7 сен 2023

Я твёрдо могу сказать, что ни у одного тюркского народа не чувствуешь себя так хорошо, как у алтайцев

Честность и прямота свойственны им в такой степени, как ни одному из соседних народов. Ни одна юрта не запирается, скот пасётся без пастуха и всякого надзора, и при всём том воровство у алтайцев - нечто неслыханное. Честность алтайцев бросается в глаза, тем более что соседствующие с ними тюркские племена, честностью своей похвастаться не могут.
В.В. Радлов "Из Сибири. Страницы дневника 1860-1870 гг."
Самохвалов М. Кузнецкий Алатау: (инородцы западного склона и южной части хребта).
Нравы: «Воровство преследуется у инородцев с особенной строгостью и вообще не терпится. Вообще инородцы очень честны. Юрты их запоров не имеют хотя бы никого в ауле не было. Если к двери приставлен обрубок бревна, в ту юрту никто не войдет, хотя бы она целый год стояла под этою охраною. Оставшаяся в юрте вещь постороннего человека, даже найденная на дороге, но извветно, что ему принадлежащая, возвращается непременно хотя бы и через долгое время.
Радлов во время своего путешествия в 1861 г. по Алтаю и Алатау обращает особенное внимание на общественные отношения чулышманских телесов: «Весь народ походит на одно большое семейство, и не знает никаких сословных отличий. Богатый просит бедного соседа помочь ему в работе и тот помогает ему, по мере сил; бедный приходит со всем своим семейством в юрту богатаго, ест там досыта и получает от хозяина одежду. Богатый дает бедному мяса и скот, a бедный богатому сена, хлеб и т.д. Сам темичи нисколько не возвышается перед другими и только когда надевает свою китайскую шапку, ему оказывают должное почтение, как чиновнику. Между ними не бывает споров об имуществе и наследстве; эгоизм и любостяжание далеки от них. Они живут тихо, замкнуто, как дружелюбное семейство» […] и у черневых татар наблюдаются подобные же общественные отношения. Адрианов говорит: «Помогают друг другу, в случае не только крайности, а просто надобности, каждый вменяет себе в обязанность и эта взаимопомощь возведена в обычай. Обыкновенно, если инородец не имеет достатка, а ему надо жениться, он оповещает об этом своих родных и знакомых; весть об этом разлетается, и ко свадьбе новобрачному всякий что нибудь тащит и везет: и деньги, и скота, и одежду, и съестное, кто что может, соображаясь со своим достатком. Нигде в такой мере не применяется пословица «с миру по нитке - голому рубаха», как здесь. Тоже самое происходит и во всех других случаях нужды; и бывает так, что инородец справит какой нибудь обряд или свой семейный праздник за счет приношений, да еще и отложит из них малую толику про запас. Если семья состоит из престарелых родителей и малолетних детей, ее содержат, ей помогают работой по хозяйству сородичи и соседи. […]

Комментарии