Комментарии
- 1 июл 2021 09:24Игорь АминовПолную статью И. Т. Коверды "Возвращение" можно также прочитать на странице сайта "История Нижнего Тагила от основания до наших дней" по адресу http://historyntagil.ru/kraeved/tk_14_06.htm"Тагильский краевед". Храм Александра Невского. История создания, разрушения и возвращения.В ночь на 20 сентября 1984 года четверо учащихся, забравшись на колокольню Александро-Невской церкви, разожгли костер, от которого загорелись купола. Приехал...historyntagil.ru
- 1 июл 2021 09:47Игорь АминовВ столице Франции Париже на улице Дарю есть похожий православный кафедральный собор Александра Невского. Только не стоит думать, что наш тагильский храм и "французский" - близнецы. Хотя проект русского архитектора Р.И. Кузьмина и послужил основой для церкви в Тагиле, тут можно говорить о явном сходстве очень осторожно. Сравните...
- Андрей ЗамешаевКомментарий удалён.
- Андрей ЗамешаевКомментарий удалён.
- Андрей Замешаев ответил Андрею ЗамешаевуКомментарий удалён.
- 2 июл 2021 08:01Игорь Аминов ответил Андрею ЗамешаевуТакие рассуждения я слышал. Они были популярны в советское время. Да и сейчас имеют какое-то хождение. Только, мне кажется, касаемо идеологической составляющей церкви, эту истину уже давно надо воспринимать в России как надуманный банальный жупел. За последние 100 лет церковь растеряла всю свою силу убеждения на паству в области политики. Церковь, во многих своих постулатах, пересекающихся со светской политикой, стала, образно говоря, "беззуба". Кто сейчас примет за откровение церковную проповедь, что всякая власть от Бога и её в любом воплощении надо безропотно принимать, или, что бедных ожидает рай и этому радоваться надо вместо того, чтобы заглядывать в кошелёк сильных мира сего? Народ в России, что бы не говорили, в этом смысле религиозен поверхностно. Религия для подавляющего большинства начинается и заканчивается в рассуждениях духа и принятии духовной связи с Богом. Всё светское он оставляет за порогом церкви, как снимает обувь в квартире, но снова переобувается из тапочек, когда выходит на улицу. Кстати, в том же исследовании "Возвращение" рассказывается, с каким непониманием простой люд принял в предпасхальные мартовские дни 1916 году верноподданническую проповедь с политической окраской епископа Екатеринбургского и Ирбитского Симеона под сводами гальянского храма. Владыка просил прихожан "тушить злобу". Призывал помнить, что храм Александра Невского "построен предками в благодарность за освобождение крестьян от крепостной зависимости" и в память об этом соблюдать спокойствие, мол "когда солома разбросана, нельзя бросать огня, иначе всё может сгореть"… Вы думаете, политические намёки дошли до обывателя? Реакция на его увещевания "А что вы делаете? Как ведёте себя?", была уже не такая, как было раньше. Епископа "слушали плохо, громко переговаривались". А всё потому, что светское под сводами храма возобладало в проповеди над религиозным. Не духом единым жив человек. А время было такое, что народ уже не мог жить как прежде. Как не мог понять к себе претензии в отсутствии понимания. Как тут не согласиться со священником М. Титовым в представлении главного предназначения церкви, его области и "платформы" – это "слово утешения, дела благотворения, совершения богослужения и таинств" (там же, в статье И. Т. Коверды). Поэтому я не желаю понимать буквально выпады против церкви и в то же время не стремлюсь её обелить. Как говорится, не надо смешивать "мух с котлетами". Храм-то здесь при чём? Вообще всё воинствующее и агрессивное это нехорошо. Я одинаково не приемлю не только агрессию безбожников, но и также воинствующих "божников (последний случай со сквером в Екатеринбурге вряд ли красит слуг божьих, теперь уже в виде компенсации за прошлое, воздвигающих культовые сооружения, где только можно и даже в тех местах, которые сами по себе являются общественно-значимыми и самодостаточными). Хотя последних, находящихся 70 лет в гонениях, понять можно. Вместе с тем твёрдо убеждён, - старые церкви надо сохранять и восстанавливать. И нет разницы в каком "отправлении" - музейном или культовом.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Нижний Тагил. Территория прошлого и настоящего
:Игорь Аминов
Храм Александра Невского (Совхозная 5).
Храм Александра Невского даже в полуразрушенном и заброшенном состоянии воспринимался тагильчанами и гостями города как символ Нижнего Тагила. Как Лисья гора или памятник братьям Черепановым. К счастью так получилось, что воинствующие безбожники не смогли дотянуться до него, и он остался стоять на радость потомкам. Тем паче это примечательно, что всем остальным церквям (близлежащим и в центре) повезло меньше.
