Ариадна Соколова

Посвящается А.В.
- Колька, чё ты завтра в школу идёшь? – спросил небольшого роста паренёк с тёмным, густо пробивающимся пушком над верхней губой.
Колька принял отсутствующий вид и медленно, с достоинством сплюнул на асфальт.
- Чё молчишь, а? – вновь раздался хрипловатый голос паренька.
- Нет, Серёга, не пойду. Чё я там забыл? – сказал Колька, засовывая руки в карманы. – Пошли они все со своей учёбой! Достали.
- Колян, сходить надо. Маришка же звонила, сказала, чтобы все были обязательно.
- Кто сказал? Какая Маришка? – сморщился недовольно Колька и почесал затылок.
– Классуха наша?
- Ага! Там же праздничные мероприятия в честь 9 мая, забыл?
- Да, тогда надо сходить. Выходной когда будет, задолбали уже своими мероприятиями?
Паренёк, переминаясь с ноги на ногу, вытащил сотовый телефон из кармана:
- С четверга отдыхать будем совсем. Завтра последний предпраздничный день.
Колька снова сплюнул и провёл рукой по волосам:
- Кто сказал, с четверга? Чё там 9 мая, День Победы?
- Я в Инете ща глянул, точно с четверга по понедельник отдыхать. Ага, День Победы. Опять про войну талдычить будут.
- У тебя, Серёга, новый телефон что ли?
- Да, Колян. Подарила мать, - гордо и смущённо забормотал Серёга.
- Ха! Наверно, за хорошее поведение? – засмеялся парень. – Ты сейчас куда? Домашнюю работу делать?
- Да чё ты ржёшь, Колян. У меня дома ремонт – мать просила помочь после школы. Сам куда?
- Математику учить пойду, ха! – Колька важно посмотрел на своего собеседника, но пожал ему руку. – Ладно, покедова! Чеши домой!
Во дворе на детской площадке сидели две бабушки на скамейке. Они грелись на солнышке, кормили голубей и обсуждали новости. Так получилось, что Колька и Серёга, два закадычных друга, попали в их поле зрения и слуха. Разговор про школу и 9 мая был услышан полностью, для этого Баба Нина и баба Зоя притихли. Первая нарушила тягостное молчание Баба Нина:
- Ой, как же так. Ой, совсем ещё молодые, а так к праздникам относятся, Зоя, ну, как же так?
- И не говори, - вздохнула старушка, украдкой утирая слезу. – Ничего не знают ведь, что было, за что воевали! Грубые, бессердечные мальчишки!
- Да они непутёвые ведь. С шестнадцатого дома вон оттуда, - махнула рукой баба Нина. – Колька – это Аньки Весёловой сын, мужик у неё пьющий. Бьёт Аньку частенько, откуда и этому быть добру, от таких-то родителей. А у Серёжки, второго, только мать, отца нет совсем, да и не было. Моя Юлька училась с Серёжкиной матерью в одном классе. Её зовут, кажись, да как же. Прямо из головы вылетело, ах, да, Ленкой Смирновой зовут.
- Нина, конечно, такие родители неблагополучные, чего от них ждать? В каком классе-то учатся парни? – спросила баба Зоя.
- Оба в девятом «Б», школа недалеко от нас, знаешь же, пятьдесят седьмая?
- Ах, знаю.
- Зоя, так вот от этого класса, где они эти учатся, вся школа, все учителя с ума сходят!
- Да ты что! – сокрушенно покачала головой старушка.
- Без ихней классной руководительницы ни один учитель не решается в классе урок вести!
- Ой, ё-ёй! Матушки мои, какие хулиганы.
Долго ещё баба Нина и баба Зоя шептались про непутёвых мальчишек, неблагодарных детей, не знающих тягот военных лет и безалаберно относящихся к празднику - Дню Победы. Потом разговор плавно перетёк на тему маленьких пенсий, дорогих лекарств и продуктов.
Восьмого мая пятьдесят седьмая школа жила суматошной предпраздничной жизнью. Все её обитатели, предвкушая близость четырёх выходных, находились в приподнятом настроении. День предстоял короткий, но бурный. Уроки не сократили, как это бывает обычно, лишь некоторые из них заменили на тематические классные часы.
- Ольга Петровна, Ольга Петровна! – по коридору почти бежала небольшого роста женщина с папкой бумаг в руках.
