Поклонники актрисы Вивьен Ли отмечают памятную дату: 5 ноября 2013 года исполнительнице ослепительных по красоте ролей исполнилось бы сто лет.
Вивьен Мэри Хартли родилась в индийском городе Дарджилинг. Её отец, Эрнест Хартли, англичанин по происхождению, был офицером индийской кавалерии. Мать, Гертруда Робинсон Яки, имела ирландское, французское и армянское происхождение. Родители поженились в Кенсингтоне, Лондон, в 1912 году. В 1917 году Эрнеста Хартли перевели в Бангалор, в то время как Гертруда и Вивьен остались в Утакамунд. Вивьен Хартли в первый раз выступила на сцене в возрасте трёх лет, прочитав стихотворение «Маленькая Бо Пип» в составе любительской театральной группы своей матери. Гертруда Хартли старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила её с произведениями Ганса Христиана Андерсена, Льюиса Кэрролла и Редьярда Киплинга, а также с рассказами из греческой мифологии. Единственный ребёнок в семье, Вивьен Хартли, была отправлена в Монастырь Святого Сердца в Англии в 1920 году. Её лучшей подругой в монастыре была будущая актриса Морин О'Салливан, с которой Вивьен делилась своим желанием стать «великой актрисой». Вивьен Хартли продолжила своё образование в Европе, вернувшись в 1931 к своим родителям в Англию. Она мечтала стать актрисой, и родители оказывали ей поддержку. Отец помог ей поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне. В конце 1931 года она встретила Герберта Ли Холмана, адвоката, который был старше её на 13 лет. Несмотря на то, что он не одобрял «людей, связанных с театром», они поженились 20 декабря 1932 года. Вивьен заканчивала своё обучение уже будучи замужем. 12 октября 1933 года она родила ребёнка — девочку, которую назвали Сюзанна, но Вивьен задыхалась от навязанной ей роли домохозяйки. Друзья советовали её на небольшую роль в картине «Дела идут на лад», и эта роль стала дебютом Вивьен на киноэкране. Она наняла агента Джона Гиддона, который заверил её, что имя «Вивьен Холман» не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима «Айприл Морн», она берёт имя «Вивьен Ли». Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 1935 году, Вивьен получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах. В театральных кругах Лондона начинающую актрису приняли всерьез. В первый раз Лоуренс Оливье увидел Вивьен в «Маске добродетели». Еще одна встреча произошла на спектакле "Счастливый Гиппократ". Вивьен Ли посещала же спектакли Лоуренса Оливье часто и всегда с упоением. Оливье вспоминал, что его заворожила "удивительная, невообразимая" красота Вивьен. Вместе они попали в Голливуд на съемки фильма "Огонь над Англией". Здесь вспыхнула страстная любовь. Роман "Унесенные ветром" был чуть ли не национальным достоянием США. Когда пришло сообщение, что готовится его экранизация, вся Америка следила: кто будет играть главные роли в будущем фильме. На роль главной героини Скарлетт претендовали почти полторы тысячи актрис, включая самых прославленных звезд Голливуда. И когда продюсер остановил свой выбор на англичанке Вивьен Ли, многих одолевали сомнения. Но Вивьен сыграла так блестяще, что американцы признали ее за свою. Она получила за эту роль свой первый "Оскар" (второй получит через двенадцать лет за картину "Трамвай 'Желание"). В феврале 1940 года Джилл Эсмонд согласилась дать Оливье развод, а Холман дал согласие на развод с Ли. Они сохраняли дружеские отношения на протяжении всей жизни. Сын Эсмонд и Оливье остался с матерью, а дочь Вивьен, Сюзанна, осталась с отцом. 