Два МОРДОВСКИХ СЕЛА Саратовской губернии.

ИСТОРИЯ!
МОРДОВСКАЯ НОРКА и РУССКАЯ НОРКА Петровский уезд, Саратовск. губ.
Сёла ШЕМЫШЕЙСКОГО района Пензенской области.
УНИКАЛЬНЫЕ музейные ФОТО из жизни жителей с. РУСКАЯ НОРКА.
МОРДОВСКАЯ НОРКА, мордовское-эрзя село Шемышейского поселкового Совета, в 5 км к юго-востоку от районного центра, на левом берегу Узы. Названо по р. Норке и этническому составу населения.
Упоминается в марте 1699 г. как мордовская деревня Норка. Гидроним Норка (левый приток Узы) упоминается в отказных книгах 1682 г. как Мортка, однако в 1706 г. – Норка. Представляет собой уменьшительную форму названия Нор, от древнемордовского нар – «поле, степь, луг».
В 1709 году – д. Мордовская Норка на р. Узе Узинского стана Пензенского уезда, 82 двора ясачной мордвы, платившей подати с 34-х и пол-полчетверти ясака, душ мужского пола – 233, женского – 110; в 1718 году – 34 двора, душ мужского пола – 69, женского – 71; деревня сильно пострадала в августе 1717 г. во время «кубанского погрома», взято в полон 130 мужчин и 51 женщина, убито 7 мужчин, деревня выжжена (РГАДА, ф. 350, оп. 1, е.хр. 306, лл. 634-643 об.).
В 1748 году – д. Норка ясачной некрещеной мордвы, 92 ревизских души (РГАДА, ф.350, оп.2, е.хр.2545, лл. 292 об.-296).
С 1780 г. – Петровского уезда Саратовской губернии.
В 1795 году д. Мордовская Норка казенных крестьян состояла из 85 дворов, насчитывалось 242 ревизских души (РГВИА, ф. ВУА, д. №19014, Петр.у., №110).
В 1877 г. – Мачкасской волости, 146 дворов, церковь. В 1911 г. – 238 дворов, церковь, церковноприходская школа.
В 1921 г. в составе той же Мачкасской волости.
В 2002 г. в селе работали сельский клуб и библиотека. В 1955 г. – Чиндясского сельсовета, центральная усадьба колхоза «Красная заря». Законом Пензенской области от 9.03.2005 г. включено в состав р.п. Шемышейка.
Карта населенных пунктов Саратовской губернии 1928 г. (фрагмент). На карте - Шемышейка, Армиево (Армеевка), м. Норка, Наскафтым, Чиндясы и др.
Численность населения (по годам): в 1748 – около 184, 1795 – около 484, 1859 – 694, 1877 – 941, 1897 – 1314, 1911 – 1781, 1914 – 1810, 1921 – 2184, 1926 – 1810, 1930 – 2110, 1939 – 670, 1959 – 683, 1979 – 440, 1989 – 343, 1996 – 289 жителей.
Источник https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/saratovskaya-guberniya/naselennye-mesta-gubernii11/petrovskij-uezd-saratovskoj-gubernii/machkasskaya-volost-petrovskij-uezd-saratovskoj-gubernii/mordovskaya-norka-d.-machkasskaya-volost-petrovskij-uezd-saratovskoj-gubernii.htm

Карта населенных пунктов Саратовской губернии 1928 г. (фрагмент). 
На карте - Шемышейка, Армиево (Армеевка), Мордовская Норка, Русская Норка и др.

Село РУССКАЯ НОРКА (также, по престолу храма - Архангельское) основано в начале XVIII века на правом берегу реки Норки ясачной мордвой, рано принявшей христианство и обрусевшей. 
В 1707 году была построена церковь во имя Михаила Архангела, но через десять лет она сгорела вместе с селом во время августовского Большого Кубанского погрома и восстановлена к 1722 году. 
В 1718 году сельцо Норка числилось в Узинском стане Пензенского уезда, в 54 дворах насчитывалось 90 ревизских душ ясачных крестьян. 
В полуверсте от Русской Норки, на противоположной стороне реки, находилась деревня Норка, принадлежавшая Якову Кузнецову (позднее - Кузнецовка). 