Ольга Петровна, высокая, полная женщина, не спеша, шла в сторону кабинета физики. Но, услышав своё имя, как солдат, быстро развернулась на сто восемьдесят градусов:
- Здравствуйте, Лариса Владимировна! Что-то случилось?
Немного отдышавшись, женщина быстро заговорила:
- Ольга Петровна, Елена Александровна же вам сказала, что сейчас вместо урока физики будет классный час с поэтессой Валерией Александровной? Она будет читать свои стихи о войне!
Ольга Петровна удивлённо приподняла бровь:
- Мне никто не говорил об этом.
- Ну, как же. Ведь я сказала Елене Александровне, а она сказала, что вам сказала. Как же так? Мы человека пригласили! Ваш девятый «А» показательно-образцовый класс, человек уже пришёл, такая милая, молодая женщина!
- Подождите. Мне никто об этом не говорил, в девятом «А» сейчас будет контрольная по физике, ни про каких поэтесс мне не известно. Извините, мне надо готовиться, через пять минут уже урок начинается, - с достоинством ответила Ольга Петровна, развернулась и ушла.
- Как же так? – Лариса Владимировна пожала плечами и задумалась. – Поэтессу пригласили же!
Женщина так и замерла посреди коридора, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Очнулась она, вздрогнув от раздавшегося за спиной, нахального голоса:
- Здрассьте, Лариса Владимировна!
- Коля? Здравствуй!
Вдруг в её голове промелькнула мысль.
- Коля, а у вас сейчас какой урок?
- Физкультура. Ха, а чё? – поинтересовался парень.
- Как же классный час?
- Его Марина Николаевна сейчас провела уже, а сама смоталась куда-то, кажись!
– развязно пояснил Коля, водя пальцем по своему смартфону.
Марина Николаевна, классная руководительница девятого «Б» класса, была единственным человеком, который не боялся своих подопечных. Часто ей приходилось присутствовать и на других уроках, чтобы утихомирить своих учеников, как на подбор, состоящий из хулиганов, нагловатых и циничных ребят. Сегодня она провела свой классный час и отправила детей на урок физкультуры, а сама собралась на вокзал встречать гостей, со спокойной душой сдав класс физруку Денису Викторовичу. К ней приезжала родная сестра на праздники.
Под угрозой выговора от директора Лариса Владимировна собрала ребят из девятого «Б» в свободном классе и сказала, чтобы сидели тихо. Коля возмутился первый:
- Счас нам какую-то поэтессу приведут, типа Пушкина, только тётка! Стихи нам будет читать про войну!
С задней парты раздался недовольный голос девушки:
- Врёшь ты, Колька!
- Чё сразу врёшь, Сидорова? Правду говорю, сам слышал. Ларка, наша организаторша, говорила с Петровичем – классухой девятого «А». Мол, у вас счас стихи будет читать поэтесса про войну, а Петрович ей отвечает, ни фига, у меня контрольная по физике. Вот Ларка нас здесь и собрала, да отвечаю! – эмоционально поведал Колька, время от времени размахивая телефоном перед своим носом. – Маришки нашей нет, к ней сеструха приехала. Вот так!
Сидорова Валя поджала свои накрашенные губки и нахмурилась:
- Вот блин, я думала, отпрошусь у Дениски домой, скажу, заболела, а тут сиди теперь, с тоски помирай. Быстрее бы завтра, выходные хоть начнутся! Я плеер с собой не взяла, - забубнила девушка, затормошив соседку по парте. – Светка, поделишься наушником?
Светка – девица с отсутствующим взглядом, медленно жевала жвачку и слушала музыку, заткнув уши гарнитурой от телефона:
- Ланно, поделюсь, дорогая.
Раздался звонок, возвещающий о начале урока. Лариса Владимировна шла по коридору рядом со стройной женщиной, улыбаясь и болтая без остановки:
- Валерия Александровна, миленькая, так здорово, что вы к нам пришли, просто замечательно! Стихи ваши замечательные! Вы такая красавица, детям обязательно понравитесь! Пойдёмте, пойдёмте, нам сюда!
Культурный организатор школьных мероприятий Лариса Владимировна открыла двери в кабинет, где уже зло и настороженно притих неуправляемый девятый «Б». Её охватил панический страх. Она боялась этих детей, но всё-таки не решалась рассказать правду о них тихой, нежной, ни о чём не догадывающейся гостье.
