К Дню рождения композитора СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА

«Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы...» (С.Прокофьев).
Сергей Прокофьев является одним из крупнейших и самых исполняемых композиторов XX и XXI столетий. Он внёс в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть идей, воспринятых поначалу, как «варварство».

Неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию, однако не только его поклонники, но и те, кто не сразу понял музыку Прокофьева, чувствовали мощную силу и яркость его дарования, называя его Гением.
  • Прокофьев - Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам"
С детства у Сергея был непростой характер, и это сразу отражалось уже в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно.

Обладая отменным вкусом, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде. Обожал французский парфюм.
Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:
«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка (сейчас село Красное Донецкой области), где его отец, ученый-агроном, служил управляющим помещичьим именем.
В детстве
Он всегда верил в свое блестящее будущее Музыку начал сочинять еще в детстве, чем вызывал восторг близких. Первым человеком, который ввел его в мир музыкальных звуков, была его мать Мария Григорьевна.
Мария Григорьевна, мать композитора.
«Музыку в доме я слышал от рождения . Когда вечером укладывали спать, спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена. Иногда что-нибудь из Листа, что не так трудно. Из русских авторов – Чайковского и Рубинштейна. Антон Рубинштейн находился на вершине своей славы, и мать была уверена, что он более крупное явление, чем Чайковский. Портрет Рубинштейна висел над роялем.» (Из автобиографии).

Сочинять Сережа начал очень рано.
В 9 лет он уже написал оперу «Великан» в трех действиях. Это были первые впечатления от посещения оперного театра. Родители, понимая, что их сын растет вундеркиндом. повезли его в Москву и показали известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву, а тот порекомендовал для занятий с мальчиком в качестве педагога Рейнгольда  Глиэра, только что с золотой медалью окончившего консерваторию.
Рейнгольд Глиэр
Два лета занятий с Глиэром, и уже осенью 1904 года тринадцатилетний Прокофьев принят в Петербургскую консерваторию.
Любимая игра в шахматы. Возможно, обдумывая шахматные ходы, в голове рождались одновременно мелодии.
Консерваторию он окончил как композитор в 1909 году, как пианист  в 1914 году. На выпускном экзамене он пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственный Первый концерт, только что изданный, вручив заблаговременно экзаменаторам ноты. 

Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна - прекрасный немецкий рояль.
  • Прокофьев - Концерт для фортепиано с оркестром №1
В консерватории.
Первый фортепианный концерт, который он исполнял на выпускном экзамене в консерватории, и Первая классическая симфония (1918г.) – заявили о нем как уже о зрелом композитор.

Финал из "Классической симфонии"
Он вызывал восхищение маститых художников, композиторов, поэтов, артистов, но самолюбивому юноше этого было мало. Прокофьев не хотел быть «одним из…», ему необходимо было стать ЕДИНСТВЕННЫМ!
Однако не все принимали его новаторскую музыку. 
Из фельетона Петербургской газеты: «Прокофьев садится за рояль и начинает не то вытирать клавиши, не то пробовать, какие из них звучат повыше или пониже….Публика разбегается с криками: «К черту музыку этих футуристов! Такой концерт нам кошки закатывают дома»

Контраст между восхищением узкого кружка интеллектуалов и резким неприятием почтенной публики очень терзал Прокофьева. Он пытался себя убедить, успокоить,  что реакция зала и прессы естественная вещь, ни один новатор не был признан сразу, но тут же мучительно признавал, что та же публика рукоплещет Рахманинову и Стравинскому, и это задевало самолюбие юноши.

Революция 1917 года как будто бы не затронула его. Он продолжал сочинять, ожидая, когда же закончатся все эти беспорядки жизни.
Революционный Петроград
Известия о блестящих выступлениях за рубежом Рахманинова и Стравинского его ужасно раздражали.

В конце 1917 года задумался об отъезде из России, писал в дневнике: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет».
И в 1918 году он буквально выпросил у наркома Луначарского разрешение на зарубежные гастроли и отбыл в Америку.

Америка 20-х годов увлечена идеями просвещения, в том числе в музыке, но новаторская музыка Прокофьева кажется публике чужой.
После первых выступлений композитора на него обрушивается поток ругательных статей. Его произведения называют «русский хаос», «атака мамонтов», «музыкальная дикость». Люди не могли понять сложную технику его игры на фортепиано. Очень большой диссонанс был между его музыкой и той, к которой привыкли в США.

