«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.

Юрий Пименов (1902–1977) — русский и советский художник, один из самых востребованных и высоко оценённых советской властью живописцев. Он был лауреатом Ленинской премии и двух Сталинских премий, получил звание народного художника СССР. Но при этом он писал картины хоть и полностью соответствующие требованиям советских чиновников от искусства — то есть отображал в положительном ключе советскую действительность, но в своём стиле, который был близок к импрессионизму. Пименов сознательно избегал резких контуров на своих картинах, тщательной реалистичной прорисовки, картины писал лёгкими воздушными мазками, светлыми, яркими красками. Картины Пименова 30 годов — праздничные, глубоко лиричные, вызывающие хорошее настроение, оптимистичные. Пименов искренне восхищался новой жизнью и новыми молодыми советскими людьми, их верой в светлое будущее и бесконечным оптимизмом, который не могли сломить какие-либо жизненные трудности. Молодожёны, идущие по строительным лесам в свою новую квартиру, девушка за рулём автомобиля, спортивные свершения, удивительно лиричные мойщицы окон — вот типичные темы картин Юрия Пименова.
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Весеннее окно
Если Аркадия Пластова можно назвать деревенским художником, поскольку тот писал в основном портреты деревенских жителей и жанровые картины из жизни советского села, в том числе и удивительную «Купание коней», то Пименов, как и Константин Юон предпочитал писать виды Москвы и москвичей, городские пейзажи, жанровые картины, иллюстрирующие созидательное начало социализма.

Одна из лучших картин Юрия Пименова — «Новая Москва», настоящий шедевр русского импрессионизма, ведущим представителем которого и являлся Юрий Пименов. Она была создана для выставки «Индустрия социализма» 1937 года, стала одной из самых заметных и известных картин на ней.
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Новая Москва
Хотя выставка проводилась с огромным трудом, часть её организаторов репрессировали, некоторых даже расстреляли. Хорошо хоть репрессии всерьёз не коснулись Юрия Пименова, хотя определённая холодность и недоверие со стороны советских властей имели место.

Социалистический реализм был объявлен единственно верным художественным направлением, а Пименова всегда интересовал импрессионизм, а в 1920 годы и немецкий экспрессионизм.

Потому на ранних работах Пименова можно заметить упрощённые черты лица, совмещение нарисованных объектов, искажение форм, неестественные позы и повороты головы, как, например на картине «Две девушки с мячом».
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Две девушки с мячом
Была и жутковатая картина «Инвалиды войны» — ну никак она не соответствовала всем требованиям соцреализма, хотя нельзя никак отказать ей в выразительности. Именно умение передать нужную эмоцию, причём наиболее ярко и запоминающееся и отличало ранние работы Пименова, как, впрочем, и многих выдающихся экспрессионистов. И хотя Пименов рисовал советских людей и советскую действительность в положительном ключе чиновники от искусства подобных авангардный подход не оценили и в 1932 году выставили определение полотнам Юрия Пименова — «формализм», и запретили их для экспонирования на выставках.
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Инвалиды войны
Пименов тяжело переживал подобное решение. Писать в исключительно реалистичном ключе и штамповать однотипные картины без собственного авторского стиля ему не хотелось, и на помощь пришёл импрессионизм. Тогда на него поглядывали косо, но всё же не настолько, как на авангард.

И Пименов становится истинным импрессионистом и дело даже не в использовании специфических техник написания картин, всё гораздо глубже. Для примера можно вспомнить, что однажды во время Парижской коммуны известного французского импрессиониста Пьера Огюста Ренуара чуть было не расстреляли революционеры. Он, как обычно, писал на набережной Сены, поскольку всегда предпочитал работать на пленере. Вот только революционеры решили, что он шпион и зарисовывает планы баррикад. Лишь чудо спасло Ренуара от несправедливой казни — один из революционеров признал в нём известного художника. Но несмотря на всё это, Ренуар рисовал не баррикады, не казнённых, ничего, что хоть как-то напоминало революцию. Вот картина Ренуара того времени.
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Пьер Огюст Ренуар. Девушка, собирающая цветы. 1872
Абсолютно идеалистическая, где на первом плане красота, а не правда жизни и её неприглядная сторона. Дамы, цветы, удивительный цвет, радость жизни — это всё про импрессионизм. Хотите правды — тогда нужно смотреть картины наших замечательных передвижников Ильи Репина и Василия Перова.