30 августа Оливье и Вивьен поженились в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Единственными свидетелями на церемонии были Кэтрин Хепбёрн и Гарсон Канин. Ли надеялась работать вместе с Оливье и пробовалась на роль в фильме «Ребекка», режиссёром которого был Альфред Хичкок. После её кинопроб Селзник написал: «Она играет недостаточно искренне и взросло». Режиссёр же заметил, что она не проявляла никакого энтузиазма, пока главную роль не отдали Оливье. В итоге на роль утвердили Джоан Фонтейн. Вивьен также не получила роль в фильме «Гордость и предубеждение», где играл Оливье. Ли и Оливье вместе сыграли в фильме «Леди Гамильтон» (1941), где Лоуренс исполнил роль Горацио Нельсона, а Вивьен — Эммы Гамильтон. Эта роль утвердила статус Ли как голливудской звезды, и фильм был не только одобрен критиками и популярен среди зрителей, но стал любимым фильмом самой актрисы. Фильм пользовался огромным успехом не только в США и Великобритании, но и в СССР. Вивьен и Лоуренс поставили пьесу «Ромео и Джульетта» для Бродвея. Нью-Йоркские газеты стали публиковать статьи о начале отношений Ли и Оливье, обвиняли их в отсутствии нравственности, так как они не вернулись в Англию после войны. Критики не оценили постановку должным образом. Брукс Аткинсон из «Нью-Йорк таймс» писал: «Несмотря на молодость и красоту мисс Ли и мистера Оливье, это вряд ли можно назвать актёрской игрой». В то время как большинство критиков ругали игру и постановку Оливье, один журналист написал про Ли, что её голос похож на голос продавщицы. Оливье и Вивьен вложили большую часть накопленных ими средств в эту постановку, и её провал оказался для них катастрофой. Пара вернулась в Англию. В 1943 году у Ли началось турне по Северное Африке, она выступала вплоть до того момента, когда у неё начался кашель и лихорадка. В 1944 ей поставили диагноз — туберкулёз в левом легком. Однако после того, как Вивьен провела несколько недель в больнице, ей показалось, что болезнь оставила её. Весной она сыграла в фильме «Цезарь и Клеопатра» (1945), в это же время выяснилось, что Вивьен ждёт ребёнка. К несчастью, у неё произошёл выкидыш. Она впала в глубокую депрессию, которая достигла своего пика, когда Ли едва не набросилась на мужа, словесно и физически атакуя его до тех пор, пока рыдая не упала на пол. Оливье эти симптомы показались знакомыми — несколько дней гиперактивности, и, как следствие, эмоциональный срыв, после которого Вивьен ничего не помнила, но была сильно смущена и раскаивалась. Она уже достаточно окрепла и в 1946 году сыграла в успешной лондонской постановке Торнтона Уалдера «The Skin of Our Teeth». Фильмы, в которых она исполнила роли в то время — «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина» — не имели громкого успеха. В 1947 году Оливье был посвящен в рыцари, и Вивьен сопровождала его в Букингемский дворец на церемонию. Она стала леди Оливье, и сохранила этот титул даже после развода. К 1948 году Оливье был в Совете Директоров театра Олд-Вик и вместе с Ли отправился в турне по Австралии и Новой Зеландии, целью которого был сбор средств для театра. В течение шести месяцев Оливье играл в «Ричарде III» и вместе с Ли в спектаклях «The School for Scandal» и «The Skin of Our Teeth». Турне имело огромный успех, несмотря на то, что некоторое время Ли страдала от бессонницы. Целую неделю, пока Вивьен болела, её роли исполняла дублерша. Вивьен справилась с тяжелым грузом ответственности, и даже Оливье заметил как она «очаровала прессу». Участники труппы позднее вспоминали скандалы, которые случались, например, в Крайстчерче, когда Ли отказалась выходить на сцену. Оливье дал ей пощечину, но Ли в ответ тоже ударила его по лицу и вышла на сцену. К концу турне оба были измотаны и больны. Оливье признался журналистам: «Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов». Успех турне приободрил пару, и они впервые появились вместе в Вест-Энде. Они играли те же спектакли, добавив «Антигону». На этом настояла Вивьен, так как она всегда мечтала попробовать свои силы в трагической роли. Ли добилась роли Бланш ДюБуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай Желание», и была