"ЗАГАДКА ИВАМА АЙКИДО"

Стенли Пранин, "Aikido Jornal", Оригинал здесь: http://blog.aikidojournal.com/2012/03/19/the-iwama-ai ..
Учебная программа Ивама айкидо, распространяемого Сайто Морихиро, 9 дан, имеет свои корни в техниках, преподаваемых в послевоенное время Основателем Уэсиба Морихэем в Ивама, маленьком городке в сельской местности в префектуре Ибараги.
О-сэнсэй переселился из Токио в Ивама в 1942 году. Ивама оставалась официальным местом жительства Основателя вплоть до его кончины в 1969 году. Уэсиба Морихэй жил, занимался сельским хозяйством, и практиковал его айкидо с большой интенсивностью в Ивама после войны, повергнувшей Японию в нищету. Впервые за много лет, он смог сосредоточить свои усилия на совершенствовании своих боевых техник и духовного развития. Этот период часто рассматривается как рождение айкидо, и об этом писал в своей книге сын Морихэя, Киссёмару Уэсиба. О-сэнсэй использовал термин “Такэмусу Айки”, именуя своё боевое искусство на этом этапе. Буквальное значение “Такэмусу Айки” - “Айки, которое порождает боевые техники.” Он объяснял, что это самый высокий уровень айкидо, на котором человек может спонтанно выполнять совершенные техники.
То, что обычно называют "Ивама Айкидо" - это огромная техническая система, состоящая из техник Тай-дзюцу, Айки-Кэн и Айки-Дзё. Лишь один компонент Тай-дзюцу включает в себя где-то около 600 техник. Добавьте различные субури и парные упражнения с оружием, и вы уже получите свыше 1000 различных форм. Эта программа гораздо более подробна, чем её аналоги в Ёсинкан, Айкикай, или то, что делал Коити Тохэй, покинув Хомбу Додзё. Эти системы, служащие основой для стилей айкидо, распространившихся в Японии и за рубежом после второй мировой войны, отличаются от того, что делал Основатель. Это не означает, что Ивама превосходит другие системы, а просто дело в том, что Ивама Айкидо существенным образом отличается по содержанию и масштабам по сравнению с другими основными стилях айкидо. Возникает справедливый вопрос : как такая сложная техническая система могла быть разработана в изолированной сельской местности Ивама, если Морихиро Сайто был её создателем? Сайто имел лишь среднее образование и, если не считать краткосрочную работу в Токио в качестве работника Японских Железных Дорог, провел свою жизнь до 46-летнего возраста в Ивама и в его окрестностях . Его занятия дзюдо и каратэ в подростковом возрасте были очень краткими и поверхностными, главное влияние на него оказало его ученичество у Основателя начиная с 1946 года.
Следует отметить, что Уэсиба Морихэй постоянно жил в Ивама, с 1942 до 1955 года, после чего он делил свое время между Ивама, Токио, а также регулярно посещал регион Кансай (западную Японию). Сайто сэнсэй всегда утверждал, что Основатель учил в Ивама иначе, чем он учил в другом месте, потому что в Ивама его додзё был рядом с домом, и он мог бы заниматься всякий раз, когда возникало желание. Для сравнения, те случаи, когда О-сэнсэй появлялся в Айкикай Хомбу Додзё в Токио в последние годы были единичными и непредсказуемым. Его неустойчивый график не позволял преподавать сложную техническую систему, в Токио. Кроме того, старое токийское додзё было сравнительно невелико и не позволяло практиковать техники с оружием, в отличие от сельской местности Ивама с его широкими открытыми пространствами.
Так в результате чего возникло Ивама Айкидо? По моему мнению, есть три причины этого: (1) Уэсиба Морихэй в течение длительного периода времени обучал в Ивама ведущих студентов, включая Сайто, своей богатой в техническом отношении системе (включая оружие). Сайто последовал методам Основателя, неизменным в своей сути, либо изменённым незначительно; (2) Сайто воспринял от Основателя слабоорганизованные основы айкидо, и разработал свой собственный план учебного процесса, не привнося ничего такого, что существенно отличалось бы от того, чему учил О-сэнсэй. (3) Сайто приобрёл глубокие знания по айкидо в процессе его долгого сотрудничества с Основателем и систематизировал эту разрозненную массу информации, в современную, педагогически структурированную систему. Третий вывод представляется наиболее убедительным для меня. Если читатели найдут другие аргументы, основанные на имеющихся научных данных, я буду рад их обсудить.
Я некогда сомневался в том, что методы Сайто сэнсэя были тесно, в корне связаны с учением О-сэнсэя из-за очевидных различий в том, как они исполняют техники. Я основывался на фильмах с демонстрациями Основателя из его последних лет, где он выполнял некоторое количество техник, большинство их которых не использовали контакт с укэ. С другой стороны, айкидо Сайто сэнсэя обладало точностью, возможностью боевого применения и техническим разнообразием. Позже я был вынужден пересмотреть свое мнение относительно этого ключевого момента после обнаружения учебника О-сэнсэя “Будо” 1938 года, где фотографии некоторых ключевых, основных методов, в своей сути идентичны формам айкидо, преподаваемым Сайто сэнсэем в Ивама. Позже, впечатление от более чем 1000 фотографий из Нома-додзё серии 1935 года усилило это изменение в моём мышлении. Были сохранены буквально сотни очень точных и сложных технических моментов, вытекающих из многолетнего опыта Основателя в Дайто-рю Айки-Дзюдзюцу. Только такой истинный мастер боевых искусств, как Сайто сэнсэй, мог бы приобрести такой чудесный набор навыков.
Многие уже говорили, что Основатель шёл несколько наугад в его подходе к обучению , но, по крайней мере, во время пребывания в Ивама, он, похоже, создал блестяще задуманную и оригинальную боевую систему.

Комментарии

Комментариев нет.