27 июл 2021
"ЛОУРЕНС ОЛИВЬЕ БАЛЕТА"
- так назвала английская публика МАРИСА ЛИЕПУ после гастролей Большого театра в Лондоне. (Прим.: Лоуренс Оливье - британский артист театра и кино. Один из крупнейших актеров XX века, репертуар которого включал в себя как античную драму Уильяма Шекспира, так и современные американские пьесы).27 июля 1936 года родился выдающийся танцовщик XX столетия
В искусстве есть особые, «звездные» личности, которые помимо выдающегося таланта наделены невероятным трудолюбием, творческой силой, обаянием и каким-то внутренним светом. Всем этим обладал Марис Лиепа. Его фантастическая карьера знала и головокружительный взлет, и всемирную славу, и падение, и неожиданно раннюю смерть.Танцевать на одной из лучших сцен мира, в Большом театре в начале его творческого пути было мечтой. Она сбылась, но не сразу и не так быстро...
Уже будучи артистом Большого театра в течение многих сезонов Лиепа исполнил все ведущие классические и современные партии в балетах «Корсар», «Лебединое озеро», «Баядерка»…, но знаковой ролью стала партия Красса в балете «Спартак». Это был, несомненно, взлет и пик в его карьере. Роль подчеркнула неожиданные оттенки в его творческой индивидуальности.
Из воспоминаний М. Лиепы:
«Красс, действительно, все перепутал. Счастье, что эта роль пришлась на пору моей творческой зрелости. Для создания образа мне понадобилась вся палитра красок предыдущих спектаклей: темперамент Ромео, походка Принца, мужество Ферхада... Для меня Красс не может существовать однозначно, лишь плакатно отрицательным. Чем сложнее и умнее Красс, тем величественнее и значимее в спектакле фигура Спартака, тем сложнее единоборство героев и ярче драматургическое развитие образов».
«Танец – это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух».
«Красс, действительно, все перепутал. Счастье, что эта роль пришлась на пору моей творческой зрелости. Для создания образа мне понадобилась вся палитра красок предыдущих спектаклей: темперамент Ромео, походка Принца, мужество Ферхада... Для меня Красс не может существовать однозначно, лишь плакатно отрицательным. Чем сложнее и умнее Красс, тем величественнее и значимее в спектакле фигура Спартака, тем сложнее единоборство героев и ярче драматургическое развитие образов».
«Танец – это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух».
Марис Лиепа в роли Красса. Фильм-балет "Спартак".1977. Фрагмент.
"Спартак" – это мужской спектакль.... Балет писался Хачатуряном для Кировского театра, где и был поставлен в 1956 году Леонидом Якобсоном. В Большом театре первую версию “Спартака” в 1958 году поставил Игорь Моисеев, и она имела громкий успех. Но эти спектакли больше походили на «сцены из римской жизни», поскольку в основном были построены на пантомиме.
И вот в 1968 году молодой хореограф Юрий Григорович предлагает свою версию, которая сильно отличается от предыдущих постановок.
И вот в 1968 году молодой хореограф Юрий Григорович предлагает свою версию, которая сильно отличается от предыдущих постановок.
Его «Спартак» в один момент перечеркнул все устоявшиеся стереотипы и представления о героико-романтическом жанре в балете, его образном строе, взаимоотношениях героя и кордебалета.
Три главных составляющих: режиссерский и драматургический дар, танцующие главные герои и великая труппа Большого театра – позволили Юрию Григоровичу создать сценический шедевр своего времени. Это был действительно шедевр. Вся Москва только и говорила об этом спектакле. Хореограф сумел отсечь второстепенное и обострить конфликт двух антагонистов - Спартака и Красса – заставил их ТАНЦЕВАТЬ!
«Текст балета» был создан на психику, тела и исключительно технические данные артистов.
«Текст балета» был создан на психику, тела и исключительно технические данные артистов.
