Храм Александра Невского (Совхозная 5).

Храм Александра Невского даже в полуразрушенном и заброшенном состоянии воспринимался тагильчанами и гостями города как символ Нижнего Тагила. Как Лисья гора или памятник братьям Черепановым. К счастью так получилось, что воинствующие безбожники не смогли дотянуться до него, и он остался стоять на радость потомкам. Тем паче это примечательно, что всем остальным церквям (близлежащим и в центре) повезло меньше.
В нынешних реалиях, когда происходит новый пересмотр идеологических ценностей, меньше всего хотелось бы говорить (именно в этой теме) о политике. Как бы это странно не звучало, но храм Александра Невского со временем перерос своё культовое значение не только потому, что не оказался грудой кирпичей из-за самодурства местных партийных органов и выстоял в условиях гонений против церкви и тотальной антирелигиозной борьбы советского государства. Однажды храм перешагнул ту черту в своей нелёгкой судьбе, когда заключённая в нём явная или надуманная угроза атеистической системе, становилась анахронизмом.
Рискну утверждать, что даже в условиях советского Тагила всё равно в будущем храм ожидала перспектива возрождения.
За годы, которые временно были отпущены гальянской церкви горкомом партии, неудобный силуэт настолько примелькался советским гражданам города, равнодушным в основной своей массе к религии, что к концу 70-х с силуэтом произошла понятная метаморфоза – Храм прочно и неразрывно стали связывать с Нижним Тагилом на культурном уровне.
Храм сам по себе прекрасен и это факт, стоящий вне идеологии. Его силуэт, безусловно, красил и красит Вересовую гору на противоположном берегу пруда!..

© фоторепродукция эскиза храма из архива И. Т. Коверды.
© фоторепродукция эскиза храма из архива И. Т. Коверды.
Возведение храма во имя благоверного князя Александра Невского было задумано, когда 19 февраля 1861 был объявлен высочайший манифест Александра II об отмене крепостного права. Инициативную группу возглавил, признанный в разных слоях тагильского общества авторитет, Д.П. Шорин – интеллигент, разносторонне одарённый человек, вольноотпущенный крепостной Демидовых.
Проект церкви был разработан известным пермским архитектором Т.Ф. Гирстом. За основу он взял проект православного собора в Париже русского зодчего Р.И. Кузьмина.
Храм был заложен 6 августа 1862 года. А ровно через пятнадцать лет 30 августа 1877 года церковь была готова.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение" автор Иван Трофимович Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14 1993,
http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf)
© фоторепродукция из архива И. Т. Коверды.
© фоторепродукция из архива И. Т. Коверды.
Подпись под этим снимком гласила, что Александро-Невский храм был обстрелян красными 26 сентября 1918 года. Предполагалось, что белогвардейцы устроили там наблюдательный пункт.
Судя по фотографии, разрушения от попадания нескольких снарядов были значительными.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор Иван Трофимович Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993,
http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf)
1959. © фоторепродукция из архива И. Т. Коверды.
1959. © фоторепродукция из архива И. Т. Коверды.
Пробоины, конечно, быстро залатали, и, кажется, зажили по-старому. Но вернувшиеся с победой большевики припомнили церкви сотрудничество с белым воинством. Борьба была неравной, измывательства над приходом длились почти 20 лет, пока в 1940 году решением Горсовета храм Александра Невского не закрыли окончательно.
В последующие советские годы храм пробовали приспособить к светским целям. Были попытки использовать помещение церкви как библиотеку, клуб и даже… кинотеатр. Но в итоге небесную красоту приземлили до устройства в нём склада для хозяйственных нужд.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор Иван Трофимович Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993,
http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
Июль 1983 год. Фото из семейного альбома Аминовых.
Июль 1983 год. Фото из семейного альбома Аминовых.
В последующие годы неоднократно поднимался вопрос о сносе храма. Одно из таких "предложений" было подписано первым секретарём Свердловского обкома КПСС, будущим первым Президентом России Борисом Ельциным (замеченном в 1977 году ещё при одном "геростратовском преступлении" – сносе Ипатьевского дома, в котором была расстреляна царская семья).
На робкие требования общественности к властям "признать его памятником истории или архитектуры", партийные и советские органы отделывались отписками.
Последнюю попытку спасти храм, узаконив его статус, хотя бы в качестве культурного учреждения, сделал в середине 70-х директор Высокогорского рудоуправления С. И. Николаев, предложив открыть в здании органный концертный зал. При этом все расходы он брался списать за счёт предприятия. Но, увы, опять раздался окрик из обкома.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор Иван Трофимович Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993,
http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).