"Наваждение". Играет Лауреат Международных конкурсов казахстанская пианистка Гульнара Курамбаева.
И в этом плане публика предпочитала музыку Рахманинова. Прокофьев же считал, что он приехал в Америку в не лучшее для него время. Из Дневника Прокофьева:
«….Глядя на небоскребы, я с бешенством думал…..о критиках грубо лягавших новизну. Я слишком рано сюда попал: дитя - Америка еще не доросла до новой музыки…»
В Америке его называют «музыкальным большевиком». Он мечется, много работает, но ничего не получается. «Неужели нужно возвращаться в Россию?» - думает он.

И вдруг - светлое пятно – знакомство с певицей Каролиной Кодиной, с которой они познакомились после его выступления в Карнеги-Холл.
Королина Кодина
Позже в своём дневнике он писал: «Лина поразила меня живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала».

Они поженились 20 сентября 1923 года в баварском городке Этталь. В феврале 1924-го в их семье появился маленький Святослав. А спустя 4 года — второй сын — Олег.
С женой и детьми.
Совсем неожиданно в Америку ему приходит письмо из Парижа от Сергея Дягилева, который предлагает поработать вместе.

С С.Дягилевым они познакомились в 1914 году, когда блестяще сдав экзамены в консерватории и получив премию Антона Рубинштейна, молодой музыкант отправился в Лондон, где проходили триумфальные гастроли русской оперы, возглавляемые Сергеем Павловичем Дягилевым.
Сергей Дягилев
«Дягилев был страшно шикарен, во фраке и цилиндре, и протянул мне руку в белой перчатке, сказав, что рад со мной познакомиться, что он давно хотел этого, просит меня посещать его спектакли, а в один из ближайших дней надо серьезно потолковать со мной и послушать мои сочинения».(Из Дневника)
В мае 1921 года Прокофьев приезжает из Америки в Париж. Дягилев выражает невероятную радость. ««Сережа Прокофьев приехал» - громко кричит он в фойе гостиницы “Hotel Scribe». Они расцеловались.

И тут же Прокофьев получает заказ – балет под названием «Шут», при этом Дягилев просит: «Только, пожалуйста, пишите музыку, которая будет действительно русской».

Балет "Шут" (фрагмент)
В своих Дневниках Прокофьев рассказывает о парижской премьере «Шута», на которой он сам дирижировал. 

«Критики были хорошие, а некоторые очень длинные и совсем отличные. Успех у музыкантов чрезвычайный. Ravel сказал, что это гениально. Стравинский, что это единственно модерная вещь, которую он слушает с удовольствием" 

Знаменитый антрепренёр, организатор Русских сезонов в Париже Дягилев прекрасно чувствовавший конъюнктуру видел, что после революции к России приковано внимание всего мира. Интерес европейской публики к стране большевиков растет. И у Дягилева возникает идея поставить балет из жизни Советов «Стальной скок». Для воплощения этой идеи необходим новаторский подход. Дягилев выбирает большевика Прокофьева, который в своей яркой музыке передаст и фабричные будни, и уханье молота, свист гудков и марш красноармейцев.

Балет "Стальной скок" (фрагмент)
Новость, что Дягилев принял к постановке большевистский балет, докатилась до Советского Союза, и Прокофьева с его женой испанской певицей Каролиной Кодина приглашают на гастроли в СССР.

В конце 30-х годов руководство Советского Союза начинает кампанию по возвращению известных эмигрантов. И среди них Марина Цветаева, Александр Куприн, Александр Вертинский….

Больше всего Сталин настаивает на возвращении писателя М.Горького и музыканта Сергея Прокофьева, как символов новой прогрессивной культуры.
Москва 1930-х гг.
В Москве Прокофьева принимали роскошно с невероятным триумфом. Для него были организованы самые лучшие бытовые условия. Концертные залы ломились от публики. Все делалось для того, чтобы музыкант вернулся в Россию. Но Прокофьев не торопился, и еще 9 лет продолжал «курсировать» между Россией и Европой. А советские чиновники давали ему понять, что как только он приедет в Советский Союз, то станет главным композитором. 
 Он станет первым советским классиком.

И он решил вернуться.

