По скандинавским мифам, прежде чем был сотворён этот мир, ничего не было – лишь бездна зияла, имя которой – Гинунгагап. До сотворения мира не было тогда ни земли, ни моря; не росла трава и не высилась над ней небесная Твердь. Но однажды на севере мировой бездны возник Нифльхейм, Тёмный Мир, а на юге – жаркий и светящийся Муспелльсхейм, Огненный Мир. Из Нифльхейма шел холод, а из Муспелльсхейма летели искры, и от встречи ледяной влаги и сухого жара в пустоте между двумя мирами закрутились вихри и хлынули дожди. Затем в самой середине Тёмного Мира забил поток Хвергельмир, Кипящий Котел, и потекли из него реки, Эливагар, Бурные Воды. Всего их – одиннадцать, а вода в них – ядовита. Из мрака и холода устремились бурные Воды к жаркому Муспелльсхейму, но вдали от своего истока, едва достигнув мировой бездны, превратились в лёд. Ядовитый иней, выступивший на льду, подхватили вихри, бушевавшие в пустоте, и начал он таять, встретившись с теплом, струящимся из Огненного Мира. В скандинавской мифологии упоминается ясень Игграсиль, представляющий мир. Это дерево состоит из девяти миров. Как эти миры расположены друг относительно друга, можно увидеть на рисунке — Мидгард, — Муспельхейм, — Нифльхейм, — Асгард, — Хель, — Ванахейм, — Ётунхейм, — Свартальвхейм, — Юсальфхейм. В таком же порядке дано описание этих миров в нижеследующем тексте. (Одним из основных источников для данной статьи стал буклет от альбома шведской группы Therion «Secret of the runes» (2001). Мидгард (Midgard) В центре вселенной Вы найдёте мир людей. Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей. Мидгард был создан Одином и его братьями из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп — небом, мозги — облаками, волосы — деревьями, скелет — горами, зубы и челюсти — скалами и камнями. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Муспельхейм (Muspelheim) На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир. Нифльхейм (Niflheim) Мир льда на отдаленном севере — очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратиит лед Нифльхейма в поток воды начнётся создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени. Асгард (Åsgard) На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут борються бок о бок с богами в конце эры. Хель (Helheim) Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной. Мир Хель находится глубоко под миром людей. Ванахейм (Vanaheim) Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Они известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Лорд и леди, Фрейр и Фрейя, — правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю. Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Ётунхейм (Jotunheim) Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происодят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут. Свартальвхейм (Schwarzalbenheim) Тёмные эльфы (гномы) живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубо внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальвхейм находится между Мидгардом и Хель. Юсальфхейм (Ljusalfheim) Светлые существа, альвы и феи, создания невероятной красоты. Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть. Лессальвхейм находится между Асгардом и Мидгардом. Большинство германских названий дней недели происходят от имён древнегерманских богов. Например, в английском языке: Tuesday (вторник) — Tyr’s (Tiw’s) day (день Тюра), Wednesday (среда) — Odin’s (Woden’s) day (день Одина), Thursday (четверг) — Thor’s day (день Тора), Friday (пятница) — Frigg’s или Freya’s day (день Фрейи), В немецком языке: Dienstag (вторник) — день Тюра (*Teiwa (Ziu)), Donnerstag (четверг) — день «грома» (день бога грома — то есть, Тора), Freitag (пятница) — день Фрейи (Frija) Иггдрасиль связан с одинической мифологией. Слово «Иггдрасиль» буквально означает «конь Игга» , т. е. конь Одина (Игг — другое имя Одина) , и отражает миф о мучительной инициации («шаманском» посвящении) Одина, который провисел, пронзенный копьем, девять дней на этом дереве. Это название, возможно, также подчеркивает роль Иггдрасиля как пути, по которому обожествленный шаман (каким отчасти является Один) странствует из одного мира в другой. Возможно, что Один в мифологеме мирового древа вытеснил громовника Тора, поскольку имеются намеки на связи Тора с культом дуба и эти намеки поддерживаются индоевропейскими параллелями. Кроме Одина, с Иггдрасилем тесно связан также страж богов Хеймдалль (хранитель мирового древа) , который, по некоторым предположениям, является