утверждена после того, как автор пьесы и продюсер увидели её игру в других спектаклях. Оливье стал режиссёром этой постановки. Пьеса содержала намеки на изнасилование, гомосексуальность и беспорядочные связи, вокруг неё велись жаркие споры и дискуссии. Из-за обсуждений в средствах массовой информации Вивьен волновалась ещё больше. Игру Ли в этой пьесе много критиковали. Говорили, что она совершенно не подходит для этой роли, а британские актёры слишком хорошо воспитаны, чтобы проявлять подобные эмоции на сцене. Оливье и Ли были огорчены этими рецензиями. Но интерес публики обеспечил постановке коммерческий успех. Было сыграно 326 спектаклей «Трамвая Желание», после чего Вивьен пригласили принять участие в создании киноверсии этого спектакля. Её зачастую непристойное чувство юмора помогло в общении с Марлоном Брандо, который также участвовал в картине. Однако у Вивьен были сложные отношения с режиссёром Элиа Казаном, который не ценил её как актрису. Он говорил, что у неё нет большого таланта. Но работа продолжалась, и вот он уже восхищался её решимостью отличаться от всех остальных актрис своего времени. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль». А Ли говорила, что роль очень выматывает её: «Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сих пор управляет мною». Рецензии на фильм были отличные, и Ли получила второй «Оскар» в номинации «Лучшая актриса», а также премию «BAFTA» за лучшую женскую роль. Теннеси Уильямс сказал, что в игре Вивьен «было всё, что я хотел, и больше, чем то, о чём я мечтал». Несколько лет спустя Вивьен Ли скажет, что именно роль Бланш ДюБуа привела её к безумию. В 1951 году Вивьен Ли и Лоуренс Оливье представили два спектакля о Клеопатре. "Антоний и Клеопатра" Уильяма шекспира и "Цезарь и Клеопатра" Бернарда Шоу. Оба спектакля получили положительные отзывы критиков. В январе 1953 года Вивьен уехала на Цейлон сниматься в фильме "Прогулка слона" с Питером Финчем. Жаркий климат плохо повлиял на ее состояние, у Вивьен начался бред, она принимала Питера Финча за Ларри. Съемки прервали, Вивьен была заменена на Элизабет Тейлор. Оливье привез Вивьен Ли домой. Дома Вивьен Ли объявила ему, что влюблена в Питера Финча. Оливье был оскорблен, не понимая, что Вивьен переживала период депрессивной фазы своей болезни. Вивьен постепенно возвратилась к нормальной жизни, но ни что уже не было как прежде - болезнь прогрессировала. К 1953 году Вивьен достаточно восстановила свои силы, чтобы в партнерстве с Оливье сыграть в искрометной комедии Теренса Раттигана "Спящий принц". В 1955 году Лоуренс и Вивьен провели новый сезон, в котором сыграли три пьесы Шекспира "Двенадцатая ночь", "Макбет", "Тит Андроник". Спектакль "Шорох южных морей" с Вивьен Ли в главной роли тоже прошел успешно. Вскоре выяснилось, что Вивьен беременна. Она отказалась от участия в проекте, чтобы сохранить ребенка, но случился выкидыш. Это разрушило ее. Она впала в период депрессии, длившейся несколько месяцев. К 1958 году брак Вивьен Ли был на грани распада. Оливье заинтересовался актрисой Джон Плоурайт, как партнершей не только на сцене, но и в жизни. А Вивьен Ли сблизилась с актером Джеком Меривалем, который знал ее задолго до всех трагических событий и, конечно, был в курсе болезни Вивьен. В 1960 году Оливье и Вивьен Ли развелись и Лоуренс женился на Джоан Плоурайт. Общество Джека Мериваля положительно повлияло на Вивьен Ли. В прессе появились известия, что Вивьен собирается замуж за Джека в ближайшие три месяца. Вивьен все также страдала сменяющимися приступами мании и депрессии, но продолжала работать в театре. В 1963 году актриса получила награду “Тони” за лучшую женскую роль в мюзикле “Товарищ”. Вивьен также появилась в фильмах “Римская весна миссис Стоун” (1961) и “Корабль дураков” (1965). В мае 1967 года Вивьен Ли репетировала с