… И снова на целых 10 лет храм выпал из поля зрения как общественности так и властей. Храм, продуваемый ветрами и заливаемый дождями, потихоньку разрушался. Заложенная в нём строителями Д.П. Шорина прочность безвозвратно таяла. Хотя из города силуэт храма казался незыблемым.

На представленной фотографии малыш стоит у стен заброшенного храма. Растрескавшиеся стены и выбитые окна - не самые страшные последствия, которые претерпел собор за десятилетия людского безразличия…
Фото: И. Т. Коверда, 1988, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf.
Фото: И. Т. Коверда, 1988, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf.
… Кошмар ожидал любопытствующих внутри здания. Пол, как таковой отсутствовал (к слову, одна из чугунных плит этого пола находилась перед входом во двор моего дома по Бригадной, куда её притащил из храма бывший рачительный хозяин). Груды битого кирпича и слипшиеся кучи сгнивших досок буквально не давали сделать шага. Затхлый воздух не мог выветрить даже постоянный сквозняк.
Июль 1983 год. Фото Аминова Игоря..
Июль 1983 год. Фото Аминова Игоря..
Одна из последних фотографий храма до пожара.
1983+2019. "Хроноколлаж" Аминова Игоря.
1983+2019. "Хроноколлаж" Аминова Игоря.
Центральный купол пока на месте, но пожар уже на подходе: осталось от силы месяц-полтора...
Будто машина времени на мгновение закинула малыша в будущее на то же самое место. Произойди это в действительности, вряд ли бы он это заметил, ведь основные изменения мелькнули бы у него за спиной. Но мы-то знаем, что храм возродился на пепелище.
© фоторепродукция из архива И. Т. Коверды.
© фоторепродукция из архива И. Т. Коверды.
Это случится 20 сентября 1984 года. Несовершеннолетние оболтусы, балуясь с огнём, допустили в бесхозном храме пожар.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор И. Т. Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993,
http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf)
Фото: И. Т. Коверда(?) Из сети.
Фото: И. Т. Коверда(?) Из сети.
Храм после пожара. Выгорит центральный купол и два шпиля из четырёх. Часть деревянных перекрытий сгорели дотла.
Фото Аминова Игоря, 1988 год. http://aminoff.ru.
Фото Аминова Игоря, 1988 год. http://aminoff.ru.
Так случилось, что проступок школьников переполнил чашу общественного негодования и заставил окончательно решить вопрос о дальнейшей судьбе храма. Как говорится, не было б добра, да худо помогло.
А тут ещё Горбачёвская перестройка. Люди заговорили в полный голос, а власти затихли в ожидании.
Фото: И. Т. Коверда, 12.09.1988.
Фото: И. Т. Коверда, 12.09.1988.
Механизм перемен был запущен, и уже ничто не могло остановить его движения.
12 сентября 1988 года в закопчённом храме, где даже каменные стены источали запах гари, состоялся молебен. Впервые за последние 50 лет!
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор И. Т. Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993,
http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
Фото: И. Т. Коверда, 23.04.1989.
Фото: И. Т. Коверда, 23.04.1989.
Обращение христиан к соответствующим партийным и советским исполнительным органам уже не могло остаться без ясного ответа. 5 октября 1988 года храм Александра Невского был официально передан русской православной церкви.
А весной 1989 года в вербное воскресение 23 апреля архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек освятил храм.
(по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор И. Т. Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993,
http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
Фото: И. Т. Коверда, 1989 (http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
Фото: И. Т. Коверда, 1989 (http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
Появились первые "реставраторы". Пока из числа бабушек и добровольцев-энтузиастов.
Фото: И. Т. Коверда, 1989.
Фото: И. Т. Коверда, 1989.
А уже вскоре восстановительные работы закипели по-настоящему.
Первые колокола установили на колокольне весной 1989 года (по материалам очерка-исследования "Возвращение", автор И. Т. Коверда, Альманах "Тагильский краевед" №14, 1993,
http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf).
(Фото: Аминова Игоря. 1989. http://aminoff.ru).
(Фото: Аминова Игоря. 1989. http://aminoff.ru).
Отважные верхолазы поднялись на сферическую крышу на предмет осмотра и ремонта.
Фото Аминова Игоря. 1989. http://aminoff.ru.
Фото Аминова Игоря. 1989. http://aminoff.ru.
Вид на храм со стороны поля.