его антропоморфной ипостасью. По-видимому, Лерад и Мимамейд (от Мимира, хозяина медвяного источника) — синонимы Иггдрасиля. Его культовым эквивалентом были священные столпы — деревья, известные в исторические времена в Швеции и других местах. "Мифы создают впечатление, что мифологический мир гораздо больше того, что о нем рассказывается. Он как бы существует сам по себе, живет своей собственной, особенной жизнью, а тексты лишь приоткрывают нам отдельные его участки - отдельные сцены из жизни богов. Сцены эти замечательно разнообразны по тону - в них есть место и лирике, и поучениям, и самому грубому фарсу. При этом они не связаны общим сюжетом и неизвестна даже сама их последовательность. Идеограммы, первоначально, по всей видимости, употреблявшиеся не столько для передачи сообщений, сколько в магических целях: согласно Тациту, германцы получали у оракулов палочки с насечками и по этим насечкам пророчествовали. Угловатость рун объясняется как раз тем, что первоначально они представляли собой насечки на дереве: вертикальные линии вырезались перпендикулярно направлению волокна, округлые и горизонтальные линии употреблять избегали. В мифопоэтической традиции обретение рун приписывается Одину, который семь дней провисел, пронзенный собственным копьем, на ясене Иггдрасиль, после чего получил от великана Бельторна "знаки мудрости". Рунический алфавит обычно называют футарком - по транскрипциям первых шести букв. Романтики с их увлечением народным творчеством приписывали рунам сакральное, почти божественное значение, тем паче что некоторые руны соотносились с богами и вырезались на алтарях и могильных камнях... Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может её увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Биврёст - люди называют его радугой - соединяет Асгард с землей, но плохо придется тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, - это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжет любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться-так же и наша жизнь обжигает каждого кто действительно хочет жить и сжигает того кто опускает руки - нетеряйте надежды что когда-нибудь и вам удасться поднятся по красной полосе вечного пламени и необжечься-она для вас будет безвредной)))
Ancient Runa
Девять миров скандинавской мифологии
По скандинавским мифам, прежде чем был сотворён этот мир, ничего не было – лишь бездна зияла, имя которой – Гинунгагап. До сотворения мира не было тогда ни земли, ни моря; не росла трава и не высилась над ней небесная Твердь.
Но однажды на севере мировой бездны возник Нифльхейм, Тёмный Мир, а на юге – жаркий и светящийся Муспелльсхейм, Огненный Мир. Из Нифльхейма шел холод, а из Муспелльсхейма летели искры, и от встречи ледяной влаги и сухого жара в пустоте между двумя мирами закрутились вихри и хлынули дожди. Затем в самой середине Тёмного Мира забил поток Хвергельмир, Кипящий Котел, и потекли из него реки, Эливагар, Бурные Воды. Всего их – одиннадцать, а вода в них – ядовита. Из мрака и холода устремились бурные Воды к жаркому Муспелльсхейму, но вдали от своего истока, едва достигнув мировой бездны, превратились в лёд. Ядовитый иней, выступивший на льду, подхватили вихри, бушевавшие в пустоте, и начал он таять, встретившись с теплом, струящимся из Огненного Мира.
В скандинавской мифологии упоминается ясень Игграсиль, представляющий мир. Это дерево состоит из девяти миров. Как эти миры расположены друг относительно друга, можно увидеть на рисунке — Мидгард, — Муспельхейм, — Нифльхейм, — Асгард, — Хель, — Ванахейм, — Ётунхейм, — Свартальвхейм, — Юсальфхейм. В таком же порядке дано описание этих миров в нижеследующем тексте. (Одним из основных источников для данной статьи стал буклет от альбома шведской группы Therion «Secret of the runes» (2001).
Мидгард (Midgard)
В центре вселенной Вы найдёте мир людей. Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей. Мидгард был создан Одином и его братьями из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп — небом, мозги — облаками, волосы — деревьями, скелет — горами, зубы и челюсти — скалами и камнями. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь.
Муспельхейм (Muspelheim)
На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир.
Нифльхейм (Niflheim)
Мир льда на отдаленном севере — очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратиит лед Нифльхейма в поток воды начнётся создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени.
