Художник пушкинской эпохи Василий Семенович Садовников (1800–1879)

Мастер точного в деталях городского пейзажа и изображения интерьеров. Исполнил множество видов Санкт-Петербурга, Москвы, Ревеля, Вильны, Гельсингфорса, Новгорода, Тамбова. Работы художника хранятся в Эрмитаже, Государственном Русском музее и др.
Художник пушкинской эпохи Василий Семенович Садовников (1800–1879) - 909774071857
Василий Семёнович Садовников (16 (28) декабря 1800 г., Санкт-Петербург — 26 февраля (10 марта) 1879 г., Санкт-Петербург) — акварелист и график.
  • Геннадий Черкасов - Глазунов. Концертный вальс №1 ре мажор, соч.47
Имя В.С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга. Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского.

Самая знаменитая работа художника, "Панорама Невского проспекта" (1830-е гг.), известная в истории искусства как "Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А.М. Прево.
Панорама Невского проспекта (фрагмент). Католическая церковь Святой Екатерины
Панорама Невского проспекта (фрагмент). Католическая церковь Святой Екатерины
Правую (теневую) сторону Невского от Императорского управления по секретным делам до Исаакиевской площади литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) от ее начала на Дворцовой площади до Аничкова моста- П. Иванов в 1835 г. 

Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского проспекта".
Панорама Невского проспекта (фрагмент)
Панорама Невского проспекта (фрагмент)
В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова - живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.
Панорама Невского проспекта (фрагмент). Малая Конюшенная улица
Панорама Невского проспекта (фрагмент). Малая Конюшенная улица
Панорама Невского Проспекта работы Василия Семеновича Садовникова 1830 года 
Панорама Невского проспекта (работы В.С. Садовникова)
Родился В.С. Садовников 28 декабря 1800 года и был крепостным дворовым человеком княгини Н. П. Голицыной из ее деревни Местничи Мещевского уезда Калужской губернии. В Петербург попал, по-видимому, в юности. Василий Садовников в числе домашней челяди проживал в княжеском доме в городе на Неве.
Пассаж на Невском проспекте. После 1848-го г.
Пассаж на Невском проспекте. После 1848-го г.
Княгиня Наталья Петровна Голицына, послужившая Пушкину прообразом старой графини в "Пиковой даме", была, несомненно, примечательной фигурой своего времени. Благодаря знатности, уму и богатству она занимала в Петербурге исключительное положение. По свидетельству современника, к ней приезжали представляться все "...начиная с юнкера, впервые надевшего эполеты, и кончая посланником в золотом мундире".Чрезвычайно суровая и властная, она приводила в трепет окружающих. Ее сын, всесильный московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын, не позволял себе без особого разрешения сесть в ее присутствии.
Торжественный въезд принцессы Александры Саксен-Альтенбургской в Санкт-Петербург. 1847 г.
Торжественный въезд принцессы Александры Саксен-Альтенбургской в Санкт-Петербург. 1847 г.
Вероятно, именно благодаря особенностям характера своей владелицы В. С. Садовников, уже в начале 30-х годов известный художник, получил освобождение от крепостной зависимости только тридцати восьми лет от роду, после смерти старой княгини, от ее сына князя Д. В. Голицына, известного своим покровительством искусству и художникам. В этом же 1838 году Садовников получает от Академии художеств звание "свободного неклассного художника".
Вид Аничкова дворца и Невского проспекта на Пасху 11 апреля 1848 года
Вид Аничкова дворца и Невского проспекта на Пасху 11 апреля 1848 года
Из документов, связанных с освобождением Садовникова, мы узнаем, что в это время он был уже давно семейным человеком. Вместе с ним были освобождены его жена Маргарита Екимовна, дочери Татьяна и Анна и сын Сергей, впоследствии ученик Академии художеств, получивший звание архитектора в 1859 году, а звание академика в 1881 году.
Парад войск у Зимнего дворца. 1840-е гг.
Парад войск у Зимнего дворца. 1840-е гг.
Обратите внимание на цвет Зимнего дворца, а также на пышные кроны деревьев сада, отделенного от площади оградой.
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейской площади. Начало 1840-х гг.
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейской площади. Начало 1840-х гг.
Парад лейб-гвардии Конного полка, 1840 г.
Парад лейб-гвардии Конного полка, 1840 г.
С ранних лет у Василия Семёновича проявились большие способности к рисованию. При помощи рисунков он, пристально наблюдая за городом, пытался самостоятельно воспроизводить наиболее интересные для себя детали Петербурга.
Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге.
Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге.
Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Ок. 1830 г.
Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Ок. 1830 г.
Кто были первые учителя В. С. Садовникова, установить пока не удалось. Возможно, первым толчком к занятиям искусством явилось влияние брата художника - Петра Семеновича Садовникова, впоследствии академика архитектуры, тоже крепостного Н. П. Голицыной, который был на четыре года старше Василия и мальчиком находился в обучении у профессора А. Н. Воронихина, знаменитого русского архитектора и академика перспективной акварельной живописи.
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула. 1839 г.
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула. 1839 г.
Виды залов Зимнего дворца. Николаевский зал.
Виды залов Зимнего дворца. Николаевский зал.
Фельдмаршальский зал
Фельдмаршальский зал
Возможно также, что В.С. Садовников начальное художественное образование получил у какого-то профессионального живописца, к которому он, так же как и его брат, мог быть отдан Голицыной. Известно, что в конце XVIII и в первой половине XIX века помещики были заинтересованы в обучении своих художественно одаренных крепостных, работавших затем над украшением их домов или приносивших им немалый доход в виде оброка
В.С. Садовников. Вид Невы и Петропавловской крепости. Аакварель. 1847 г. Государственный Эрмитаж
В.С. Садовников. Вид Невы и Петропавловской крепости. Аакварель. 1847 г. Государственный Эрмитаж
Каменноостровский мост, 1830-е гг.
Каменноостровский мост, 1830-е гг.
Некоторые нити связывают В. С. Садовникова с творчеством известного пейзажиста М. Н. Воробьева, в частности об этом свидетельствуют сохранившиеся копии, выполненные Садовниковым с работ этого мастера. Но вряд ли можно предположить, что В. С. Садовников постоянно пользовался педагогическими указаниями какого-либо учителя, так как в поданном в 1838 году прошении в Совет Академии художеств о присвоении ему звания художника он подчеркивает, что "занимался перспективною живописью сам собою".
Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе.
Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе.
Вид Екатерининского дворца в Царской селе (г. Пушкин) со стороны парадного двора
Вид Екатерининского дворца в Царской селе (г. Пушкин) со стороны парадного двора
О том, что Садовников задолго до освобождения являлся уже художником с известным именем, свидетельствует статья в "Литературной газете" за 1830 год, объявляющая подписчикам о предстоящем издании литографированной панорамы Невского проспекта. В этой статье говорится, что выполнение панорамы поручено двум молодым художникам - "гг. Садовникову и Иванову".
Николаевский дворец. 1865 г.
Николаевский дворец. 1865 г.
Вид Мариинского дворца от Синего моста 1847 г.
Вид Мариинского дворца от Синего моста 1847 г.
В период с 1823 по 1827 годы Императорское общество поощрения художеств занималось, в том числе, изданием литографированных городских видов и окрестностей. В ту пору многим крепостным, не обделённым талантом, оказывалась поддержка. Общество предлагало оплачиваемые работы по раскрашиванию видов Санкт-Петербурга. Садовников принял участие в труде, что впоследствии для него самого имело большое значение.
Балаганы на Адмиралтейской площади. 1849 г.
Балаганы на Адмиралтейской площади. 1849 г.
Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе.
Вид Казанского собора
Вид Казанского собора
Вышло так, что во время выполнения программной работы на звание художника Академии художеств в 1837 году перспективный класс для вольноприходящих возглавлял Максим Никифорович Воробьев, руководивший работами по раскрашиванию литографий. Тогда Садовников показал своё мастерство и завязал с наставником близкое знакомство.
Вид на Благовещенский мост (лейтенанта Шмидта).
Вид на Благовещенский мост (лейтенанта Шмидта).
Открытие памятника Николаю I на Мариинской площади. 1859 г. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Открытие памятника Николаю I на Мариинской площади. 1859 г. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Парад на Невском проспекте (возле дворца Белосельских-Белозерских). 1859 г.
Парад на Невском проспекте (возле дворца Белосельских-Белозерских). 1859 г.
Василий Семёнович посвятил большую часть своего творчества изображению Петербурга. Эта тема была для него самой любимой. Уже в ранних произведениях Садовников показывал столицу, какой она была во времена Пушкина и Гоголя.
Зимний дворец в праздничный вечер. 1851 г.
Зимний дворец в праздничный вечер. 1851 г.
До настоящего момента сохранились работы художника «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал», «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади».
Вид набережной и Мраморного дворца
Вид набережной и Мраморного дворца
Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение.

К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет - активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой. Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.
Зимний дворец ночьюю 1856 год
Зимний дворец ночьюю 1856 год
Михаил Иванович Глинка Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета ми-бемоль мажор (1832)
Алексей Наседкин (фортепиано)
Рустем Габдуллин (контрабас)
Квартет им. Шостаковича: Андрей Шишлов (1-я скрипка), Сергей Пищугин (2-я скрипка), Александр Галковский (альт), Александр Корчагин (виолончель).
Акварели Василия Садовникова
Mikhail Glinka & Grand Sextet Es-dur

Комментарии

  • 9 июн 2020 12:00
    История Петербурга в акварелях В.Садовникова! Прелесть в сочетании секстетом  М.Глинки!  Тонкость акварельных работ подчеркивает камерная музыка! Людмила, очень удачно!  Спасибо!