"ЛОУРЕНС ОЛИВЬЕ БАЛЕТА"

- так назвала английская публика МАРИСА ЛИЕПУ после гастролей Большого театра в Лондоне. (Прим.: Лоуренс Оливье - британский артист театра и кино. Один из крупнейших актеров XX века, репертуар которого включал в себя как античную драму Уильяма Шекспира, так и современные американские пьесы).

27 июля 1936 года родился выдающийся танцовщик XX столетия

В искусстве есть особые, «звездные» личности, которые помимо выдающегося таланта наделены невероятным трудолюбием, творческой силой, обаянием и каким-то внутренним светом. Всем этим обладал Марис Лиепа. Его фантастическая карьера знала и головокружительный взлет, и всемирную славу, и падение, и неожиданно раннюю смерть.

Танцевать на одной из лучших сцен мира, в Большом театре в начале его творческого пути было мечтой. Она сбылась, но не сразу и не так быстро...
М. Лиепа - Хиггинс из балета "Галатея"
М. Лиепа - Красс из балета "Спартак"
Уже будучи артистом Большого театра в течение многих сезонов Лиепа исполнил все ведущие классические и современные партии в балетах «Корсар», «Лебединое озеро», «Баядерка»…, но знаковой ролью стала партия Красса в балете «Спартак». Это был, несомненно, взлет и пик в его карьере. Роль подчеркнула неожиданные оттенки в его творческой индивидуальности.
Фрагмент из балет "Спартак".
Из воспоминаний М. Лиепы:
«Красс, действительно, все перепутал. Счастье, что эта роль пришлась на пору моей творческой зрелости. Для создания образа мне понадобилась вся палитра красок предыдущих спектаклей: темперамент Ромео, походка Принца, мужество Ферхада... Для меня Красс не может существовать однозначно, лишь плакатно отрицательным. Чем сложнее и умнее Красс, тем величественнее и значимее в спектакле фигура Спартака, тем сложнее единоборство героев и ярче драматургическое развитие образов».
«Танец – это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух».
Марис Лиепа в роли Красса. Фильм-балет "Спартак".1977. Фрагмент.
"Спартак" – это мужской спектакль.... Балет писался Хачатуряном для Кировского театра, где и был поставлен в 1956 году Леонидом Якобсоном. В Большом театре первую версию “Спартака” в 1958 году поставил Игорь Моисеев, и она имела громкий успех. Но эти спектакли больше походили на «сцены из римской жизни», поскольку в основном были построены на пантомиме.

И вот в 1968 году молодой хореограф Юрий Григорович предлагает свою версию, которая сильно отличается от предыдущих постановок.
Хореограф Юрий Григорович
Его «Спартак» в один момент перечеркнул все устоявшиеся стереотипы и представления о героико-романтическом жанре в балете, его образном строе, взаимоотношениях героя и кордебалета.
Три главных составляющих: режиссерский и драматургический дар, танцующие главные герои и великая труппа Большого театра – позволили Юрию Григоровичу создать сценический шедевр своего времени. Это был действительно шедевр. Вся Москва только и говорила об этом спектакле. Хореограф сумел отсечь второстепенное и обострить конфликт двух антагонистов - Спартака и Красса – заставил их ТАНЦЕВАТЬ!

«Текст балета» был создан на психику, тела и исключительно технические данные артистов.
Vladimir Vasiliev, Maris Liepa - Spartacus - the duel
Классический танец предстал во всем блеске и разнообразии, став основным средством выразительности. Он царил в монологах, дуэтах, массовых сценах — виртуозный и мощный, проникнутый чувством и мыслью. Для каждого из четырех героев (Спартак, Красс, Фригия и Эгина) балетмейстер придумал развернутую танцевальную характеристику.
Спартак, адажио. М. Плисецкая и М. Лиепа 1971 г.
«Спартак» - это зрелище! Балет в точности передает атмосферу того времени: жестокую и романтичную, трагическую и чувственную, эпоху блистательного упадка Рима. 

Владимир Васильев и Марис Лиепа получили свои главные роли в 28 и 32 года. Это были зрелые артисты на пике технического мастерства. В балете есть пословица – «когда приходит опыт, уходит прыжок», а тут все совпало – и опыт и техническая оснащенность! Лиепа был старше Васильева на 4 года и уже успел станцевать Спартака у Якобсона. Сначала оба репетировали Спартака, а роль Красса должен был исполнять танцовщик Левашов. Но в ходе репетиций определилось, что Спартака будет танцевать Васильев, а Красса – Лиепа.

Сочиняя очень точный «текст» для Красса, Григорович не навязывал артисту ничего «чужого», не «загонял» его в заранее отлитые формы, а всегда шел от индивидуальности танцовщика. Он искал трактовку Красса, исходя конкретно из данных Лиепы.
Вот что по этому поводу говорит балерина Екатерина Максимова: «Если бы Григорович работал над этим образом не с Лиепой, то, я уверена, решил бы образ иначе. 