Майклом Редгрейвом в пьесе “Хрупкое равновесие”, но внезапно почувствовала себя плохо. В последних числах мая этого же года лечащий врач сообщил Вивьен, что туберкулез захватил оба легких и положение критическое. От госпитализации Вивьен Ли отказалась. Отдохнув несколько недель, Вивьен почувствовала себя лучше. Вечером 7 июля Джек Мериваль отправился в театр, где играл в тот день. Он вернулся домой около полуночи, заглянул в комнату Вивьен, она не спала. На кровати у Вивьен Ли безмятежно нежился кот. Джек поприветствовал Вивьен и вышел. Тридцатью минутами позже (8 июля) Мериваль услышал странный глухой звук. Он вернулся в спальню и обнаружил тело Вивьен Ли на полу. Вивьен не дышала… …Она встала, возможно, судорожно вздохнула, но что-то в организме уже не работало. Легкие Вивьен Ли были заполнены жидкостью, Вивьен упала, захлебнувшись ею. Мериваль позвонил Оливье, который в это время был в больнице, на лечении рака простаты. В своей автобиографии Оливье описал и его “тяжкие страдания” и как не смотря на них, он немедленно выехал к дому Вивьен Ли и как обнаружил, что Мериваль уже переложил её тело на кровать. Оливье вспоминал как “стоял и молился о прощении за все беды, которые возникли между нами”, а потом помогал Меривалю с организацией похорон. Вивьен Ли была кремирована, и пепел актрисы был развеян над озером у её поместья в Тикередж Милл, в Англии, 8-го октября того же года. Ли Холман умер в семидесятых годах. Он больше никогда не был женат. Всё, что у него осталось, это дочь Сюзанна и внуки. Лоуренс Оливье был женат на Джоан Плоурайт и прожил с ней всю жизнь. У него родился сын и две дочери – мечта, которой они так и не достигли с Вивьен Ли. Актёр умер 11 июля 1989 года.
Британские актеры Кино ТВ (БКФиС)
Поклонники актрисы Вивьен Ли отмечают памятную дату: 5 ноября 2013 года исполнительнице ослепительных по красоте ролей исполнилось бы сто лет.
Вивьен Мэри Хартли родилась в индийском городе Дарджилинг. Её отец, Эрнест Хартли, англичанин по происхождению, был офицером индийской кавалерии. Мать, Гертруда Робинсон Яки, имела ирландское, французское и армянское происхождение. Родители поженились в Кенсингтоне, Лондон, в 1912 году. В 1917 году Эрнеста Хартли перевели в Бангалор, в то время как Гертруда и Вивьен остались в Утакамунд. Вивьен Хартли в первый раз выступила на сцене в возрасте трёх лет, прочитав стихотворение «Маленькая Бо Пип» в составе любительской театральной группы своей матери. Гертруда Хартли старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила её с произведениями Ганса Христиана Андерсена, Льюиса Кэрролла и Редьярда Киплинга, а также с рассказами из греческой мифологии. Единственный ребёнок в семье, Вивьен Хартли, была отправлена в Монастырь Святого Сердца в Англии в 1920 году. Её лучшей подругой в монастыре была будущая актриса Морин О'Салливан, с которой Вивьен делилась своим желанием стать «великой актрисой».
Вивьен Хартли продолжила своё образование в Европе, вернувшись в 1931 к своим родителям в Англию. Она мечтала стать актрисой, и родители оказывали ей поддержку. Отец помог ей поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне.
В конце 1931 года она встретила Герберта Ли Холмана, адвоката, который был старше её на 13 лет. Несмотря на то, что он не одобрял «людей, связанных с театром», они поженились 20 декабря 1932 года. Вивьен заканчивала своё обучение уже будучи замужем. 12 октября 1933 года она родила ребёнка — девочку, которую назвали Сюзанна, но Вивьен задыхалась от навязанной ей роли домохозяйки. Друзья советовали её на небольшую роль в картине «Дела идут на лад», и эта роль стала дебютом Вивьен на киноэкране. Она наняла агента Джона Гиддона, который заверил её, что имя «Вивьен Холман» не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима «Айприл Морн», она берёт имя «Вивьен Ли».
Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 1935 году, Вивьен получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах. В театральных кругах Лондона начинающую актрису приняли всерьез.
В первый раз Лоуренс Оливье увидел Вивьен в «Маске добродетели». Еще одна встреча произошла на спектакле "Счастливый Гиппократ". Вивьен Ли посещала же спектакли Лоуренса Оливье часто и всегда с упоением. Оливье вспоминал, что его заворожила "удивительная, невообразимая" красота Вивьен. Вместе они попали в Голливуд на съемки фильма "Огонь над Англией". Здесь вспыхнула страстная любовь.
Роман "Унесенные ветром" был чуть ли не национальным достоянием США. Когда пришло сообщение, что готовится его экранизация, вся Америка следила: кто будет играть главные роли в будущем фильме. На роль главной героини Скарлетт претендовали почти полторы тысячи актрис, включая самых прославленных звезд Голливуда. И когда продюсер остановил свой выбор на англичанке Вивьен Ли, многих одолевали сомнения. Но Вивьен сыграла так блестяще, что американцы признали ее за свою. Она получила за эту роль свой первый "Оскар" (второй получит через двенадцать лет за картину "Трамвай 'Желание").
В феврале 1940 года Джилл Эсмонд согласилась дать Оливье развод, а Холман дал согласие на развод с Ли. Они сохраняли дружеские отношения на протяжении всей жизни. Сын Эсмонд и Оливье остался с матерью, а дочь Вивьен, Сюзанна, осталась с отцом. 30 августа Оливье и Вивьен поженились в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Единственными свидетелями на церемонии были Кэтрин Хепбёрн и Гарсон Канин.
Ли надеялась работать вместе с Оливье и пробовалась на роль в фильме «Ребекка», режиссёром которого был Альфред Хичкок. После её кинопроб Селзник написал: «Она играет недостаточно искренне и взросло». Режиссёр же заметил, что она не проявляла никакого энтузиазма, пока главную роль не отдали Оливье. В итоге на роль утвердили Джоан Фонтейн. Вивьен также не получила роль в фильме «Гордость и предубеждение», где играл Оливье.
Ли и Оливье вместе сыграли в фильме «Леди Гамильтон» (1941), где Лоуренс исполнил роль Горацио Нельсона, а Вивьен — Эммы Гамильтон. Эта роль утвердила статус Ли как голливудской звезды, и фильм был не только одобрен критиками и популярен среди зрителей, но стал любимым фильмом самой актрисы. Фильм пользовался огромным успехом не только в США и Великобритании, но и в СССР.
Вивьен и Лоуренс поставили пьесу «Ромео и Джульетта» для Бродвея. Нью-Йоркские газеты стали публиковать статьи о начале отношений Ли и Оливье, обвиняли их в отсутствии нравственности, так как они не вернулись в Англию после войны. Критики не оценили постановку должным образом. Брукс Аткинсон из «Нью-Йорк таймс» писал: «Несмотря на молодость и красоту мисс Ли и мистера Оливье, это вряд ли можно назвать актёрской игрой». В то время как большинство критиков ругали игру и постановку Оливье, один журналист написал про Ли, что её голос похож на голос продавщицы. Оливье и Вивьен вложили большую часть накопленных ими средств в эту постановку, и её провал оказался для них катастрофой.
Пара вернулась в Англию. В 1943 году у Ли началось турне по Северное Африке, она выступала вплоть до того момента, когда у неё начался кашель и лихорадка. В 1944 ей поставили диагноз — туберкулёз в левом легком. Однако после того, как Вивьен провела несколько недель в больнице, ей показалось, что болезнь оставила её. Весной она сыграла в фильме «Цезарь и Клеопатра» (1945), в это же время выяснилось, что Вивьен ждёт ребёнка. К несчастью, у неё произошёл выкидыш. Она впала в глубокую депрессию, которая достигла своего пика, когда Ли едва не набросилась на мужа, словесно и физически атакуя его до тех пор, пока рыдая не упала на пол. Оливье эти симптомы показались знакомыми — несколько дней гиперактивности, и, как следствие, эмоциональный срыв, после которого Вивьен ничего не помнила, но была сильно смущена и раскаивалась.