На 1748 год в Архангельском (Норке) числилась 151 ревизская душа ясачных крестьян и 11 душ дворцовых крестьян (всего около 324 жителей). 
С 1780 года село относилось к Петровскому уезду Саратовской губернии. В 1795 году здесь насчитывалось 70 дворов, 278 ревизских душ казенных крестьян (около 556 жителей). В 1848 году сгорела Михаило-Архангельская церковь, и вместо неё, спустя три года, тщанием прихожан был выстроен новый деревянный, на каменном фундаменте, храм, освященный также во имя Михаила Архистратига.

В канун отмены крепостного права в Русской Норке в 91 домохозяйстве (по другим данным, 160 дворах) проживало 553 мужчины и 566 женщин, работала мельница, проводилась ярмарка. В деревне Кузнецовке, на тот момент относившейся к Спасско-Александровской волости и позже вошедшей в черту Русской Норки, числилось 48 дворов, 170 мужчин и 168 женщин.

В послевоенные годы в Русской Норке располагалась центральная усадьба колхоза «Смена». Относительная стабильность показателя численности населения стала проявляться только к 1980-м годам, к этому времени число жителей убавилось до 4,5 сотен человек. В поздний советский период село являлось центральной усадьбой колхоза имени Ворошилова.

В 2004 году село со 153 хозяйствами и 364 жителями стало центром одноименного сельсовета Шемышейского района Пензенской области. 
По переписи населения 2010 года в Русской Норке учтено 352 человека. Деревня Кузнецовка ныне является северной (левобережной) окраиной села, с тремя обитаемыми домами. Михаило-Архангельский храм продолжает действовать, в нем хранится чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, явленный на Семиключье.

