леонардовича Рябова, который совершил 324 (!) боевых вылета, четырежды представляли к званию Героя Советского Союза, но по разным причинам – в основном бюрократическим – заслуженная награда так и не была получена. Но главным итогом было то, что все остались живы. Публикация "Любимое небо (Авиация ВКС России)" ".
ЖАРКОЕ НЕБО АФГАНА...
В эти дни исполняется 30 лет со
дня возвращения щучинских
военнослужащих 10-го отдельного
разведывательного авиационного
полка из Афганистана, где они
выполняли интернациональный
воинский долг...
Всё началось весной 1983 года, когда в Щучин прилетел командир ВВС БВО генерал-лейтенант В. Буланкин. По его приказу личный состав 10-го разведывательного авиаполка был собран в гарнизонном Доме офицеров. Там генерал объявил, что следующая смена отдельной авиационной эскадрильи тактической разведки в Кабуле будет «щучинской», из 10-го разведполка. Он предупредил о том, что в Афганистане идёт настоящая война, советские ВВС несут потери, и спросил, кто не хочет воевать. Все согласились отправиться добровольцами оказывать интернациональную помощь дружественному афганскому народу.
Основным разведывательным самолётом ограниченного военного контингента в Афганистане был МиГ-21Р – именно он был на вооружении 2-й эскадрильи щучинского разведполка. Лётчики приступили к интенсивным тренировкам и полетам для подготовки к участию в боевых действиях.
15 июля 1983 года личный состав 2-й эскадрильи 10-го ОРАП под командованием В.Л. Рябова вылетел самолётом Ил-76МД на аэродром Кокайты в Узбекскую ССР. Здесь военнослужащие провели несколько дней – акклиматизировались, им сделали прививки от болезней жаркого климата. Из Кабула за военнослужащими прилетел самолёт Ан-12, который доставил их в Демократическую Республику Афганистан на аэродром в Кабуле. Предшественники 10-го разведполка, пилоты 293-го ОРАП и 799-го ОРАП, во время своей смены потеряли 4 лётчика и 4 самолёта. Это, конечно, не вызывало оптимизма у только прибывших военнослужащих.
Каждый из пилотов щучинской смены совершил несколько полётов на двухместных МиГ-21УС под руководством опытных лётчиков предыдущей смены. После ознакомительных полетов лётчики щучинской 2-й эскадрильи приступили к боевой работе.
Для дневной и ночной фотосъёмки использовались МиГ-21Р с фотоаппаратами АФА-39 и АШФА. Разведчики использовались при ночных ударах – они освещали район штурмовки осветительными бомбами САБ-100 и САБ-250. Участвовали в поиске и уничтожении караванов с оружием также по ночам. Иногда разведчики вели «свободную охоту» – самостоятельный поиск и уничтожение противника. Лётчики эскадрильи также проводили радиотехническую разведку. Самолёт со специальным контейнером летел вдоль границы с Пакистаном, а аппаратура «засекала» и записывала все радиосигналы с сопредельной стороны. Собранная таким способом информация была секретна и не обрабатывалась специалистами в Кабуле – такие контейнеры отсылались в Москву.
В ноябре 1983 года заместитель командира эскадрильи Владимир Киселёв на МиГ-21Р проводил фотоконтроль результатов бомбового удара звена. Он летел замыкающим. Моджахеды уже успели прийти в себя и открыли прицельный огонь из ДШК. Пули пробили форсажную камеру и трубы – тяга двигателя упала, но лётчик смог долететь до аэродрома и безаварийно посадить самолет. После этого командование эскадрильи приняло решение изменить тактику применения самолетов. Фотоконтроль стали проводить одновременно с нанесением бомбовых ударов.
В ноябре 1984 года во время полёта по маршруту Кабул-Газни из ДШК была обстреляна пара самолётов лётчиков Шевченко и Ковтонюка. Пули попали в машину Юрия Ковтонюка и пробили гидросистему. Из-за этого полностью раскрылась форсажная камера и соответственно упала скорость самолёта. Но все окончилось удачно: на небольшой скорости в сопровождении ведущего лётчик благополучно «дотянул» до Кабула и посадил самолёт.
Смена 10-го разведполка не пробыла в Афганистане запланированного срока: было принято решение о смене типа разведывательного самолета на Су-17Р, и лётчики 10-го ОРАП покинули Афганистан на три месяца раньше. Их смена длилась 8 месяцев и 12 дней, в то время как обычно такие смены длились целый год. 29 марта 1984 года лётчики 2-й эскадрильи вывели самолёты МиГ-21Р и МиГ-21УС из Кабула на аэродром Карши в ТуркВО. Экипаж наземного самолёта встречал каждую приземлившуюся крылатую машину бутылкой шампанского. С аэродрома Карши возле посёлка Ханабад на войну отправилась очередная смена разведывательной авиации, теперь уже на самолётах Су-17М3Р.
Командир щучинской эскадрильи В.Л. Рябов и штурман эскадрильи В.М. Коваль вместе с генерал-майором Васильевым вертолётом прилетели в Баграм, чтобы поделиться с новоприбывшей сменой 263-й ОРАП опытом применения разведывательной авиации и рассказать об особенностях полётов в Афганистане. Остальные военнослужащие щучинской смены вылетели в Беларусь самолётом Ту-154 из аэродрома Карши, но приземлиться в Щучине самолёт не смог по техническим причинам, поэтому произвел посадку на аэродроме в Барановичах, а оттуда на родной аэродром военных доставил 30 марта самолёт Ан-12.
Военнослужащие полка были награждены государственными наградами. Командир эскадрильи В.И. Рябов и штурман эскадрильи В.М. Коваль получили ордена Красного Знамени. Майора Владимира Леонардовича Рябова, который совершил 324 (!) боевых вылета, четырежды представляли к званию Героя Советского Союза, но по разным причинам – в основном бюрократическим – заслуженная награда так и не была получена. Но главным итогом было то, что все остались живы.
Публикация "Любимое небо (Авиация ВКС России)"
".