Алексей Константинович Толстой – поэт, прозаик, драматург, первый граф русской литературы.

Из тройки великих Толстых русской литературы он — старший по дате рождения: 5 сентября 1817 года.
Он писал афористично. Напевно. Любил перебрасывать читателей в былинное прошлое. Его стихи музыкальны, пластичны, написаны богатым, образным языком. Знакомясь с биографией поэта, открываешь для себя необыкновенно талантливого, духовно красивого человека, которого современники называли «рыцарем добра и красоты».

Алексей Константинович Толстой – поэт, прозаик, драматург, первый граф русской литературы. - 914478478897
А. К. Толстой. Портрет работы И. Е. Репина, 1896 г.
  • Муслим Магомаев, Борис Абрамович - Шесть романсов, соч. 38: II. То было раннею весной
Все Толстые — родственники. И все ведут свой род от сподвижника Петра I Петра Андреевича Толстого — боярина и первого графа Толстого.

Алексей Константинович Льву Николаевичу приходился троюродным братом. Впрочем, от Толстых Алексей Константинович взял только титул и фамилию, отца он почти не знал, воспитание ему дала родня матери.
Константин Петрович Толстой, отец А. К. Толстого
Константин Петрович Толстой, отец А. К. Толстого
Мать — Анна Алексеевна Перовская (1796—1856), воспитанница (внебрачная дочь) графа А. К. Разумовского.
Мать — Анна Алексеевна Перовская (1796—1856), воспитанница (внебрачная дочь) графа А. К. Разумовского.
Перовские были сказочно богаты: потомки графа Кирилла Разумовского, хоть и незаконнорожденные, унаследовали состояние дяди — фаворита и, вероятно, тайного мужа императрицы Елизаветы Алексея Разумовского. 
Кирилл Григорьевич Разумовский, прадедушка А. К. Толстого
Кирилл Григорьевич Разумовский, прадедушка А. К. Толстого
 С мальчиком возился дядька, Антон Перовский — известный писатель, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». Свою самую известную книгу — сказку «Черная курица, или Подземные жители» — Погорельский посвятил племяннику Алеше. Неудивительно,что маленький граф рано (с шести лет!) увлекся сочинительством. И годам к двадцати пяти он был вооружен до зубов рифмами, мелодиями, образами… 

 А со Львом Николаевичем Алексей Константинович познакомился только в зрелые годы, незадолго до Крымской войны.
Алексей Кириллович Разумовский, дедушка А. К. Толстого
Алексей Кириллович Разумовский, дедушка А. К. Толстого
Детство Алексея Толстого было счастливым и беззаботным. Когда мальчику исполнилось восемь лет, друг семьи Василий Жуковский представил его своему воспитаннику — наследнику престола Александру II. Каждое воскресенье нарядно одетого Алешу приводили во дворец составить компанию в играх будущему императору. Эта дружба продолжалась в течение всей их жизни. 

Вместе с родителями Толстой часто бывал за границей. В Германии они познакомились с Гёте. В память о встрече немецкий писатель подарил Алеше клык мамонта с изображением фрегата. Все яркие детские впечатления Толстой потом описывал в своих произведениях: материала для творчества у него скопилось немало.
Варнек Александр Григорьевич (1782-1843). Портрет поэта графа А. К. Толстого в возрасте 12 лет (1829). Холст, масло.
Варнек Александр Григорьевич (1782-1843). Портрет поэта графа А. К. Толстого в возрасте 12 лет (1829). Холст, масло.
Потомок знатного рода, он мог бы вырасти капризным и избалованным, но нет — мальчик упорно трудился, ежедневно занимался с учителями французским, английским и немецким языками. На детском портрете будущий писатель изображен с книгой в руках. Картину написал в 1829 году русский живописец Александр Варнек. Сегодня она хранится в Тюменском музее изобразительных искусств.

Меня, во мраке и пыли
Досель влачившего оковы,
Любовью крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой темный взор,
И стал мне видим мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.

И вещим сердцем понял я,
Что все, рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К Нему вернуться жаждет снова.

И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью лону.