Ниже - УНИКАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ из жизни жителей села РУССКАЯ НОРКА из фондов Саратовского областного музея краеведения 1927 года.
На фото запечатлены чьи-то пра-прадеды, прадеды, пра-прабабушки...
Дом-пятистенок (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Вид двух фасадаов одноэтажного деревянного дома на каменном фундаменте. Окна прямоугольные, с наличниками и ставнями. Крыша четырехскатная. Между двумя окнами переднего фасада видны концы бревен внутренней ("пятой") стены, делящей дом пополам. Справа крыльцо, забор, фрагмент постройки и каменного погреба (?), перед домом - телега. На переднем плане в ряд, на земле, сидят шестеро молодых мужчин.
Колодец на улице (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г.
из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Вид низкого сруба колодца с воротом под двускатным навесом, у грунтовой дороги. Справа от колодца стоит женщина в светлом платке и кофте, темной юбке; слева - четверо детей. На фоне домов, крытых соломой (один - глинобитный).
Три женщины и мужчина в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Впереди сидят мужчина в темном картузе, светлой рубахе, темных брюках и сапогах, и женщина в темном платке, кофте, юбке с оборкой, в сапогах (?), на груди цепочка с крестом. Сзади стоят две женщины, слева - в темном платке и кофте, правая рука на плече мужчины; правая - в темном платке, кофте, корсетке, юбке и фартуке, сапогах. На фоне деревьев. Справа - угол дома на кирпичном фундаменте (?)
Дети в типичной одежде (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображена группа девочек, многие в счветлых платках, сидят на земле, у каменного погреба с деревянной дверью. За ними стоит юноша, справа сидит мальчик, слева сидит женщина. На фоне двух жилых домов с четырехскатными крышами.
Шалаш над погребом, крытый соломой (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Прядение шерсти (русские)  в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображена женщина, сидит у двери в погреб (?), в профиль (поворот вправо), в светлом платке, темной кофте, юбке, фартуке, в руках - нить от кудели, закрепленной на прялке.
Веянье семян подсолнухов (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображена женщина, стоит в светлом платке, темной кофте, юбке с фартуком, в валенках (?), в поднятых руках - лопата. У ног - небольшая горка семечек. Слева стоят два мальчика, босиком. На фоне жилых деревянных и каменных построек.
"Бранье" - уборка конопли (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображены четыре женщины (вид со спины), в платках, кофтах, юбках, стоят на конопляном поле. На переднем плане - срезанные стебли конопли.
Возка снопов конопли (русские)  в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображен мужчина, в рост, поворот 3/4 вправо, в картузе, светлой рубах, темных брюках, стоит на коноплянном поле, возле груженной снопами телеги, у ног - подготовленные связки. Слева - небольшой стог из снопов.
Молотьба конопли (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Молотьба подсолнухов в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображены женщина и девочка, сидят на земле (у ног женщины лежат головки подсолнухов), между ними на подстилке - семечки. Слева стена глинобитного дома, с тремя окнами, под соломенной крышей. Справа - деревья.
Покрытие сарая на "самцах" (русские)  в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Вид навеса из бревен, сложенных треугольником и частично покрытых соломой. Слева фрагмент деревянного дома с соломенной крышей.
Телега (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображен деревянный, перевернутый остов телеги, без колес, во дворе дома. Рядом стоит мужчина в картузе, рубахе, ватнике, темных брюках, сапогах, согнутой левой рукой придерживает топор. Сзади, У забора с калиткой, стоят женщины и дети.
"Дешевульник" - торговец в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображен мужчина, в рубахе, брюках, сапогах, сидит на телеге с навесом, запряженной лошадью, рядом с ним раскрытый короб. Слева стоят женщины и дети. На фоне деревянных строений и поля.
Пастухи (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображены двое мужчин, в папахах, куртках, темных брюках, онучах, через правое плечо свешивается дереянная рукаять хлыста. У пастуха справа в руке - клюка. Стоят на песчанном берегу. Справа - лежащие коровы, река, берег с деревьями.
Пастух со стадом (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображен мужчина, в рост, в профиль (поворот влево), в папахе, куртке, брюках, светлых онучах, лаптях, в левой руке - клюка, на плече, через грудь - плетенный хлыст. Стоит на песчанном берегу, на фоне коров и деревьев, слева - река.
Тихонова Настасья Павловна, 80 лет (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображена в профиль (поворот вправо), стоит в платке, кофте, безрукавке, юбке с фартуком. На фоне забора с калиткой.
Тихонова Настасья Павловна, 80 лет (русские) в с. Русская Норка, Петровский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. из коллекции негативов из этнографической экспедиции в Петровский уезд.
Изображена в рост, анфас, стоит в светлом платке, тёмном овчинном тулупе, на ногах лапти. На фоне забора с калиткой.

#история #краеведение #карты
#МордовскаяНорка #РусскаяяНорка
#УникальноеФото #АрхивноеФото
#МузейноеФото #ШемышейскийРайон #СтароеФото