Vladimir Vasiliev, Maris Liepa - Spartacus - the duel
Классический танец предстал во всем блеске и разнообразии, став основным средством выразительности. Он царил в монологах, дуэтах, массовых сценах — виртуозный и мощный, проникнутый чувством и мыслью. Для каждого из четырех героев (Спартак, Красс, Фригия и Эгина) балетмейстер придумал развернутую танцевальную характеристику.
Спартак, адажио. М. Плисецкая и М. Лиепа 1971 г.
«Спартак» - это зрелище! Балет в точности передает атмосферу того времени: жестокую и романтичную, трагическую и чувственную, эпоху блистательного упадка Рима.
Владимир Васильев и Марис Лиепа получили свои главные роли в 28 и 32 года. Это были зрелые артисты на пике технического мастерства. В балете есть пословица – «когда приходит опыт, уходит прыжок», а тут все совпало – и опыт и техническая оснащенность! Лиепа был старше Васильева на 4 года и уже успел станцевать Спартака у Якобсона. Сначала оба репетировали Спартака, а роль Красса должен был исполнять танцовщик Левашов. Но в ходе репетиций определилось, что Спартака будет танцевать Васильев, а Красса – Лиепа.
Сочиняя очень точный «текст» для Красса, Григорович не навязывал артисту ничего «чужого», не «загонял» его в заранее отлитые формы, а всегда шел от индивидуальности танцовщика. Он искал трактовку Красса, исходя конкретно из данных Лиепы.
Владимир Васильев и Марис Лиепа получили свои главные роли в 28 и 32 года. Это были зрелые артисты на пике технического мастерства. В балете есть пословица – «когда приходит опыт, уходит прыжок», а тут все совпало – и опыт и техническая оснащенность! Лиепа был старше Васильева на 4 года и уже успел станцевать Спартака у Якобсона. Сначала оба репетировали Спартака, а роль Красса должен был исполнять танцовщик Левашов. Но в ходе репетиций определилось, что Спартака будет танцевать Васильев, а Красса – Лиепа.
Сочиняя очень точный «текст» для Красса, Григорович не навязывал артисту ничего «чужого», не «загонял» его в заранее отлитые формы, а всегда шел от индивидуальности танцовщика. Он искал трактовку Красса, исходя конкретно из данных Лиепы.
Вот что по этому поводу говорит балерина Екатерина Максимова: «Если бы Григорович работал над этим образом не с Лиепой, то, я уверена, решил бы образ иначе.
Когда Григорович начинал, у него был немного другой замысел. А Лиепа подтолкнул мысль балетмейстера в ином направлении. Тут, по-моему, заслуга балетмейстера в том, что он увидел индивидуальность актера и выявил ее, и счастье актера, что он имеет индивидуальность, которая дает толчок мысли».
Когда Григорович начинал, у него был немного другой замысел. А Лиепа подтолкнул мысль балетмейстера в ином направлении. Тут, по-моему, заслуга балетмейстера в том, что он увидел индивидуальность актера и выявил ее, и счастье актера, что он имеет индивидуальность, которая дает толчок мысли».
Каким будет Красе в новом спектакле, сразу представить себе было невозможно. Лиепе интересно работалось с Григоровичем: мысль балетмейстера будила, зажигала творческое воображение танцовщика.
Например, бой второго акта между Крассом и Спартаком ставился без исполнителя заглавной партии, без массовки. Здесь Лиепа был Крассом, а Григорович — Спартаком! Григорович замечательно показывал все то, что сочинил, Лиепа «примерял» предложенный рисунок, варьировал, добавлял.
Готовя роль, Лиепа долго изучал римские статуи, а дома у него появился найденный у антикваров мраморный горельеф гордого патриция, работы о Древнем Риме и другие материалы. Все эмоционально, все до предела продуманно. Даже стиль эпохи можно было увидеть, например, в посадке головы Лиепы-Красса.
Например, бой второго акта между Крассом и Спартаком ставился без исполнителя заглавной партии, без массовки. Здесь Лиепа был Крассом, а Григорович — Спартаком! Григорович замечательно показывал все то, что сочинил, Лиепа «примерял» предложенный рисунок, варьировал, добавлял.
