Комментарии
- 7 июл 2021 23:20Валентина АрхангельскаяДобродетели... в истории памяти народной.
- 8 июл 2021 06:41Констанция БНастоящее благородство и душевная щедрость , доброта и высочайшая культура. Гордость России.
- 8 июл 2021 14:32Гульнази БайбуринаОбразованнейший человек, аристократ с большим сердцем, так много сделавший для процветания искусства и культуры Российского государства. Очень трогательная история любви. Замечательно, что его деяния до сих пор служат народу. Спасибо за очерк.
- 9 июл 2021 05:03Надежда Чебулаева
- 22 июл 2021 20:10Наталья Янчаускене
- 30 авг 2021 23:04Галина Павловна Ахунова (Непомнящая)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ТВОРИТЬ ДОБРО
К Дню рождения графа НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА ШЕРЕМЕТЕВА
8 июля 2021 года исполнилось 270 лет со дня рождения этого незаурядного человека, театрального деятеля, покровителя искусств, коллекционера музыканта, мецената и благотворителя.Имя Николая Петровича Шереметева, представителя знатнейшего российского рода, тесно связано с усадьбой «Кусково».
Его отец – Пётр Борисович, глава рода Шереметевых – стал обладателем одного из самых больших состояний в стране, выгодно женившись на дочери видного государственного деятеля, канцлера России – князя А. М. Черкасского.
В своё время Пётр Борисович был широко известен как меценат и покровитель искусства. В принадлежавших ему дворцах Санкт-Петербурга и Москвы хранились ценнейшие коллекции живописи, фарфора и ювелирных изделий. Однако его главную славу составлял домашний театр, представления которого посещали порой даже члены царствовавшего Дома.
Молодой Шереметев выступал в домашнем театре отца, и в возрасте 14 лет он даже исполнил партию бога Гименея, которую до этого исполнял цесаревич Павел.
Шереметев-младший с детства воспитывался при дворе Екатерины II, вместе с будущим императором Павлом I. Будучи товарищем по детским играм, он был дружен с наследником на всю жизнь, и благодаря этому впоследствии имел много привилегий.
Однако, также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Удивительно, но Николай Шереметев одним из последних видел Павла I живым накануне убийства (разделил с ним его последний ужин в Михайловском замке) и впоследствии искренне горевал о его кончине.
В 1769 году граф совершил длительное путешествие по Европе. Он обучался в Лейденском университете в Голландии, попутно изучал театральное дело, декорационное, сценическое и балетное искусство.
Как представитель знатнейшего и богатейшего российского рода он был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии.
Вращаясь в высших кругах европейского общества, он знакомился со многими известными людьми того времени, среди которых были знаменитые композиторы Гендель и Моцарт.
Находясь заграницей Николай Петрович основательно усовершенствовался в игре на фортепиано, виолончели и скрипке – инструментах, владению которыми обучался с детства.
Вернувшись в Россию, он сразу получил должность директора Московского банка и «осел» подальше от Петербурга - в провинциальной, патриархальной Москве.
Дело в том, что Екатерина II, как известно, не благоволила людям, близким наследнику Павлу Петровичу. Опасаясь нового дворцового переворота, императрица стремилась удалить от двора тех вельмож, которым Павел мог доверять и на поддержку которых мог бы рассчитывать в своём стремлении создать оппозицию державной маменьке.
Однако графа это ничуть не огорчило. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково. Он создал театр, конкурировать с которым не мог ни один из известных крепостных театров того времени.
Театр Шереметева отличался своими декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами.
Его крепостные актрисы, набранные по родовым деревням, получали настоящее образование и воспитание. Лучшие европейские наставники учили их не только сценическим искусствам, но и языкам иностранным, наукам, светскому обращению.
Так что вчерашние Акульки да Малашки, в образованности своей могли соперничать с дамами-аристократками, пришедшими на останкинский спектакль.
В 1796 году на царский престол восходит Павел I – друг детства, и в жизни графа Шереметева наступают значительные перемены. В мгновение ока Николай Петрович становиться обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране.
Рассказывают, что первым приказом новоявленного императора был приказ срочно разыскать и возвратить ко двору его наперсника – графа Николая Шереметьева. Но такой поворот фортуны Николая Петровича не обрадовал. По характеру своему это был добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. А тут он вновь превратился в игрушку в руках своенравного и взбалмошного самодержца, оказался буквально прикован к брегам Невы, не имея возможности заниматься любимым делом, приезжать в Останкино и Кусково, ставить новые спектакли, лично контролировать свою труппу.
В 1799 году Шереметева назначили директором императорских театров, а затем директором Пажеского корпуса.
Милости и почести сыпались на придворного, как из рога изобилия. За свою многогранную деятельность при дворе граф не раз награждался русскими и иностранными орденами, ему жаловались звания, имения, различные привилегии.
Но не почестей и славы жаждал Николай Петрович от своего государя. Как это ни парадоксально, самым горячим желанием императорского фаворита в эти годы было устроить свою личную, семейную жизнь…Дело в том, что к 45 годам Николай Шереметев был еще не женат.