В 1936 году семья Прокофьева вернулась в Советский Союз. Дети учатся в англо-американской школе. Лина и в Союзе в центре внимания – она блистает на приёмах в многочисленных посольствах. Творить Прокофьеву действительно разрешили, но достаточно быстро уточнили, как на самом деле должен творить советский композитор. Практически параллельно с «Ромео и Джульеттой» он пишет оперу об украинском колхозе — «Семен Котко» и «Ленинскую кантату». Круг друзей Прокофьевых катастрофически редеет – этот пропал без вести, другой арестован, третий расстрелян или объявлен шпионом.

Мировая премьера балета "Ромео и Джульетта" состоялась в 1938 году, но не в России, а в Чехословакии в городе Брно. Балет поставил хореограф Иво Псота, он же танцевал и партию Ромео. Роль Джульетты исполнила чешская танцовщица Зора Шемберова.  Спектакль  в одном акте имел оглушительный успех, после чего Советский Союз решил незамедлительно поставить этот спектакль на сцене Кировского театра.
Прокофьев. Монтекки и Капулетти
Главные партии исполняли Галина Уланова и Константин Сергеев. Роль Джульетты стала для Улановой своего рода визитной карточкой, хотя поначалу она никак не воспринимала музыку Прокофьева для балета. .
Вокруг балета разгорелись нешуточные страсти. Новаторская «небалетная» музыка Прокофьева вызывала со стороны артистов и музыкантов настоящее сопротивление. Первые не могли привыкнуть к новой ритмике, а вторые так опасались провала, что даже отказывались играть на премьере — за две недели до спектакля. В творческом коллективе даже родилась шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Хореограф Леонид Лавровский просил Прокофьева изменить партитуру. После дискуссий композитор все-таки дописал несколько новых танцев и драматических эпизодов. Новый балет значительно отличался от того, который ставили в Брно.
Джульетта - Галина Уланова. Ромео - Юрий Жданов. 1954 г.
В 1938 году на экраны страны вышел фильм Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой Сергея Прокофьева. Отзывы от фильма были самыми восторженными, и все рецензенты отмечали, что музыка Прокофьева – это не просто иллюстрация к кинокадру, а симфоническое воплощение воинской Руси.
  • Прокофьев - Вставайте, люди русские!
Кадры из фильма "Александр Невский"
Первые годы в СССР стали временем творческого взлета композитора. Один за другим появляются три инструментальных концерта , оратории, пьесы для фортепиано, а в 1939 году Прокофьев пишет кантату «Здравица» к 60-летию вождя. 

Что это? Заказ? Желание угодить вождю? Или самые искренние чувства, побудившие создать это посвящение?

По этому поводу вот что писал в своих дневниках Святослав Рихтер: «….С принципами Прокофьев был не в ладах, вполне мог писать на заказ, например, «Здравицу». Но музыка гениальная. Он делал это с какой-то благородной аморальностью. «Сталин?» Какой Сталин? Ну да, а почему бы и нет? Я все умею, даже такое….»

"Здравица"
Балетный ряд Прокофьева продолжает  изумительная «Золушка», написанная во время Войны.
Прокофьев Вальс из балета Золушка
Но путь "Золушки" на сцену тоже был непростым. Майя Плисецкая рассказывала: «Перед премьерой "Золушки" театр накалился добела. Музыка, зазвучавшая на планете впервые, была непривычна. Оркестранты, то ли от лености, то ли от испорченности марксистскими догмами – что искусство принадлежит народу, – почти взбунтовались против Прокофьева….

Прокофьев ходил на все репетиции и, двигая желваками, интеллигентно молчал. Мне его жалко было. Нелегко, наверное, это все вынести».

И снова работа, работа, работа…

В 1938 году Сергей Прокофьев отдыхал в Кисловодске. Оттуда он буквально в первые дни написал жене: «Здесь за мной увивается очаровательная иудейка, но ты не подумай ничего плохого…». Иудейкой оказалась Мира Мендельсон студентка филологического факультета.
С. Прокофьев и Мира Мендельсон
Лина даже не напряглась, а зря. Перед преследованиями Миры Мендельсон Прокофьев не устоял. Мало того – курортный роман перерос в нечто большее. В 1941 году Прокофьев ушёл из семьи.
С Мирой Мендельсон.
Либретто для оперы "Война и мир" будет написано ею.
Сердце Каролины разрывалось на части, но она и виду не показала — ни слёз, ни скандалов, ни просьб. Она продолжала любить мужа, и была уверена, что их разрыв – временный. К сожалению этого не произошло. Но, когда через несколько лет Прокофьев заговорил о разводе, она встала на дыбы. Остаётся только догадываться, была ли это уязвлённая гордость, любовь или опасения за участь свою и детей.