Когда Григорович начинал, у него был немного другой замысел. А Лиепа подтолкнул мысль балетмейстера в ином направлении. Тут, по-моему, заслуга балетмейстера в том, что он увидел индивидуальность актера и выявил ее, и счастье актера, что он имеет индивидуальность, которая дает толчок мысли».
Каким будет Красе в новом спектакле, сразу представить себе было невозможно. Лиепе интересно работалось с Григоровичем: мысль балетмейстера будила, зажигала творческое воображение танцовщика.

Например, бой второго акта между Крассом и Спартаком ставился без исполнителя заглавной партии, без массовки. Здесь Лиепа был Крассом, а Григорович — Спартаком! Григорович замечательно показывал все то, что сочинил, Лиепа «примерял» предложенный рисунок, варьировал, добавлял.
Готовя роль, Лиепа долго изучал римские статуи, а дома у него появился найденный у антикваров мраморный горельеф гордого патриция, работы о Древнем Риме и другие материалы. Все эмоционально, все до предела продуманно. Даже стиль эпохи можно было увидеть, например, в посадке головы Лиепы-Красса.
Спектакль имел оглушительный успех, Лиепа – Красс так и остался неповторимым.

В жизни сам Лиепа во всем старался соответствовать статусу "ослепительной звезды". Ему очень шли длинные шубы и собольи шапки, через плечо висели баулы, сшитые на заказ из натуральной кожи великолепной выделки. Передвигался по столице артист исключительно на автомобилях дорогих иностранных марок.
А родился Марис Лиепа в 1936 году. Он рос слабеньким и болезненным ребенком. Постоянно преследовали простуды. Мальчик хотел плавать в бассейне или играть в футбол, но отец решил иначе и отдал его в специализированный балетный класс при хореографическом училище Риги.
Старое здание рижского хореографического училища.
Марис в детстве
Выбор отца не нравился Марису, и он часто пропускал уроки. Но тут вмешалась мама, которая убедила сына, что начатое дело нужно доводить до конца, доказывая свою состоятельность.

К тринадцати годам юный танцор уже не только принимал участие в детских спектаклях, но и танцевал в «Дон Кихоте», исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», блестяще играл шута в «Ромео и Джульетте» и половецкого мальчика в «Князе Игоре» на сцене Рижского театра.
Спустя три года Марис Лиепа получил приглашение продолжить обучение в Москве, которое он с радостью и благодарностью принял. Однако в столичном училище ему не предоставили стипендии, поэтому родители были вынуждены продать дачный домик, чтобы сын мог учиться в престижном столичном вузе. Учился он блестяще, и окончил училище с отличием. На выпускном экзамене Марис Лиепа исполнил главную партию в балете «Щелкунчик».

Однако в Москве его не оставили, и только спустя несколько месяцев после окончания училища он вернулся в Москву для участия в декаде латышского искусства и литературы. И тут вмешался «его величество случай». Молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая, и по ее рекомендации Мариса пригласили на гастроли в Будапешт в составе труппы ГАБТ.
С Майей Плисецкой.
Затем в жизни танцовщика появился Музыкальный театр, на сцене которого Лиепа стал поистине знаменитым. На его выступления люди покупали билеты, поджидали своего кумира у служебного входа, в надежде получить автограф. Но получив такую популярность, Марис не забывал о своей заветной мечте – Большом театре.

Мечта сбылась, и главный балетмейстер Михаил Лавровский пригласил его в труппу Большого. Очень скоро он уже был занят практически во всех самых известных и прославленных постановках. Его партнершами были самые известные балерины.
Plisetskaya and Liepa in Legend of Love (1965)
Фрагмент из балета А.Меликова "Легенда о любви".

Личная жизнь танцовщика была насыщенной и  бурной. Четыре брака. Свой первый брак заключил с легендой сцены Майей Плисецкой в 1956 году. На тот момент ему было 20 лет, а ей – 31 год. Но семейный союз продлился всего три месяца. Про этот брак оба не любили вспоминать.

Актриса Маргарита Жигунова стала второй женой Мариса Лиепы. Они познакомились с ней на съемках фильма «Илзе». Бурный роман закончился оформлением брака, в котором появились дети: Илзе и Андрис, ставшие известными в мире артистами балета.
С женой Маргаритой
С женой детьми Андрисом и Илзе.
Третьей женой стала балерина Нина Семизорова, роман с которой начался в одной из зарубежных поездок. По возвращении Марис уходит из семьи и женится на девушке младше его на 20 лет. Но и эта семья распалась в 1985 году.
С балериной Ниной Семизоровой.
Четвертой (гражданской) женой Лиепы стала Евгения Шульц, работавшая художником по костюмам. От этого союза родилась дочь Мария, но поскольку в те времена признание незаконнорожденного ребенка знаменитостью было равносильно краху карьеры, Лиепа долгие годы не афишировал существование младшей дочери.
Евгения Шульц с дочерью Марией Лиепа.
Кроме того в жизни танцовщика была еще Галина Брежнева, дочь Генсека.
Марис был младше ее на 11 лет. Но Галина влюбилась в него. Яркая индивидуальность, прибалтийская сдержанность, почти сухость, покорили женщину. Она посещала все его спектакли, отправляла шикарные корзины цветов, делала ему царские подарки…
Галина Брежнева и Марис Лиепа
Пять лет Галина страдала по нему, а, он просто увлекся симпатичной женщиной. Кроме того, роман с дочерью Генсека придавал его имиджу особую пикантность, льстил тщеславию и служил отличной рекламой. И еще Лиепа не гнушался пользоваться ее положением и связями.