И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало;
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

Бог один есть свет без тени,
Нераздельно в Нем слита
Совокупность всех явлений,
Всех сияний полнота;
Но струящая от Бога
Сила борется со тьмою;
В Нем могущество покоя,
Вкруг Него времен тревога.

Мирозданием раздвинут,
Хаос мстительный не спит;
Искажен и опрокинут,
Божий образ в нем дрожит:
И всегда обманов полный,
На Господню благодать
Мутно плещущие волны
Он старается поднять

И усильям духа злого
Вседержитель волю дал,
И свершается все снова
Спор враждующих начал.

В битве смерти и рожденья
Основало Божество
Нескончаемость творенья,
Мирозданья продолжение,
Вечной жизни торжество.

Алексей Константинович Толстой
Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801). А. К. Толстой в отрочестве, 1831 г. Миниатюра, акварель
Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801). А. К. Толстой в отрочестве, 1831 г. Миниатюра, акварель
Несмотря на то, что его родительская семья распалась, а мать считалась незаконнорожденной, Алешу Толстого включили в избранный детский круг наследника престола, будущего императора Александра II. Александр на полгода младше Алексея.Их было девятнадцать — девять мальчиков и десять девочек, отобранных из лучших семей империи для товарищеских забав с цесаревичем. Они играли в оловянных солдатиков, в жмурки, в горелки, а иногда боролись. Самым рослым и сильным был Толстой. Добродушный богатырь — это амплуа он обживал десятилетиями. Алексей Толстой обладал замечательной силой: бегал по коридорам Зимнего дворца с цесаревичем на плечах; взрослым подымал одной рукой человека, ломал палки о мускулы руки, скручивал винтом кочергу и серебряные вилки.

Как ни странно,воспитанник Жуковского император Александр Николаевич не стал ценителем высокой словесности… О масштабах таланта своего приятеля по детским играм он не имел представления и сожалел, что богатырь Алеша равнодушен к государственной службе. А Толстой и впрямь немало сил приложил, чтобы, вопреки материнской воле, отлынить от служебной рутины, хотя долгое время ему «автоматом» шли чины и придворные звания, от камер-юнкера до действительного статского советника (соответствовавшего генерал-майору).
К.П. Брюллов. Портрет Алексея Толстого в юности. 1836 г.
К.П. Брюллов. Портрет Алексея Толстого в юности. 1836 г.
У молодого силача-весельчака не могло не быть друзей, с которыми — в огонь и в воду. Это кузены, братья Жемчужниковы — Алексей, Александр и Владимир. Они переворачивали Петербург вверх дном, подшучивая над чопорными чиновниками и попавшими под руку обывателями. Они превращали жизнь в пародию.

Они могли среди ночи постучаться к булочнику, спрашивали, есть ли у него пеклеванный хлеб, а получив утвердительный ответ, восклицали наставительно: «Ну, благодарите Бога, а то много людей не имеют и куска насущного хлеба». Молодые поэты повесничали, да озорничали и до них. Но прутковский абсурдистский юмор был новинкой для того времени. От странных шалостей они быстро перешли к литературной игре.
А. К. Толстой в юности
А. К. Толстой в юности
Козьма Прутков — первый «распределенный» автор. Остроумные и блестяще образованные братья-аристократы придумали Козьму Пруткова — мелкого чиновника (директора Пробирной палатки), графомана и сочинителя высокопарных афоризмов, искренне считающего себя «пупом земли» и глубоким мыслителем. Что только не сочинялось под маской Пруткова — басни, пародии, назидательные стихи и афоризмы, водевили…