- Класс, здравствуйте! – торжественно сказала Лариса Владимировна.
На её приветствие проследовало напряжённое молчание, никто даже не поднялся с места. Руки ребят открыто потянулись к смартфонам.
Женщина продолжила:
- Мы с вами знаем, что завтра великий праздник – День Победы! Так получилось, что вместо урока физкультуры у вас будет встреча с замечательной, молодой поэтессой Валерией Александровной! Прошу вас.
Лариса Владимировна натянуто улыбнулась и вышла за дверь. Молодая поэтесса преподавала иностранный язык в частной школе, поэтому умела найти нужное слово к школьникам. Видя, что в классе мальчишки недовольно и вызывающе переглядываются, теребят свои телефоны, подтягивая ближе наушники, она решила, что сразу начать читать стихи – значит говорить с пустотой. Поэтому решила поступить иначе:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Александровна, сегодня наша встреча посвящена Дню Победы. Вы это всё знаете. Думаю, мероприятий на эту тему было множество, и все вы устали уже слушать одно и то же. Но. Я не буду вам читать стихи о войне.
Женщина прошла к окну, развернулась к нему спиной и стала спокойно смотреть на своих слушателей. Класс притих. Коля удивлённо присвистнул:
- Вот это да! Непорядок, Валерия Алексеевна!
С задней парты его поправили:
- Александровна, Колька, дурак!
- Да, конечно, извините дурака, - съязвил парень. – Валерия Александровна, надо же о войне, завтра ведь 9 мая. Вы тогда что читать будете?
В классе послышались приглушённые смешки. Но женщина улыбнулась мило, по-доброму, по-хорошему:
- Я не пишу стихи о войне.
- Почему? – спросил Колька.
- Я не могу писать о том, чего не знаю. Я не видела войны. Нельзя писать стихи о том, чего не представляешь.
Дети удивлённо уставились прямо на поэтессу.
- Но однажды война стала для меня реальной, приблизилась ко мне вплотную, - продолжала она после небольшой паузы.
Валя Сидорова серьёзно спросила:
- Как так? Расскажите, нам!
- Рассказать?
- Расскажите, расскажите, пожалуйста, - раздались голоса с разных парт.
- Хорошо. Слушайте! – и женщина заговорила тихим, спокойным голосом, наполненным любовью, нежностью и тихой грустью. Она поведала о том, что когда-то сама была маленькой девочкой. И каждое лето со своей младшей сестрой она проводила в гостях у бабушки – в маленьком, деревянном домике. В одной из его комнат хранилась реликвия - деревянная шкатулка, где были сложены стопкой старые фотографии, письма, бумаги. Валерия Александровна упомянула про семейные предания, что бабушка им рассказывала перед сном. И как однажды нашла в этой заветной шкатулке похоронку, самую настоящую.
- Знаете, только тогда я осознала, что всё это было по правде: страх, голод, смерть, война! Вот эти самые бумажки получали дети, матери, жёны!
Парни слушали внимательно, у некоторых девушек на глазах даже заблестели слезинки.
- Ну, а теперь, я почитаю вам свои стихи, не о войне.
До конца урока никто в классе почти не шевелился, все затаённо слушали голос этой хрупкой и стройной женщины. Самые злостные и неуправляемые хулиганы на целый час превратились из трудных подростков в обычных, любопытных детей, которые всё же любят слушать сказки, истории, которые верят доброте.
Прозвенел звонок, но ребята не спешили уходить. Осмелился один Коля:
- Валерия Александровна, спасибо вам! Может быть, на память вы оставите мне свой автограф в дневнике?
- И мне! И мне! – послышалось со всех сторон.
- Конечно. – улыбнулась поэтесса. – Обязательно!
В дверь робко постучали. Лариса Владимировна заглянула в кабинет, удивлённая тишиной, и спросила:
- Вы уже закончили, да?
После в учительской Валерию Александровну окружили со всех сторон педагоги с расспросами.
- Как же вам это удалось? Они вас слушали, ну, как? – удивлялись некоторые. – К ним без классной руководительницы почти никто не заходит! Они сущие неуправляемые звери!
Женщина скромно улыбнулась и ответила:
- Вы говорите с ними по-человечески, не поучительно, а от души – поверьте, ребята слушают!

Комментарии

Комментариев нет.