Готовя роль, Лиепа долго изучал римские статуи, а дома у него появился найденный у антикваров мраморный горельеф гордого патриция, работы о Древнем Риме и другие материалы. Все эмоционально, все до предела продуманно. Даже стиль эпохи можно было увидеть, например, в посадке головы Лиепы-Красса.
Спектакль имел оглушительный успех, Лиепа – Красс так и остался неповторимым.
В жизни сам Лиепа во всем старался соответствовать статусу "ослепительной звезды". Ему очень шли длинные шубы и собольи шапки, через плечо висели баулы, сшитые на заказ из натуральной кожи великолепной выделки. Передвигался по столице артист исключительно на автомобилях дорогих иностранных марок.
В жизни сам Лиепа во всем старался соответствовать статусу "ослепительной звезды". Ему очень шли длинные шубы и собольи шапки, через плечо висели баулы, сшитые на заказ из натуральной кожи великолепной выделки. Передвигался по столице артист исключительно на автомобилях дорогих иностранных марок.
А родился Марис Лиепа в 1936 году. Он рос слабеньким и болезненным ребенком. Постоянно преследовали простуды. Мальчик хотел плавать в бассейне или играть в футбол, но отец решил иначе и отдал его в специализированный балетный класс при хореографическом училище Риги.
Выбор отца не нравился Марису, и он часто пропускал уроки. Но тут вмешалась мама, которая убедила сына, что начатое дело нужно доводить до конца, доказывая свою состоятельность.
К тринадцати годам юный танцор уже не только принимал участие в детских спектаклях, но и танцевал в «Дон Кихоте», исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», блестяще играл шута в «Ромео и Джульетте» и половецкого мальчика в «Князе Игоре» на сцене Рижского театра.
К тринадцати годам юный танцор уже не только принимал участие в детских спектаклях, но и танцевал в «Дон Кихоте», исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», блестяще играл шута в «Ромео и Джульетте» и половецкого мальчика в «Князе Игоре» на сцене Рижского театра.
Спустя три года Марис Лиепа получил приглашение продолжить обучение в Москве, которое он с радостью и благодарностью принял. Однако в столичном училище ему не предоставили стипендии, поэтому родители были вынуждены продать дачный домик, чтобы сын мог учиться в престижном столичном вузе. Учился он блестяще, и окончил училище с отличием. На выпускном экзамене Марис Лиепа исполнил главную партию в балете «Щелкунчик».
Однако в Москве его не оставили, и только спустя несколько месяцев после окончания училища он вернулся в Москву для участия в декаде латышского искусства и литературы. И тут вмешался «его величество случай». Молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая, и по ее рекомендации Мариса пригласили на гастроли в Будапешт в составе труппы ГАБТ.
Однако в Москве его не оставили, и только спустя несколько месяцев после окончания училища он вернулся в Москву для участия в декаде латышского искусства и литературы. И тут вмешался «его величество случай». Молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая, и по ее рекомендации Мариса пригласили на гастроли в Будапешт в составе труппы ГАБТ.
Затем в жизни танцовщика появился Музыкальный театр, на сцене которого Лиепа стал поистине знаменитым. На его выступления люди покупали билеты, поджидали своего кумира у служебного входа, в надежде получить автограф. Но получив такую популярность, Марис не забывал о своей заветной мечте – Большом театре.
Мечта сбылась, и главный балетмейстер Михаил Лавровский пригласил его в труппу Большого. Очень скоро он уже был занят практически во всех самых известных и прославленных постановках. Его партнершами были самые известные балерины.
Мечта сбылась, и главный балетмейстер Михаил Лавровский пригласил его в труппу Большого. Очень скоро он уже был занят практически во всех самых известных и прославленных постановках. Его партнершами были самые известные балерины.
Plisetskaya and Liepa in Legend of Love (1965)
Фрагмент из балета А.Меликова "Легенда о любви".