Комментарии

  • 12 мая 09:29
    - Михаил, сколько лет вы живете в Бутурлинке?
    - Я родился здесь, вырос, с того времени я и не сменял прописку. Многое с того времени изменилось. При мне и СССР развалился. А ведь до этого в селе проживало примерно 200 человек. У каждого было свое хозяйство, многие занимались уборкой урожая, были рабочие места. Никто не жаловался. Но все изменилось в 1995 году. Развалился колхоз, люди начали массово покидать село из-за отсутствия рабочих мест. С годами численность населения становилась все меньше и меньше. Дошло до того, что остались в селе я и еще одна женщина. Она изредка приезжает в село, где у нее дача.
    - Каждый день я встаю пол 5 утра, чтобы успеть на работу, а ложусь в 22.00
    - Как я уже понял, работаете вы в Русской Норке. Расскажите о своем распорядке дня и об условиях самой работы.
  • 12 мая 09:30
    - На земле я тружусь уже 40 лет. Зарабатываю в среднем 9 тысяч рублей в месяц, и работаю без выходных с 7.30 до 18.00, - начал Михаил. - Чтобы вовремя быть на работе, приходится ежедневно вставать пол 5 - 5 утра. Так как водоснабжения у нас нет, приходится ездить за водой к реке, до которой несколько километров. Ничего, я уже привык. После завтрака и водных процедур я готовлю трактор к поездке и отправляюсь в дорогу. К слову, из-за крутых склонов зимой я езжу на лошади, так как трактор просто не может проехать. С работы я возвращаюсь после 7 вечера, спать ложусь около 22.00-23.00.
    - Получается, благодаря вам на наших столах появляется свежая и отечественная продукция. Ваша должность - механизатор, как и где вы учились этому делу?
  • 12 мая 09:30
    - Вы знаете, раньше вообще было популярно, если ты умел управлять трактором. Еще будучи юношей я лихо справлялся с этим транспортом, но денег мне это особых не приносило. Жизнь, если признаться, могла сложиться и иначе. Когда я проходил службу, мне предлагали уехать в Энгельс, Саратовская область. Я приехал домой в Бутурлинку попрощаться с родными и близкими и понял, что здесь мое место, не могу я отсюда уехать! В итоге продолжил постигать азы профессии механизатора. Я думаю, что могу назвать себя профессионалом своего дела.
  • 12 мая 09:31
    Как давно вы не были в Пензе, и в курсе ли вы последних событий в регионе?
    - В городе я бываю очень редко. Последний раз я посещал Пензу приблизительно 2 года назад. Добраться до вас очень тяжело и затратно. Напрямую от Бутурлинки никакой общественный транспорт не курсирует. Единственный выход – пешим ходом добираться до Русской Норки, а это 15 километров. К тому же автобус от Норки до Пензы ходит только 1 раз в неделю, и мне неизвестно, когда именно. О событиях в области я знаю очень мало, потому что газеты нам не приносят. Недавно мне сказали, что с поста губернатора ушел Бочкарев и сейчас его обязанности исполняет Белозерцев. Также говорили, что на Украине идет война.
  • 12 мая 12:12
    Хотелось бы узнать историю села
  • 12 мая 12:15
    Выше в комментариях я дала ИСТОРИЮ села. Вот начало. БУТУРЛИНКА (Норка), русская деревня Русско-Норкинского сельсовета, в 2 км к югу от него, в верховье р. Терсы. На 1.1.2004 г.– 16 хозяйств, 21 житель. Основана на земле, отказанной в 1706 г. Максиму Григорьевичу Халабурдину. Место отвода угодий показано в документе как «Няньгинская дача новорасчистные земли» на р. Норке. В 1736 г. земля продана Сергею Михайловичу Бутурлину, основателю деревни. Она именовалась по речке – Норкой. В 1795 г. показана за премьер-майором Николаем Сергеевичем Бутурлиным (ГАСО, ф. 28, оп. 1, е.хр. 75, лл. 73-78). По другому источнику, в 1795 г. в д. Норке, Бутурлино тож Н.С. Бутурлина, насчитывался 31 двор, 119 ревизских душ (РГВИА, ф. ВУА, д. 19014, Петр. у., №108). В 1858 г. – помещик Бутурлин (см. Малиновка Кондольского района). После отмены крепостного права крестьяне вышли от помещика Бутурлина на дарственный надел.
  • 12 мая 12:17
    Единственный житель с. Бутурлинка Шемышейского района в 2015 году - механизатор Михаил Спирин, 57 лет. (Фото https://vk.com/wall-78559590_10406)
    ФотографияФотография
  • 12 мая 15:55
    На мой взгляд название Норка происходит от эрзянского имени Норай. В Эрзя Норке до сих пор живут представители рода Норай Норышевы, Тихоновы.
  • 12 мая 16:04
    Армиево - на эрзя языке Эрямо юв. Оттуда же Модаюв, Эрьмеюв, Чадыюв - Чаадаевка, Конаюв - Канаевка, Перьмеюв - Пермиево.
  • 12 мая 16:37
    А почему забыли про Фролова Василия Александровича, который, досих пор живёт с женой в Бутурлинке?
  • 12 мая 17:27
    Наверное, Михаил Спирин, не назвал эту семью корреспондентам, и они не написали про них.
  • 16 мая 20:38
    Мои Родители Кокорев Константин и Никишина Евдокия родились в с Русская Норка! Потом выехали в Казахстан! В Казахстане Они родили и Воспитали 10 детей!Царство Небесное моим Родителям!Всегда Помним!