Прокофьеву же знающие люди объяснили, что брак, зарегистрированный в Баварии, в СССР считается недействительным, а значит – он может жениться спокойно. 15 января 1948 года он это и сделал. Не прошло и месяца после этой свадьбы, как Лину Кодину арестовали и приговорили к 20 годам лагерей за шпионаж (?)
"Казус" Прокофьева - две жены.
А здоровье композитора к концу 1940-х годов сильно ухудшилось . Он почти не выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но все равно продолжал работу – писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и умер  5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза.

Умер в один день со Сталиным. Похороны были более, чем скромными, потому что весь народ скорбел по смерти вождя, а до композитора не было никакого дела.

В 1956 году Лина вернулась с Колымы. После смерти Сталина, брак между Линой и Прокофьевым признали законным, поэтому ей и сыновьям досталось практически всё имущество композитора. В 77 лет она уехала из Советского Союза на Запад и не вернулась.
91-й день рождения. С сыновьями.
В Лондоне в 1983 году она основала Фонд Сергея Прокофьева, куда передала свой обширный архив, включавший переписку с мужем. Свой последний, 91-й день рождения, она отпраздновала больнице в Бонне со своими сыновьями. Смертельно больная женщина даже пригубила шампанского.

Она ушла из жизни 3 января 1989 года в клинике имени Уинстона Черчилля в Лондоне. Записи с пением сопрано Лины Люберы не сохранились.

Творческое наследие Сергея Прокофьева огромно! Он работал во всех жанрах и очень успешно. Много музыки написано специально для детей: Симфоническая сказка «Петя и волк» (музыкальная история, рассказанная Симфоническим оркестром), сборник «Детская музыка». 
Его фортепианные сонаты и Концерты пианисты уже давно стали включать в программы международных конкурсов.
А еще он прекрасно играл в шахматы с самого детства. Рояль и шахматы всегда были рядом.

P.S. К моему великому сожалению, в формат заметки невозможно включить хотя бы часть музыкального наследия композитора. Но можно воспользоваться YouTube, где при желании можно найти произведения Прокофьева в любых жанрах.
#композиторы
Гении. Сергей Прокофьев

Комментарии

  • 23 апр 2021 10:13
    Я совсем недавно в этой группе и рада, что её тематическая направленность максимально отвечает моим интересам. Восхищает тщательная разработка тем. их полноценное раскрытие. стиль подачи материала. Спасибо за очередной экскурс в мир искусства!
  • 23 апр 2021 12:16
    Уважаемая Ольга!  Администрация Группы выражает  Вам  признательность за приятный отзыв.  Создавая группу  , мы изначально ставили перед
    собой цель, что, в группе не будет  "просто" картинок, анекдотов, видео
    с коротким текстом, цитат, стихов (без истории). Мы стремимся к тому, чтобы дать возможность читателям ПОЗНАВАТЬ (а не УЗНАВАТЬ) Мир во всем его многообразии, и радуемся, когда у нас появляются единомышленники.
  • 23 апр 2021 13:36
    Спасибо за внимание. с которым Администрация отнеслась к моему отзыву. Я совершенно искренно восхищаюсь позицией создателей Группы, а также приоритетами Группы. Желаю дальнейших успехов и удовлетворения результатами своей деятельности!
  • 23 апр 2021 15:09
    Людмила, с большим удовольствием прочла эссе о Прокофьеве - личности незаурядной и сложной. Хорошо знаю его музыку.   А вот пьеса "Наваждение"    - новое для меня. И сама пьеса и техника исполнения пианистки Гульнары Курамбаевой просто потрясли.  Действительно, наваждение. Спасибо огромное !
  • 24 апр 2021 18:51
    Огромное спасибо за превосходный материал!
  • 29 апр 2021 11:30
    Всегда очень интересно! Большое спасибо вам за работу вашу. Возникает один вопрос:<<Почему гении уходят рано? >>
  • 5 сен 2021 22:30
    Большое спасибо!!! Очень интересно!!!