Личная жизнь танцовщика была насыщенной и бурной. Четыре брака. Свой первый брак заключил с легендой сцены Майей Плисецкой в 1956 году. На тот момент ему было 20 лет, а ей – 31 год. Но семейный союз продлился всего три месяца. Про этот брак оба не любили вспоминать.
Актриса Маргарита Жигунова стала второй женой Мариса Лиепы. Они познакомились с ней на съемках фильма «Илзе». Бурный роман закончился оформлением брака, в котором появились дети: Илзе и Андрис, ставшие известными в мире артистами балета.
Личная жизнь танцовщика была насыщенной и бурной. Четыре брака. Свой первый брак заключил с легендой сцены Майей Плисецкой в 1956 году. На тот момент ему было 20 лет, а ей – 31 год. Но семейный союз продлился всего три месяца. Про этот брак оба не любили вспоминать.
Актриса Маргарита Жигунова стала второй женой Мариса Лиепы. Они познакомились с ней на съемках фильма «Илзе». Бурный роман закончился оформлением брака, в котором появились дети: Илзе и Андрис, ставшие известными в мире артистами балета.
Третьей женой стала балерина Нина Семизорова, роман с которой начался в одной из зарубежных поездок. По возвращении Марис уходит из семьи и женится на девушке младше его на 20 лет. Но и эта семья распалась в 1985 году.
Четвертой (гражданской) женой Лиепы стала Евгения Шульц, работавшая художником по костюмам. От этого союза родилась дочь Мария, но поскольку в те времена признание незаконнорожденного ребенка знаменитостью было равносильно краху карьеры, Лиепа долгие годы не афишировал существование младшей дочери.
Кроме того в жизни танцовщика была еще Галина Брежнева, дочь Генсека.
Марис был младше ее на 11 лет. Но Галина влюбилась в него. Яркая индивидуальность, прибалтийская сдержанность, почти сухость, покорили женщину. Она посещала все его спектакли, отправляла шикарные корзины цветов, делала ему царские подарки…
Марис был младше ее на 11 лет. Но Галина влюбилась в него. Яркая индивидуальность, прибалтийская сдержанность, почти сухость, покорили женщину. Она посещала все его спектакли, отправляла шикарные корзины цветов, делала ему царские подарки…
Пять лет Галина страдала по нему, а, он просто увлекся симпатичной женщиной. Кроме того, роман с дочерью Генсека придавал его имиджу особую пикантность, льстил тщеславию и служил отличной рекламой. И еще Лиепа не гнушался пользоваться ее положением и связями.
Услышав его жалобы на дефицит в советских магазинах Галина с открытой душой бежала в ГУМ и покупала подарки к празднику жене и детям. Это она помогла ему получить огромную квартиру в Брюсовом переулке, в доме, где проживали только звезды первой величины. Существует версия, что она
лично хлопотала перед отцом, чтобы артистам Большого вручили Ленинскую премию за "Спартака".
Точку в их отношениях Марис поставил так же виртуозно, как и исполнял свои па на сцене. Естественно, обиженная женщина не могла это так оставить. Вскоре у Лиепы начались проблемы в Большом. Связаны ли они с этой историей или нет, остается догадываться.
А вскоре состоялась размолвка с Юрием Григоровичем. Лиепа позволил себе высказаться с критикой об уровне мастерства Юрия Григоровича как хореографа. Балетмейстер обиды не простил. Танцовщику стали давать роли только в старых спектаклях, а в новых постановках ему не находилось места. За последующие 14 лет Лиепа только 4 раза был задействован в новых постановках.
Что на самом деле было причиной их неприязни – не знает даже сын танцовщика Андрис Лиепа: «Когда спрашивал у Юрия Николаевича об этом, у него зубы скрипели. А когда обращался с этим вопросом к отцу, он отвечал: «Андрис, если бы знал, я бы тебе сейчас прямо и ответил».