В одну линию растут тополя: слева — один и справа три (интересно, кто их посадил?).
Фот Аминова Игоря. 23 мая 2019 года.
Фот Аминова Игоря. 23 мая 2019 года.
Храм Александра Невского со стороны поля.
Тополя разрослись, но всё ещё могут называться молодыми (30-50 лет для деревьев это не возраст).
На фото - И.Т. Коверда
На фото - И.Т. Коверда
Процесс возвращения храма народу изо дня в день фиксировал автор очерка-исследования "Возвращение" И.Т. Коверда.
Фото: И. Т. Коверда, 1991, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf.
Фото: И. Т. Коверда, 1991, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf.
Монтирование главного шатра на земле.
Фото: И. Т. Коверда, 1991, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf.
Фото: И. Т. Коверда, 1991, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf.
Подъём и установка центрального купола и луковки.
Фото: И. Т. Коверда, 1991, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf.
Фото: И. Т. Коверда, 1991, http://book.uraic.ru/elib/kraeved-hran/tk/tk14.pdf.
И, наконец, завершающая операция – установка православного креста.
Фотографии Аминова Игоря.
Фотографии Аминова Игоря.
Таким храм был перед началом реставрации. 1988 год. Таким он стал сегодня. (2019). http://aminoff.ru.
Храм Александра Невского (вышивка крестиком, ноябрь-1996 год). http://aminoff.ru
Храм Александра Невского (вышивка крестиком, ноябрь-1996 год). http://aminoff.ru
Эта работа сделана добрыми руками прекраснейшего человека — Любови Ивановны Карачёвой. 17 августа этого года она празднует своё 89-летие. Любовь Ивановна по прежнему бодра и неутомима. Здоровья ей и долгих лет.
Из семейного альбома Казаковых. 1997, июль. http://aminoff.ru
Из семейного альбома Казаковых. 1997, июль. http://aminoff.ru
а) На поле между старой Гальянкой и Уральским проспектом (вдалеке храм Александра Невского.
б) На том же самом месте спустя 22 года. Храм А.Невского скрыт новыми коттеджами, которые выдвинулись на целую новосозданную улицу Александровскую (над крышами торчит только макушка центральной луковицы с крестом). Слева построена типовая 9-этажка (Уральский, 33).
Фото И.Аминова. 25 мая 2019 года.
Фото И.Аминова. 25 мая 2019 года.
Развёрнутый вид.
Из семейного альбома Казаковых. 1998. http://aminoff.ru
Из семейного альбома Казаковых. 1998. http://aminoff.ru
"Целина" между Уральским проспектом и Тагильским прудом

В конце 90-х и даже в начале 2000-х (!) здесь ещё сеяли овёс и люцерну, которую заготавливали для коровников на Фотеево. Да, да, в те годы на ГГМ (около т/ц "Лента", которого тогда и в планах не существовало) ещё функционировала молочная ферма!
Фото Аминова Игоря.
Фото Аминова Игоря.
Жители "спального" района ГГМ приспособили поле для неспешных прогулок и выгула собак. В советские годы архитектурой тут был запланирован огромный парк. Но годы проходят, сменилась власть и свободное пространство постепенно сжимается наступающими новостройками. Хотя логичней было бы (а опыт столичных городов говорит об этом лучше всего), что на городских участках с подобным ландшафтом должны отдаваться предпочтения общественным зданиям и паркам, сконцентрированных у протяжённой набережной.