Услышав его жалобы на дефицит в советских магазинах Галина с открытой душой бежала в ГУМ и покупала подарки к празднику жене и детям. Это она помогла ему получить огромную квартиру в Брюсовом переулке, в доме, где проживали только звезды первой величины. Существует версия, что она
лично хлопотала перед отцом, чтобы артистам Большого вручили Ленинскую премию за "Спартака".

Точку в их отношениях Марис поставил так же виртуозно, как и исполнял свои па на сцене. Естественно, обиженная женщина не могла это так оставить. Вскоре у Лиепы начались проблемы в Большом. Связаны ли они с этой историей или нет, остается догадываться.

А вскоре состоялась размолвка с Юрием Григоровичем. Лиепа позволил себе высказаться с критикой об уровне мастерства Юрия Григоровича как хореографа. Балетмейстер обиды не простил. Танцовщику стали давать роли только в старых спектаклях, а в новых постановках ему не находилось места. За последующие 14 лет Лиепа только 4 раза был задействован в новых постановках.

Что на самом деле было причиной их неприязни – не знает даже сын танцовщика Андрис Лиепа: «Когда спрашивал у Юрия Николаевича об этом, у него зубы скрипели. А когда обращался с этим вопросом к отцу, он отвечал: «Андрис, если бы знал, я бы тебе сейчас прямо и ответил».

В 1982 году 46-летний Лиепа станцевал Красса в последний раз. И хотя зрители аплодировали стоя, его отправили на пенсию по причине «профнепригодности» (?).
В марте 1982 года его самым бесцеремонным образом уволили из Большого театра, где он проработал два десятка лет. Лиепа узнал об этом случайно, когда утром пришел в театр и увидел на доске объявлений приказ о собственном увольнении.

Марис посчитал это чьей-то неудачной шуткой, пришел в театр, однако вахтеры его внутрь не пустили. Его – народного артиста СССР, отдавшего Большому театру более 20 лет жизни.

Это сильно подкосило танцовщика, который все еще был полон сил и энергии. Конечно, он не остался без работы – его пригласили руководить балетом Софийской народной оперы в Болгарии, он занимался педагогической деятельностью и писал статьи. Кроме того, продолжал сниматься в кино, куда пришел еще в 1969 году. Однако Лиепа был лишен самого главного – любимого дела.
Марис Лиепа в фильме ""Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается" (СССР, 1986 г.)
Артиста охватила депрессия, он запил. Ушел от Нины Семизоровой и вернулся к своей гражданской жене Евгении Шульц, которая сама растила дочь Машу, и которая до конца дней Лиепы была рядом с ним. 26 марта 1989 года случилась трагедия — Марис Эдуардович в возрасте 52 лет скоропостижно умер. 
Могила М. Лиепы на Ваганьковском кладбище в Москве
Мариса Лиепу похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Но и на Рижском кладбище есть могила, где похоронены его родители, и добавлена плита, на плите начертано «Марис Лиепа, который вдали».
Марис Лиепа - человек-легенда, один из артистов "золотого века" балета Большого театра. Его жизнь на сцене и вне ее была сложной, насыщенной, порой непредсказуемой, зато яркой и запоминающейся.

Комментарии

  • 27 июл 2021 12:03
    Легендарный танцовщик, первый исполнитель партии Красса. Если англичане сравнивали М. Лиепу с Лоуренсом Оливье, то за роль Альберта в "Жизели" он был удостоен премии им. В. Нижинского. Очень гордый, независимый по характеру не смог смириться с уходом из Большого. Сколько несостоявшихся балетных партий. Ранняя смерть. Печально.... Светлая память выдающемуся артисту.
  • 27 июл 2021 13:48
    Весь вид его это стремление высказать через танец своё "Я"
  • 27 июл 2021 15:27
    Совершенно верно, Гульнази! Спасибо за дополнение
  • 27 июл 2021 18:57
    Великолепный.
  • 27 июл 2021 20:38
    Мировой артист балета !!!

    И мужик классный во всех эпостасях !!!

    Браво !!!!!

    А его партия в Спартаке —- это настоящий Красс !!!!

    Вихрь !!!!

    Рано ушёл ! Рано !!!!!
  • 28 июл 2021 19:44
    Людмила,  спасибо. Прекрасно написано о великолепном артист балета. Жаль,  что так рано ушел. Душа разорвалась от обид и несправедливостей жизни.   А каким прелестным  ребенком был. Интересные фото.