В шаманистских представлениях бурят о сверхъестественных силах особое место занимает низшая демонология - всевозможные ада, анахай, муу шубуун, боохолдой и прочие, олицетворяющие в большинстве своем злую, нечистую силу. Ада - дух, оборотень, бес, представляется в виде маленького зверька с одним глазом на лбу и одним зубом во рту или человечка с особенным ртом, расположенным под челюстью. Ада может якобы превратиться в ребенка, собаку или надутый пузырь, имеет специфический запах, обитает в темном месте. Они могут быть добрыми и зловредными, обычно же насылают на детей болезнь или смерть. Они очень боятся филина, поэтому для избавления от них хорошо держать дома эту птицу или хотя бы ее перья. Если ада "размножались и не давали покоя, то приглашали шамана, чтобы их "убить" или "изгнать". Считалось, что добрые ада нянчат детей, сторожат и пасут скот, берегут хозяйское добро. Дахабари (букв.: преследующий, сопутствующий, сопровождающий) - духи наиболее свирепые, зловредные. Это души женщин, умерших в муках от родов, от женских болезней, от дурного обращения и истязания мужа, души одиноких и беспомощных в жизни старух, а также злых и придурковатых женщин, к которым относились в жизни плохо, – словом, всех женщин, которые провели тяжелую жизнь, а после смерти получили от богов особое право мстить людям за причиненное зло и обиды. Дахабари вредят детям, иногда доводят их до смерти. Муу шубуун (букв.: дурная птица) - оборотень, в виде красивой девушки с ярко-красными губами наподобие клюва. Таковыми становятся девушки, умершие в девичестве насильственной смертью. Они "являются" обычно юношам где-либо в степи или лесу, стараются обольстить их, чтобы съесть души, выпить мозги, проклевав им череп. Анахай - страшное существо, вредящее детям до семилетнего возраста; дух этот имеет вид человека с одним глазом во лбу, может превращаться в собаку, кошку и т.д., живет где-нибудь в улусе, облюбовав какой-либо дом или юрту. Поселившись, анахай начинает свою деятельность - изводит детей. Избавиться от него очень трудно, для этого надо пригласить шамана. Средствами изгнания могут служить огонь, звон железа, выстрелы, дым и запах богородской травы, ветка шиповника. Изгнанный анахай переселяется в другое место. Эзыхе - дух в образе миниатюрной старой женщины, ночью высасывающей вымя дойной коровы, после чего оно опухает, прекращается приток молока, теленок заболевает. Боохолдой в узком смысле - призрак, привидение, домовой, в широком - дух вообще, в которого переходит душа человека после смерти. Они невидимы простым людям, их могут видеть только шаманы, колдуны, а также некоторые собаки. "Обитают" они в заброшенных юртах или домах, на кладбищах, перекрестках дорог, у подножий гор; активны в темное время, бродят толпами, проказничают, устраивают игры, разводят огонь, сбивают путника с дороги, сбрасывают его с коня и т.д. Боохолдой могут пробраться в чей-либо дом или юрту, пугать людей, особенно детей, стучать, издавать какие-то звуки. Для изгнания их нужно совершить какие-то действия - зажечь огонь, постучать во всех углах и темных местах острым предметом, сделать холостой выстрел, побрызгать вином, произнося молитвы. Художник - П. Хараев-Инкижинов
Буряад орон
"Демоны бурятской мифологии"
В шаманистских представлениях бурят о сверхъестественных силах особое место занимает низшая демонология - всевозможные ада, анахай, муу шубуун, боохолдой и прочие, олицетворяющие в большинстве своем злую, нечистую силу.
Ада - дух, оборотень, бес, представляется в виде маленького зверька с одним глазом на лбу и одним зубом во рту или человечка с особенным ртом, расположенным под челюстью. Ада может якобы превратиться в ребенка, собаку или надутый пузырь, имеет специфический запах, обитает в темном месте. Они могут быть добрыми и зловредными, обычно же насылают на детей болезнь или смерть. Они очень боятся филина, поэтому для избавления от них хорошо держать дома эту птицу или хотя бы ее перья. Если ада "размножались и не давали покоя, то приглашали шамана, чтобы их "убить" или "изгнать". Считалось, что добрые ада нянчат детей, сторожат и пасут скот, берегут хозяйское добро.
Дахабари (букв.: преследующий, сопутствующий, сопровождающий) - духи наиболее свирепые, зловредные. Это души женщин, умерших в муках от родов, от женских болезней, от дурного обращения и истязания мужа, души одиноких и беспомощных в жизни старух, а также злых и придурковатых женщин, к которым относились в жизни плохо, – словом, всех женщин, которые провели тяжелую жизнь, а после смерти получили от богов особое право мстить людям за причиненное зло и обиды. Дахабари вредят детям, иногда доводят их до смерти.
Муу шубуун (букв.: дурная птица) - оборотень, в виде красивой девушки с ярко-красными губами наподобие клюва. Таковыми становятся девушки, умершие в девичестве насильственной смертью. Они "являются" обычно юношам где-либо в степи или лесу, стараются обольстить их, чтобы съесть души, выпить мозги, проклевав им череп.
Анахай - страшное существо, вредящее детям до семилетнего возраста; дух этот имеет вид человека с одним глазом во лбу, может превращаться в собаку, кошку и т.д., живет где-нибудь в улусе, облюбовав какой-либо дом или юрту. Поселившись, анахай начинает свою деятельность - изводит детей. Избавиться от него очень трудно, для этого надо пригласить шамана. Средствами изгнания могут служить огонь, звон железа, выстрелы, дым и запах богородской травы, ветка шиповника. Изгнанный анахай переселяется в другое место.
Эзыхе - дух в образе миниатюрной старой женщины, ночью высасывающей вымя дойной коровы, после чего оно опухает, прекращается приток молока, теленок заболевает.
Боохолдой в узком смысле - призрак, привидение, домовой, в широком - дух вообще, в которого переходит душа человека после смерти. Они невидимы простым людям, их могут видеть только шаманы, колдуны, а также некоторые собаки. "Обитают" они в заброшенных юртах или домах, на кладбищах, перекрестках дорог, у подножий гор; активны в темное время, бродят толпами, проказничают, устраивают игры, разводят огонь, сбивают путника с дороги, сбрасывают его с коня и т.д. Боохолдой могут пробраться в чей-либо дом или юрту, пугать людей, особенно детей, стучать, издавать какие-то звуки. Для изгнания их нужно совершить какие-то действия - зажечь огонь, постучать во всех углах и темных местах острым предметом, сделать холостой выстрел, побрызгать вином, произнося молитвы.
Художник - П. Хараев-Инкижинов