Асгард (Åsgard)
На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут борються бок о бок с богами в конце эры.
Хель (Helheim)
Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной. Мир Хель находится глубоко под миром людей.
Ванахейм (Vanaheim)
Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Они известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Лорд и леди, Фрейр и Фрейя, — правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю. Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным.
Ётунхейм (Jotunheim)
Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происодят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут.
Свартальвхейм (Schwarzalbenheim)
Тёмные эльфы (гномы) живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубо внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальвхейм находится между Мидгардом и Хель.
Юсальфхейм (Ljusalfheim)
Светлые существа, альвы и феи, создания невероятной красоты. Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть. Лессальвхейм находится между Асгардом и Мидгардом.
Большинство германских названий дней недели происходят от имён древнегерманских богов.
Например, в английском языке:
Tuesday (вторник) — Tyr’s (Tiw’s) day (день Тюра),
Wednesday (среда) — Odin’s (Woden’s) day (день Одина),
Thursday (четверг) — Thor’s day (день Тора),
Friday (пятница) — Frigg’s или Freya’s day (день Фрейи),
В немецком языке:
Dienstag (вторник) — день Тюра (*Teiwa (Ziu)),
Donnerstag (четверг) — день «грома» (день бога грома — то есть, Тора),
Freitag (пятница) — день Фрейи (Frija)
Иггдрасиль связан с одинической мифологией. Слово «Иггдрасиль» буквально означает «конь Игга» , т. е. конь Одина (Игг — другое имя Одина) , и отражает миф о мучительной инициации («шаманском» посвящении) Одина, который провисел, пронзенный копьем, девять дней на этом дереве. Это название, возможно, также подчеркивает роль Иггдрасиля как пути, по которому обожествленный шаман (каким отчасти является Один) странствует из одного мира в другой. Возможно, что Один в мифологеме мирового древа вытеснил громовника Тора, поскольку имеются намеки на связи Тора с культом дуба и эти намеки поддерживаются индоевропейскими параллелями. Кроме Одина, с Иггдрасилем тесно связан также страж богов Хеймдалль (хранитель мирового древа) , который, по некоторым предположениям, является его антропоморфной ипостасью. По-видимому, Лерад и Мимамейд (от Мимира, хозяина медвяного источника) — синонимы Иггдрасиля. Его культовым эквивалентом были священные столпы — деревья, известные в исторические времена в Швеции и других местах.
"Мифы создают впечатление, что мифологический мир гораздо больше того, что о нем рассказывается. Он как бы существует сам по себе, живет своей собственной, особенной жизнью, а тексты лишь приоткрывают нам отдельные его участки - отдельные сцены из жизни богов. Сцены эти замечательно разнообразны по тону - в них есть место и лирике, и поучениям, и самому грубому фарсу. При этом они не связаны общим сюжетом и неизвестна даже сама их последовательность.
Идеограммы, первоначально, по всей видимости, употреблявшиеся не столько для передачи сообщений, сколько в магических целях: согласно Тациту, германцы получали у оракулов палочки с насечками и по этим насечкам пророчествовали. Угловатость рун объясняется как раз тем, что первоначально они представляли собой насечки на дереве: вертикальные линии вырезались перпендикулярно направлению волокна, округлые и горизонтальные линии употреблять избегали.
В мифопоэтической традиции обретение рун приписывается Одину, который семь дней провисел, пронзенный собственным копьем, на ясене Иггдрасиль, после чего получил от великана Бельторна "знаки мудрости".
Рунический алфавит обычно называют футарком - по транскрипциям первых шести букв. Романтики с их увлечением народным творчеством приписывали рунам сакральное, почти божественное значение, тем паче что некоторые руны соотносились с богами и вырезались на алтарях и могильных камнях...
Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может её увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Биврёст - люди называют его радугой - соединяет Асгард с землей, но плохо придется тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, - это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжет любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться-так же и наша жизнь обжигает каждого кто действительно хочет жить и сжигает того кто опускает руки - нетеряйте надежды что когда-нибудь и вам удасться поднятся по красной полосе вечного пламени и необжечься-она для вас будет безвредной)))