В лихой артели имени Козьмы Пруткова Толстой, конечно, был золотым пером. Самый изобретательный версификатор, самый дерзкий потрясатель основ. Он и как сатирик перерос Пруткова. В списках ходили две озорные поэмы Алексея Толстого — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и «Сон Попова». Не из прутковского цикла, но из «смеховой культуры».  
Прутковский цикл стал эпохой в русской сатирической поэзии. Из него до сих пор черпают острословы. А литературоведы всерьез считают Козьму Пруткова предтечей обэриутов и концептуалистов.
И.А. Гончаров, Е.Н. Шостак, А.К. Толстой, Н. М. Жемчужников, С А. Толстая, К.Н. Алексич. 1860-е гг.
И.А. Гончаров, Е.Н. Шостак, А.К. Толстой, Н. М. Жемчужников, С А. Толстая, К.Н. Алексич. 1860-е гг.
Поэзия А.К. Толстого тематически разнообразна: любовь, дружба, природа, искусство, история. Поэт с любовью глядит на простые и даже невзрачные картины жизни и природы, стремится поведать о том, о чем невозможно рассказать на «ежедневном языке». И души читателей вслед за поэтом томятся по прекрасному в жизни, любви, природе, ищут гармонии, покоя, погружаясь в мелодию толстовского стиха.

«Колокольчики мои…» — стихотворение Алексея Константиновича Толстого, написанное в 1840-х годах. Открывало цикл «Шесть стихотворений»; впервые вышло в журнале «Современник» в 1854 году. Впоследствии отрывки стихотворения стали хрестоматийным произведением школьной программы и известным романсом (наиболее известна музыка Петра Булахова). В письме к жене в октябре 1856 г. автор назвал это произведение одной из своих «самых удачных вещей»
Стихотворение открывается чудесной картиной малороссийской природы, среди которой вырос автор.

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Романс П. Булахова "Колокольчики мои" исп · Юрий Гуляев. 
Юрий Гуляев - КОЛОКОЛЬЧИКИ МОИ
Поэма «Иоанн Дамаскин» считался классическим образцом, да и до нашего времени не стерлось обаяние строк:

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму.

Романс П.Чайковского " Благославляю вас, леса" на стихи А. К. Толстого звучит как слава высшей любви, на которую способен человек, - любви ко всему живому... Природа - бесценный Божий дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность...
 
Романс Благославляю вас, леса...(соч. 47 №5) (из поэмы «Иоанн Дамаскин») П. Чайковского исп. Ф.И. Шаляпин. 
Ф.И. Шаляпин. Романс «Благословляю вас, леса»
03:02
Ф.И. Шаляпин. Романс «Благословляю вас, леса»
Алексей Константинович много и мучительно размышлял об истории государства Российского. Прежде всего его интересовали две эпохи — былинный княжеский Киев и баснословная царская Москва. Он тосковал по утраченной цивилизации древнерусского государства, которую смели орды Батыя. Порою даже идеализируя ее. Толстой создал тираноборческий и пророческий исторический роман из эпохи Ивана Грозного "Князь Серебряный". Страшной фигурой он считал Ивана Грозного. «Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве».

Толстой был сторонником просвещенной аристократии, а первый наш царь, по его мнению, растаптывал ее достоинство. Но в романе «Князь Серебряный», в исторических балладах он не занимался разоблачениями. Его захватывала стихия истории — и получалась музыка:

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.

С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
Алексей Константинович Толстой – поэт, прозаик, драматург, первый граф русской литературы. - 914477060657
Стих у Толстого почти всегда льется легко — без натуги и как будто без лишних умствований:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Узнаваемая грань русского характера — неуемного и отходчивого. Если бы Добрыня Никитич умел сочинять стихи, наверное, он писал бы именно так. Но ведь это не просто соловьиная трель, это серьезный, продуманный манифест, одно из лучших программных стихотворений в русской поэзии.

Бесхитростное простодушие свойственно и его любимому герою — Илье Муромцу:

Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
…Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!
Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!

О Толстом говорят как о противнике «политической» поэзии… Он оказался антиподом слишком гражданственного Некрасова и слишком интеллектуального Тютчева. Но это не означает, что он не заглядывал в самые хмурые книги. Заглядывал. И нередко резко отстаивал свои политические (а еще чаще — эстетические) позиции в устных и эпистолярных спорах. Ему не нравились ни радикальные прогрессисты, ни рьяные почвенники. В письмах Толстого можно найти самые запальчивые: «От славянства Хомякова меня мутит, когда он ставит нас выше Запада по причине нашего православия».

Свою политическую программу он сформулировал в 1858-м году:

Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами —
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!