В нынешних реалиях, когда происходит новый пересмотр идеологических ценностей, меньше всего хотелось бы говорить (именно в этой теме) о политике. Как бы это странно не звучало, но храм Александра Невского со временем перерос своё культовое значение не только потому, что не оказался грудой кирпичей из-за самодурства местных партийных органов и выстоял в условиях гонений против церкви и тотальной антирелигиозной борьбы советского государства. Однажды храм перешагнул ту черту в своей нелёгкой судьбе, когда заключённая в нём явная или надуманная угроза атеистической системе, становилась анахронизмом.
Рискну утверждать, что даже в условиях советского Тагила всё равно в будущем храм ожидала перспектива возрождения.
За годы, которые временно были отпущены гальянской церкви горкомом партии, неудобный силуэт настолько примелькался советским гражданам города, равнодушным в основной своей массе к религии, что к концу 70-х с силуэтом произошла понятная метаморфоза – Храм прочно и неразрывно стали связывать с Нижним Тагилом на культурном уровне.
Храм сам по себе прекрасен и это факт, стоящий вне идеологии. Его силуэт, безусловно, красил и красит Вересовую гору на противоположном берегу пруда!..
Проект церкви был разработан известным пермским архитектором Т.Ф. Гирстом. За основу он взял проект православного собора в Париже русского зодчего Р.И. Кузьмина.
Храм был заложен 6 августа 1862 года. А ровно через пятнадцать лет 30 августа 1877 года церковь была готова.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение" автор Иван Трофимович Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14 1993, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf)
Судя по фотографии, разрушения от попадания нескольких снарядов были значительными.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор Иван Трофимович Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf)
В последующие советские годы храм пробовали приспособить к светским целям. Были попытки использовать помещение церкви как библиотеку, клуб и даже… кинотеатр. Но в итоге небесную красоту приземлили до устройства в нём склада для хозяйственных нужд.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор Иван Трофимович Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
На робкие требования общественности к властям "признать его памятником истории или архитектуры", партийные и советские органы отделывались отписками.
Последнюю попытку спасти храм, узаконив его статус, хотя бы в качестве культурного учреждения, сделал в середине 70-х директор Высокогорского рудоуправления С. И. Николаев, предложив открыть в здании органный концертный зал. При этом все расходы он брался списать за счёт предприятия. Но, увы, опять раздался окрик из обкома.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор Иван Трофимович Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
… И снова на целых 10 лет храм выпал из поля зрения как общественности так и властей. Храм, продуваемый ветрами и заливаемый дождями, потихоньку разрушался. Заложенная в нём строителями Д.П. Шорина прочность безвозвратно таяла. Хотя из города силуэт храма казался незыблемым.
На представленной фотографии малыш стоит у стен заброшенного храма. Растрескавшиеся стены и выбитые окна - не самые страшные последствия, которые претерпел собор за десятилетия людского безразличия…
Будто машина времени на мгновение закинула малыша в будущее на то же самое место. Произойди это в действительности, вряд ли бы он это заметил, ведь основные изменения мелькнули бы у него за спиной. Но мы-то знаем, что храм возродился на пепелище.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор И. Т. Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf)
А тут ещё Горбачёвская перестройка. Люди заговорили в полный голос, а власти затихли в ожидании.
12 сентября 1988 года в закопчённом храме, где даже каменные стены источали запах гари, состоялся молебен. Впервые за последние 50 лет!
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор И. Т. Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
А весной 1989 года в вербное воскресение 23 апреля архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек освятил храм.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор И. Т. Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
Первые колокола установили на колокольне весной 1989 года (по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор И. Т. Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
В одну линию растут тополя: слева — один и справа три (интересно, кто их посадил?).
Тополя разрослись, но всё ещё могут называться молодыми (30-50 лет для деревьев это не возраст).
б) На том же самом месте спустя 22 года. Храм А.Невского скрыт новыми коттеджами, которые выдвинулись на целую новосозданную улицу Александровскую (над крышами торчит только макушка центральной луковицы с крестом). Слева построена типовая 9-этажка (Уральский, 33).
В конце 90-х и даже в начале 2000-х (!) здесь ещё сеяли овёс и люцерну, которую заготавливали для коровников на Фотеево. Да, да, в те годы на ГГМ (около т/ц "Лента", которого тогда и в планах не существовало) ещё функционировала молочная ферма!
Этот вопрос не так прост, а, по-моему, прямо перекликается с возвращением храма Александра Невского. Уже сейчас ему грозит исчезнуть среди надвигающихся новостроек, пусть не практически, то фигурально - точно…
Никаких других путей спасения этой местности я пока на сегодня, - честно! - не вижу: целесообразней было бы передать эти земли в церковную собственность…