И вот тут начинается самая романтическая история. В его жизни появилась Параша Ковалева, крепостная актриса
Когда в 1773 году после четырехлетнего путешествия граф вернулся в Россию и посетил Кусково, управляющий крепостным театром представил ему молодых талантливых воспитанниц и среди них граф впервые увидел юную и прекрасную Парашу Жемчугову.
Параша Ковалева попала в театр неожиданно для себя и родных. Когда ей было девять лет, родители отправили ее в поле собирать лечебные травы. За этим занятием девочка пела, это случайно услышал кто-то из приближенных графа, и певунью немедленно забрали в имение. Родных никто не спрашивал – много чести для крепостных. Фамилию Жемчугова ей выбрал граф Петр Борисович (отец), который любил давать своим артистам фамилии созвучные драгоценным камням: Жемчугова, Бирюзова, Бриллиантовый…..
«Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен» — написал Николай Шереметев в одном из писем. Любовь с первого взгляда в скором времени сделалась постоянной и единственной страстью Николая Петровича. Завидный жених (после смерти отца ему досталось громадное наследство: 200 тысяч крепостных, многочисленные имения — чуть ли не миллион десятин земли), Шереметев будет упорно отвергать самых родовитых московских невест.
Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф раз и навсегда для себя решит: «Никогда и ни на ком, кроме Прасковьи, не женюсь». Условности и понятие о дворянской чести и достоинстве не давали Шереметеву возможности жениться на Жемчуговой, их брак был предельно невозможен, он — обер-гофмаршал императорского Двора, она — его крепостная, да еще и актриса!
Да, у нее было прекрасное музыкальное образование, блестящее владение иностранными языками, внешнее изящество и какая-то светлая красота, хотя, наверное, красивой ее назвать было нельзя. Молодых людей объединяла тождественность душ. Но гармоничная, тонкая Жемчугова по своему земному статусу стояла все же ниже его.
Шереметев дал обет – если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком. После смерти отца Николай Петрович открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке.
Кусковский парк
Все знали об их отношениях – никто не осуждал. В те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных распространялись повсеместно. А заподозрить Прасковью Жемчугову в каком-либо корыстном интересе было бы почти кощунственно – настолько непорочным был весь ее образ.
Граф же страшно тяготился осознанием вины перед своей возлюбленной .
К тому времени у Прасковьи обострился наследственный туберкулез. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова оставалась простой содержанкой – и горечь этого положения убивала ее.
Воспользовавшись государевой благосклонностью (и присочинив легенду о Прасковье Ковалевской из рода польских шляхтичей!), Николай Петрович удостоился во всех смыслах царского подарка – Александр I подписал специальный эдикт, дававший право графу Шереметеву жениться на Прасковье Жемчуговой.
3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына, наследника несметных шереметьевских богатств. Шереметев немедленно изолировал ребенка, чтобы предотвратить возможность заражения его туберкулезом. Матери лишь издали показывали сына.
Граф собрал самых знаменитых врачей, ничего не жалел, но коварная болезнь оказалась сильней. 23 февраля 1803 года Прасковья Ивановна скончалась. Похороны тоже были почти тайными, в последний путь знаменитую актрису провожали в основном крепостные актеры, ее товарищи по сцене. Среди провожающих был архитектор Джакомо Кваренги, который преклонялся перед ее выдающимся дарованием.
Похоронена Прасковья Ивановна в Александро-Невской лавре, на могильной плите эпитафия:
Храм добродетели душа ее была,
Мир, благочестие и вера в ней жила,
В ней чистая любовь,
В ней дружба обитала...
Умирая, Параша наказывала Шереметеву заботиться о бедных. Оделять бесприданниц состояниями, строить больницу.
Только этим Николай Петрович и занимался. Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского – в сущности, заслуга Параши Жемчуговой. Ведь раньше он был cтранноприимным домом, открытым Шереметевым. Это было одно из первых заведений в России, где бесплатно оказывали медицинскую помощь бедным и сиротам.
По завещанию Прасковьи Ивановны Шереметевой были определены пособия для неимущих невест, для нуждающихся ремесленников и их семей, определялись также средства на выкуп должников из тюрем и на погребение бедных.
Граф пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.
Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь бедным.
«…Хоронили в простом гробу известного своей благотворительностью графа Н.П.Шереметева. По воле усопшего, все деньги, которые должны были пойти на богатое погребение, примерное его званию и большому богатству, были розданы бедным». (из мемуаров очевидца).
Похоронены Прасковья Ивановна и Николай Петрович в Петербурге, в Александро-Невской лавре, в фамильной усыпальнице графов Шереметевых.
Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться потомки.
Завершить повествование хочется строками из завещания Н.П.Шереметева.
«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба"
Р.S. В Доме-музее в Кусково хранится собственноручная вышивка графини Прасковьи Ивановны Шереметевой. На вышивке 22 цветка, каждый цветок означает год совместной жизни Николая Петровича и Прасковьи. Последние три года вышиты золотом: 1800 год обручения, 1801 год венчания, 1802 год она носит под сердцем сына графа.
#ЛичностиВИстории