Зарянко Сергей Константинович — русский живописец, замечательный художник-портретист.

Родился в 1818 году в имении князя Любомирского у городка Ляды Могилевской губернии. Учился в Третьей Санкт-Петербургской гимназии. Своими начальными познаниями в живописи Зарянко был обязан художнику Василию Михайловичу Аврорину.
Знаменитый живописец Алексей Гаврилович Венецианов способствовал определению Зарянко в вольноприходящие ученики Императорской Академии художеств. Своей специальностью Зарянко избрал вначале перспективную живопись. В Академии художеств слушатель Зарянко обучался под руководством пейзажиста Максима Никифоровича Воробьева.
Получив во время обучения в Академии две серебряные медали, малую и большую, Зарянко был удостоен в 1838 году звания неклассного художника, после чего продолжал писать преимущественно перспективные виды. В 1843 году за картину "Внутренний вид Морского Никольского собора" Зарянко получил звание академика. Переехав вскоре после этого ненадолго в Москву, живописец занимался там исполнением образов для разных церквей и преподаванием рисования в Александровском сиротском институте и в Московском дворцовом архитектурном училище.
Вернувшись в конце 1846 года в Санкт-Петербург, Зарянко занялся портретной живописью. На академической выставке 1849 года художник представил два великолепных портрета, генерала Ломновского и русского оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова, которые способствовали широкой публичной известности живописца. В 1850 году за портреты вице-президента Академии художеств, графа Федора Петровича Толстого и ротмистра Хвостова Академия присудила Зарянко Сергею Константиновичу звание профессора. С 1856 года Зарянко стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, исполняя должность старшего профессора живописи. Вышедшие из-под его кисти портреты замечательны по необычайно сильной лепке, превосходной передаче освещения, тщательной разработке подробностей даже в аксессуарах и по точному воспроизведению лиц, хотя и более с внешней стороны, чем в отношении внутренней характеристики.
Всего написано художником около сотни портретов, из которых наиболее достойны внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича и государя императора в бытность его великим князем, портреты действительного статского советника Турчанинова, министра путей сообщения П. П. Мельникова, господина Доливо-Добровольского, князя и княгини Абамелик-Лазаревых, госпожи Лапиковой, А. Н. Муравьева, графа А. А. Закревского, графа И. М. Толстого, графини О. Э. Шуваловой, князя С. М. Голицына, П. А. Тучкова, княгини М. В. Воронцовой, графа С. Г. Строганова, А. П. Лесниковой, графа П. А. Шувалова, А. С. Танеева и графа В. А. Адлерберга.
Из перспективных картин Зарянко образцовыми в своем роде могут считаться, кроме вида Никольского собора, доставившего ему степень академика, виды Тронного зала в Зимнем дворце и зала Училища Правоведения с портретами профессоров и воспитанников этого заведения. Кроме картин перспективной живописи и портретов, Зарянко оставил после себя одну религиозную картину "Ангел молитвы" и ряд образов (образ Богородицы, иконостас для 2-го Кадетского Корпуса и голова Спасителя и Божией Матери для Царскосельского Софийского собора). Как преподаватель Московского училища живописи и ваяния, Зарянко много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почетной известности. Таковыми, например, являются Василий Григорьевич Перов, Илларион Михайлович Прянишников, Василий Владимирович Пукирев, Владимир Иосифович Шервуд и Леонид Фролович Жодейко.
Зарянко Сергей Константинович скончался в Москве 20 декабря 1870 года.

Комментарии

Комментариев нет.