Она уже достаточно окрепла и в 1946 году сыграла в успешной лондонской постановке Торнтона Уалдера «The Skin of Our Teeth». Фильмы, в которых она исполнила роли в то время — «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина» — не имели громкого успеха.
В 1947 году Оливье был посвящен в рыцари, и Вивьен сопровождала его в Букингемский дворец на церемонию. Она стала леди Оливье, и сохранила этот титул даже после развода. К 1948 году Оливье был в Совете Директоров театра Олд-Вик и вместе с Ли отправился в турне по Австралии и Новой Зеландии, целью которого был сбор средств для театра. В течение шести месяцев Оливье играл в «Ричарде III» и вместе с Ли в спектаклях «The School for Scandal» и «The Skin of Our Teeth». Турне имело огромный успех, несмотря на то, что некоторое время Ли страдала от бессонницы. Целую неделю, пока Вивьен болела, её роли исполняла дублерша. Вивьен справилась с тяжелым грузом ответственности, и даже Оливье заметил как она «очаровала прессу». Участники труппы позднее вспоминали скандалы, которые случались, например, в Крайстчерче, когда Ли отказалась выходить на сцену. Оливье дал ей пощечину, но Ли в ответ тоже ударила его по лицу и вышла на сцену. К концу турне оба были измотаны и больны. Оливье признался журналистам: «Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов».
Успех турне приободрил пару, и они впервые появились вместе в Вест-Энде. Они играли те же спектакли, добавив «Антигону». На этом настояла Вивьен, так как она всегда мечтала попробовать свои силы в трагической роли. Ли добилась роли Бланш ДюБуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай Желание», и была утверждена после того, как автор пьесы и продюсер увидели её игру в других спектаклях. Оливье стал режиссёром этой постановки. Пьеса содержала намеки на изнасилование, гомосексуальность и беспорядочные связи, вокруг неё велись жаркие споры и дискуссии. Из-за обсуждений в средствах массовой информации Вивьен волновалась ещё больше. Игру Ли в этой пьесе много критиковали. Говорили, что она совершенно не подходит для этой роли, а британские актёры слишком хорошо воспитаны, чтобы проявлять подобные эмоции на сцене. Оливье и Ли были огорчены этими рецензиями. Но интерес публики обеспечил постановке коммерческий успех.
Было сыграно 326 спектаклей «Трамвая Желание», после чего Вивьен пригласили принять участие в создании киноверсии этого спектакля. Её зачастую непристойное чувство юмора помогло в общении с Марлоном Брандо, который также участвовал в картине. Однако у Вивьен были сложные отношения с режиссёром Элиа Казаном, который не ценил её как актрису. Он говорил, что у неё нет большого таланта. Но работа продолжалась, и вот он уже восхищался её решимостью отличаться от всех остальных актрис своего времени. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль». А Ли говорила, что роль очень выматывает её: «Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сих пор управляет мною». Рецензии на фильм были отличные, и Ли получила второй «Оскар» в номинации «Лучшая актриса», а также премию «BAFTA» за лучшую женскую роль. Теннеси Уильямс сказал, что в игре Вивьен «было всё, что я хотел, и больше, чем то, о чём я мечтал». Несколько лет спустя Вивьен Ли скажет, что именно роль Бланш ДюБуа привела её к безумию.
В 1951 году Вивьен Ли и Лоуренс Оливье представили два спектакля о Клеопатре. "Антоний и Клеопатра" Уильяма шекспира и "Цезарь и Клеопатра" Бернарда Шоу. Оба спектакля получили положительные отзывы критиков.