В 1982 году 46-летний Лиепа станцевал Красса в последний раз. И хотя зрители аплодировали стоя, его отправили на пенсию по причине «профнепригодности» (?).
Услышав его жалобы на дефицит в советских магазинах Галина с открытой душой бежала в ГУМ и покупала подарки к празднику жене и детям. Это она помогла ему получить огромную квартиру в Брюсовом переулке, в доме, где проживали только звезды первой величины. Существует версия, что она
лично хлопотала перед отцом, чтобы артистам Большого вручили Ленинскую премию за "Спартака".
Точку в их отношениях Марис поставил так же виртуозно, как и исполнял свои па на сцене. Естественно, обиженная женщина не могла это так оставить. Вскоре у Лиепы начались проблемы в Большом. Связаны ли они с этой историей или нет, остается догадываться.
А вскоре состоялась размолвка с Юрием Григоровичем. Лиепа позволил себе высказаться с критикой об уровне мастерства Юрия Григоровича как хореографа. Балетмейстер обиды не простил. Танцовщику стали давать роли только в старых спектаклях, а в новых постановках ему не находилось места. За последующие 14 лет Лиепа только 4 раза был задействован в новых постановках.
Что на самом деле было причиной их неприязни – не знает даже сын танцовщика Андрис Лиепа: «Когда спрашивал у Юрия Николаевича об этом, у него зубы скрипели. А когда обращался с этим вопросом к отцу, он отвечал: «Андрис, если бы знал, я бы тебе сейчас прямо и ответил».
В 1982 году 46-летний Лиепа станцевал Красса в последний раз. И хотя зрители аплодировали стоя, его отправили на пенсию по причине «профнепригодности» (?).
В марте 1982 года его самым бесцеремонным образом уволили из Большого театра, где он проработал два десятка лет. Лиепа узнал об этом случайно, когда утром пришел в театр и увидел на доске объявлений приказ о собственном увольнении.
Марис посчитал это чьей-то неудачной шуткой, пришел в театр, однако вахтеры его внутрь не пустили. Его – народного артиста СССР, отдавшего Большому театру более 20 лет жизни.
Это сильно подкосило танцовщика, который все еще был полон сил и энергии. Конечно, он не остался без работы – его пригласили руководить балетом Софийской народной оперы в Болгарии, он занимался педагогической деятельностью и писал статьи. Кроме того, продолжал сниматься в кино, куда пришел еще в 1969 году. Однако Лиепа был лишен самого главного – любимого дела.
Марис посчитал это чьей-то неудачной шуткой, пришел в театр, однако вахтеры его внутрь не пустили. Его – народного артиста СССР, отдавшего Большому театру более 20 лет жизни.
Это сильно подкосило танцовщика, который все еще был полон сил и энергии. Конечно, он не остался без работы – его пригласили руководить балетом Софийской народной оперы в Болгарии, он занимался педагогической деятельностью и писал статьи. Кроме того, продолжал сниматься в кино, куда пришел еще в 1969 году. Однако Лиепа был лишен самого главного – любимого дела.
Марис Лиепа в фильме ""Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается" (СССР, 1986 г.)
Артиста охватила депрессия, он запил. Ушел от Нины Семизоровой и вернулся к своей гражданской жене Евгении Шульц, которая сама растила дочь Машу, и которая до конца дней Лиепы была рядом с ним. 26 марта 1989 года случилась трагедия — Марис Эдуардович в возрасте 52 лет скоропостижно умер.
Мариса Лиепу похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Но и на Рижском кладбище есть могила, где похоронены его родители, и добавлена плита, на плите начертано «Марис Лиепа, который вдали».
Марис Лиепа - человек-легенда, один из артистов "золотого века" балета Большого театра. Его жизнь на сцене и вне ее была сложной, насыщенной, порой непредсказуемой, зато яркой и запоминающейся.
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
И мужик классный во всех эпостасях !!!
Браво !!!!!
А его партия в Спартаке —- это настоящий Красс !!!!
Вихрь !!!!
Рано ушёл ! Рано !!!!!