Потому и Пименов написал Новую Москву в светлых, радостных тонах, словно бы и не было многочисленных репрессий, а обычные советские девушки разъезжают по Москве в кабриолетах. И импрессионизм применительно к задачам показать красоту новой Москвы и радость жизни действует безупречно — отсутствие тщательной прорисовки, широкие лёгкие мазки, светлые тона создают совершенно удивительную атмосферу праздничного города, в котором хочется жить и работать. Напиши Пименов картину в реалистическом ключе, была бы обычная стандартная агитка, без художественной глубины и особого очарования.

Новая Москва Пименова напоминает работы другого французского импрессиониста — Клода Моне, но тоже рисовал толпу лишь несколькими небрежными штрихами, избегая тщательной прорисовки.
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Справа: Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873.Слева: Юрий Пименов. Новая Москва
А ещё мы не видим лица главной героини, но предполагаем, что она наверняка симпатичная девушка. Показан момент из жизни, как если бы оказались на месте человека на заднем сиденье открытого автомобиля, которым управляет красивая девушка — возможно, его дочь или жена, и любовались летней Москвой. Понятное дело, наверняка тот был или известным спортсменом, артистом, или, на худой конец, крупным партийным деятелем, но явно человеком не из простых. Впрочем, тут тоже лакировка действительности, показ наиболее привлекательных моментов в жизни.

В картине очень удачно выстроенная композиция. Голова девушки находится на уровне золотого сечения, а это позволяет воспринимать картину с максимальным комфортом. Прохожие размыты — в этом отчасти проявляется эффект скорости, создаётся полное ощущение езды на автомобиле. Картина написана в тёплых бежевых тонах, видны яркие красные пятна автобусов и красного полотнища на здании. Да и толпа прохожих яркая, пёстрая, в картине нет ни капли уныния, лишь радость от езды на хорошем автомобиле по красивому городу. На волосах девушки видны блики от солнца, поскольку дело происходит с ярких солнечный день. И в этом тоже импрессионизм Пименова.
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
Новая Москва. фрагмент.
Моделью для Пименова была его супруга Наталья. Она была его поддержкой, опорой и музой, помогала в самые тяжёлые минуты, когда на художника начались гонения. Впоследствии образ девушки за рулём Пименов использовал на многих других картинах, например, «На фронтовой дороге».
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
На фронтовой дороге
Тут картина выполнена в более суровых и мрачных тонах, а рядом сидит командир, который явно девушке доверяет, и не садиться сам за руль. Образ волевой, сильной женщины всегда привлекал Пименова и был очень востребован в советской живописи. Впоследствии уже в 1950 годы Пименов напишет картину «В Москву. Дорога на новостройку», где женщины не боятся ехать в кузове грузовика и не ищут более комфортного и безопасного транспортного средства, тем более, что его и не было.
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.
В Москву. Дорога на новостройку
Так-то картины Пименова — это про смелую, уверенную в себе женщину, настоящую строительницу социализма, которой чужды старые предрассудки, но при этом сохранившую, в отличие от персонажей полотен Дейнеки, женственность и привлекательность. Такая готова вести автомобиль, но всегда имеет собой косметичку, чтобы выглядеть максимально привлекательно и красиво. И в этом тоже правда жизни.
«Новая Москва» — самая известная картина Юрия Пименова, написанная вопреки требованиям соцреализма.

Комментарии

Комментариев нет.