И это — накануне Великих реформ, когда радикалы и охранители готовы были вцепиться друг дружке в шевелюру.
Алексей Константинович Толстой – поэт, прозаик, драматург, первый граф русской литературы. - 914477008433
Драматическую трилогию: «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870) о наследниках Ивана Грозного Толстой нес как тяжкий крест. Чтобы вывести царей и царедворцев на сцену, нужно было долго сражаться с цензурой, сверяя каждое слово с почтенными предрассудками. Дружба с императором не помогала. Словом, драматургия не принесла ему прижизненной славы. А порыв был удивительно смелый — после Пушкина написать трагедию в стихах о самодержцах и царедворцах Московской Руси, многие из которых (Борис Годунов, Василий Шуйский) действуют и у Пушкина…

В историю вошла вторая часть трилогии — «Царь Федор Иоаннович». С этой постановки (а вовсе не с чеховской «Чайки», как принято считать) началась история Московского Художественного театра. Толстой сталкивает человеческое и политическое. Вечный конфликт!
Дом-музей А. К. Толстого в имении Красный Рог. Здесь граф провёл детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен
Дом-музей А. К. Толстого в имении Красный Рог. Здесь граф провёл детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен
После пятидесяти лет он, наконец, стал законным супругом любимой женщины — той самой, которую за 13 лет до того встретил «средь шумного бала, случайно». О его романе с Софьей Миллер-Бахметевой время от времени вспоминают даже в глянцевых журналах. Он любил, как и обещал в стихах — «без рассудку».
  • Иван Козловский - Средь шумного бала
 По словам современника, Софья Андреевна «была живым доказательством, что обаяние не нуждается в красоте. Черты лица её привлекательными не были, но умные глаза и умный тоже золотой голос придавали малейшему её слову что-то особенно завлекательное».
Софья Андреевна Бахметева (в первом браке Миллер, во втором графиня Толстая), начало 1850-х гг. Дагерротип.
Софья Андреевна Бахметева (в первом браке Миллер, во втором графиня Толстая), начало 1850-х гг. Дагерротип.
В родовом имении А.К. Толстого в Красном Роге Брянской области не много вещей, к которым прикасались руки Толстого. Среди них рояль, привезенный сюда специально для Софьи Андреевны, жены поэта, женщины, обладавшей завораживающим голосом. Сам же Алексей Константинович не умел играть на музыкальных инструментах, считал себя вовсе не музыкальным, но, несмотря на это, многие его стихи положены на му­зыку.
Алексей Константинович Толстой – поэт, прозаик, драматург, первый граф русской литературы. - 914478666033
Служебные обузы отпали. Миллионное состояние уходило сквозь пальцы, но на безбедную жизнь денег хватало. Стихи не иссякали. Счастье? Но тут стало рассыпаться здоровье. Толстой страдал астмой. Ему легко дышалось только в сосновом бору. В комнате, где он спал, стояли сосновые кадки с водой…

От невыносимых приступов головной боли доктора прописали ему морфий. Писатель Болеслав Маркевич так вспоминал о страданиях Толстого: «Человек живет только с помощью морфия, и морфий в то же время подтачивает ему жизнь — вот тот заколдованный круг, из которого он уже больше выйти не может. Я присутствовал при отравлении его морфием, от которого его едва спасли, и теперь опять начинается это отравление, потому что иначе он был бы задушен астмой».

Осенью 1875-го он — скорее всего, по ошибке, но поговаривают и о самоубийстве — ввел себе смертельную дозу. Был ли он самоубийцей — хотя бы случайным? Официально, разумеется, нет. Но обстоятельства смерти Толстого загадочны.Виной могла быть его обычная рассеянность, а может быть, и отчаяние невольного морфиниста. Было ему 58 лет. А сегодня Толстому 207. О забвении и речи нет.

Послушайте рассказ о А.К. Толстом доцента кафедры классической литературы и славистики Литературного института им. М. Горького, кандидатом филологических наук Людмилой Карпушкиной .
К 200-летию Алексея Константиновича Толстого. Лирика - Великий XIX.

Комментарии