В январе 1953 года Вивьен уехала на Цейлон сниматься в фильме "Прогулка слона" с Питером Финчем. Жаркий климат плохо повлиял на ее состояние, у Вивьен начался бред, она принимала Питера Финча за Ларри. Съемки прервали, Вивьен была заменена на Элизабет Тейлор. Оливье привез Вивьен Ли домой. Дома Вивьен Ли объявила ему, что влюблена в Питера Финча. Оливье был оскорблен, не понимая, что Вивьен переживала период депрессивной фазы своей болезни.
Вивьен постепенно возвратилась к нормальной жизни, но ни что уже не было как прежде - болезнь прогрессировала. К 1953 году Вивьен достаточно восстановила свои силы, чтобы в партнерстве с Оливье сыграть в искрометной комедии Теренса Раттигана "Спящий принц".
В 1955 году Лоуренс и Вивьен провели новый сезон, в котором сыграли три пьесы Шекспира "Двенадцатая ночь", "Макбет", "Тит Андроник". Спектакль "Шорох южных морей" с Вивьен Ли в главной роли тоже прошел успешно. Вскоре выяснилось, что Вивьен беременна. Она отказалась от участия в проекте, чтобы сохранить ребенка, но случился выкидыш. Это разрушило ее. Она впала в период депрессии, длившейся несколько месяцев.
К 1958 году брак Вивьен Ли был на грани распада. Оливье заинтересовался актрисой Джон Плоурайт, как партнершей не только на сцене, но и в жизни. А Вивьен Ли сблизилась с актером Джеком Меривалем, который знал ее задолго до всех трагических событий и, конечно, был в курсе болезни Вивьен.
В 1960 году Оливье и Вивьен Ли развелись и Лоуренс женился на Джоан Плоурайт. Общество Джека Мериваля положительно повлияло на Вивьен Ли. В прессе появились известия, что Вивьен собирается замуж за Джека в ближайшие три месяца. Вивьен все также страдала сменяющимися приступами мании и депрессии, но продолжала работать в театре. В 1963 году актриса получила награду “Тони” за лучшую женскую роль в мюзикле “Товарищ”. Вивьен также появилась в фильмах “Римская весна миссис Стоун” (1961) и “Корабль дураков” (1965).
В мае 1967 года Вивьен Ли репетировала с Майклом Редгрейвом в пьесе “Хрупкое равновесие”, но внезапно почувствовала себя плохо. В последних числах мая этого же года лечащий врач сообщил Вивьен, что туберкулез захватил оба легких и положение критическое. От госпитализации Вивьен Ли отказалась. Отдохнув несколько недель, Вивьен почувствовала себя лучше. Вечером 7 июля Джек Мериваль отправился в театр, где играл в тот день. Он вернулся домой около полуночи, заглянул в комнату Вивьен, она не спала. На кровати у Вивьен Ли безмятежно нежился кот. Джек поприветствовал Вивьен и вышел. Тридцатью минутами позже (8 июля) Мериваль услышал странный глухой звук. Он вернулся в спальню и обнаружил тело Вивьен Ли на полу. Вивьен не дышала…
…Она встала, возможно, судорожно вздохнула, но что-то в организме уже не работало. Легкие Вивьен Ли были заполнены жидкостью, Вивьен упала, захлебнувшись ею.
Мериваль позвонил Оливье, который в это время был в больнице, на лечении рака простаты. В своей автобиографии Оливье описал и его “тяжкие страдания” и как не смотря на них, он немедленно выехал к дому Вивьен Ли и как обнаружил, что Мериваль уже переложил её тело на кровать. Оливье вспоминал как “стоял и молился о прощении за все беды, которые возникли между нами”, а потом помогал Меривалю с организацией похорон. Вивьен Ли была кремирована, и пепел актрисы был развеян над озером у её поместья в Тикередж Милл, в Англии, 8-го октября того же года.
Ли Холман умер в семидесятых годах. Он больше никогда не был женат. Всё, что у него осталось, это дочь Сюзанна и внуки. Лоуренс Оливье был женат на Джоан Плоурайт и прожил с ней всю жизнь. У него родился сын и две дочери – мечта, которой они так и не достигли с Вивьен Ли. Актёр умер 11 июля 1989 года.