Этот вопрос не так прост, а, по-моему, прямо перекликается с возвращением храма Александра Невского. Уже сейчас ему грозит исчезнуть среди надвигающихся новостроек, пусть не практически, то фигурально - точно…
Никаких других путей спасения этой местности я пока на сегодня, - честно! - не вижу: целесообразней было бы передать эти земли в церковную собственность…

Комментарии

  • 1 июл 2021 09:47
    В столице Франции Париже на улице Дарю есть похожий православный кафедральный собор Александра Невского. Только не стоит думать, что наш тагильский храм и "французский" - близнецы. Хотя проект русского архитектора Р.И. Кузьмина и послужил основой для церкви в Тагиле, тут можно говорить о явном сходстве очень осторожно. Сравните...
    Фотография
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 2 июл 2021 08:01
    Такие рассуждения я слышал. Они были популярны в советское время. Да и сейчас имеют какое-то хождение. Только, мне кажется, касаемо идеологической составляющей церкви, эту истину уже давно надо воспринимать в России как надуманный банальный жупел. За последние 100 лет церковь растеряла всю свою силу убеждения на паству в области политики. Церковь, во многих своих постулатах, пересекающихся со светской политикой, стала, образно говоря, "беззуба". Кто сейчас примет за откровение церковную проповедь, что всякая власть от Бога и её в любом воплощении надо безропотно принимать, или, что бедных ожидает рай и этому радоваться надо вместо того, чтобы заглядывать в кошелёк сильных мира сего? Народ в России, что бы не говорили, в этом смысле религиозен поверхностно. Религия для подавляющего большинства начинается и заканчивается в рассуждениях духа и принятии духовной связи с Богом. Всё светское он оставляет за порогом церкви, как снимает обувь в квартире, но снова переобувается из тапочек, когда выходит на улицу. Кстати, в том же исследовании   "Возвращение" рассказывается, с каким непониманием простой люд принял в предпасхальные мартовские дни 1916 году верноподданническую проповедь с политической окраской епископа Екатеринбургского и Ирбитского Симеона под сводами гальянского храма. Владыка просил прихожан "тушить злобу". Призывал помнить, что храм Александра Невского "построен предками в благодарность за освобождение крестьян от крепостной зависимости" и в память об этом соблюдать спокойствие, мол "когда солома разбросана, нельзя бросать огня, иначе всё может сгореть"… Вы думаете, политические намёки дошли до обывателя? Реакция на его увещевания  "А что вы делаете? Как ведёте себя?", была уже не такая, как было раньше. Епископа "слушали плохо, громко переговаривались". А всё потому, что светское под сводами храма возобладало в проповеди над религиозным. Не духом единым жив человек. А время было такое, что народ уже не мог жить как прежде. Как не мог понять к себе претензии в отсутствии понимания. Как тут не согласиться со священником М. Титовым в представлении главного предназначения церкви, его области и "платформы" – это "слово утешения, дела благотворения, совершения богослужения и таинств" (там же, в статье И. Т. Коверды). Поэтому я не желаю понимать буквально выпады против церкви и в то же время не стремлюсь её обелить. Как говорится, не надо смешивать "мух с котлетами". Храм-то здесь при чём? Вообще всё воинствующее и агрессивное это нехорошо. Я одинаково не приемлю не только агрессию безбожников, но и также воинствующих "божников (последний случай со сквером в Екатеринбурге вряд ли красит слуг божьих, теперь уже в виде компенсации за прошлое, воздвигающих культовые сооружения, где только можно и даже в тех местах, которые сами по себе являются общественно-значимыми и самодостаточными). Хотя последних, находящихся 70 лет в гонениях, понять можно. Вместе с тем твёрдо убеждён, - старые церкви надо сохранять и восстанавливать. И нет разницы в каком "отправлении" - музейном или культовом.