Комментарии
- 28 окт 2021 06:57Ольга Бурлакова (Макаревич)Талант. своеобразие и необыкновенное обаяние в произведениях этой замечательной художницы. Владение различными манерами исполнения.великолепные цветовые решения. Ну. и судьба русской эмигрантки первой волны с болезненной. до отчаяния тоской по родине . Спасибо за материал о выдающейся русской художнице.
- Анатолий ШепелёвКомментарий удалён.
- 1 ноя 2021 15:08Геннадий КоваленкоТалант? Ну не знаю. Довольно средний уровень для художника того времени, отсутствие собственного стиля, и как признавалась сама художница - подражательность. Уровень Крымова. Внимания заслуживают лишь несколько работ.
- 3 ноя 2021 19:58Татьяна Фролова
️
- 3 янв 2022 19:27Нина( Федотова) КодочиговаХочется пожелать Алле Зыбайло Новых творческих успехов в новом году. Алла, спасибо за восхитительные публикации, которые показывают, что искусство бесконечно , прекрасно, интересно во все времена.
- 27 окт 2022 12:04Катя Иванова
- Наталья АдроваКомментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории
:Алла Зыбайло
145 лет назад родилась Елена Киселева – выдающаяся художница эпохи Серебряного века,
любимая ученица Ильи Репина. Она стала первой женщиной, получившей официальное пенсионерство (оплачиваемую стажировку в Париже) от Академии художеств, и первой женщиной-членом Общества архитекторов-художников. Без нее не обходилась ни одна крупная выставка ни в России, ни за рубежом. Ее портреты оказывались на обложках известных журналов рядом с работами В. Серова, К. Сомова, А. Головина и Б. Кустодиева, а несколько картин для своей коллекции приобрел Максим Горький.Как "новая женщина" Елена Киселева самостоятельно путешествовала по Европе, снимала мастерскую на Монмартре и училась у Эжена Каррьера и Рудольфа Жюлиана. Она неоднократно получала премии Академии художеств и Общества имени Куинджи, была признана и имела все шансы на блестящее будущее. Однако вместо славы и успеха судьба готовила художнице беженство и забвение.
В 1898 году Елена поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств. К этому времени женщины уже могли быть полноправными студентами наравне с мужчинами. Срок обучения составлял 6 лет, первые два года включали занятия в "общих классах" рисования с натуры. После этого ученик мог выбрать профессора-руководителя, в чьей мастерской он хотел бы заниматься. Елена Киселева продолжила обучение у Ильи Репина, который стал не только учителем, но и близким другом художницы.
Сама Киселева позже вспоминала об отношениях с Репиным:
"Он был со мной очень хорош, ценил меня как художницу, может быть чуть-чуть за мной ухаживал, когда стал вдовцом и мы все жили в Куоккале. У меня здесь есть его хорошие письма ко мне".
У Елены Андреевны была зажиточная семья, отец — известный учёный, математик Андрей Киселёв. Он смог купить для дочери мастерскую в Париже, что многим художникам было не по карману. Например, Пабло Пикассо в то же время снимал мастерскую в старом здании без электричества.
В одном из немногочисленных сохранившихся автопортретов Елена Киселёва запечатлела себя в интерьере своей парижской мастерской на фоне орнаментального ковра. Глазурованная зеленая ваза округлой формы – атрибут, который дополняет композицию данной работы, будет встречаться и впоследствии, например, в работе Натурщица с зелёной вазой, написанной в том же 1910 году. Киселёва создала задумчивый и печальный отстраненный образ. Глаза обращены к зрителю, однако, «невидящий» взгляд устремлен внутрь. В данном произведении Елену Киселёву явно увлекла сложная и интересная задача, связанная с передачей различных фактур. Лакированная поверхность зеленой вазы, тяжелые фактурные драпировки фона. Сложный колорит построен на сочетании дополнительных цветов: огненно-красного и холодного зеленого.
Со своего портрета Елена Киселёва смотрит прямо на зрителя, однако, написанный при помощи зеркала, автопортрет фиксирует вдумчивый взгляд художницы на саму себя. Белый воротник акцентирует наше внимание на её лице, как и у моделей Вермеера, лишь частично подсвеченном сбоку. В живописи лица — множество оттенков, наслаивающихся на теплый тон картона-основы. Смягчённые, «расфокусированные» контуры цветовых пятен, контрастные цветовые рефлексы, отсутствие чёрного цвета и возникающий на границах предметов синий контур сближают Киселёву не только с великим мастером иллюзорности — Вермеером, но и с импрессионистами, широко использовавших особенности оптической системы человеческого глаза в своём творчестве.
Чтобы поддержать ученицу, Репин написал Киселевой письмо, в котором высоко оценивал работу художницы:
"Елена Андреевна, Ваша мастерская произвела на меня громадное впечатление. И напрасно Вы думаете, что Вы подражаете Малявину. Совсем другое: у Вас эпос, бытовые русские картины, а у него фантазии и символы.
У Вас психология, жизнь здоровая, красивая и чисто русская, и это так редко кому дается. Выражение лиц Ваших картин так глубоко, что я удивляюсь до сих пор – как при такой красоте лиц и при широкой, сочной живописи лица так правдивы и жизненны.
Пишу Вам все это, чтобы поддержать Вас на этой чудесной дороге реальной правды. Я думаю, только здесь и есть та неувядаемая молодость и жизнь, которой мы радуемся во всех эпических гениальных произведениях всех веков и всех народов. Как вчера сказал, и теперь подтверждаю: Вы попали на настоящую национальную струю живописи народной. Держитесь ее и бросьте всю бутафорщину цеховой заурядности – фокусы виртуозности.
...
Я уверен, что академия вас оценит".
Данная работа была исполнена в 1915 году в знаменитом имении «Пенаты» Ильи Репина. Елена Андреевна представила камерную сцену: на скамейке в парке, в окружении цветущих гортензий, беседуют две дамы. Моделями для картины, которая исполнена на стыке жанров портрета и натюрморта, стали сестра и невестка художницы Мария Комиссарова и Берта Киселева. Голубые тени, ярко-красные цветы, травянистая и нефритовая зелень перекликаются с тонами одежды натурщиц, в фигурах которых также есть кипенно-белые пятна, приковывающие взгляд в этом пиршестве красок, напоминающем флорентийскую мозаику. Плоскость картины-панно «прорывает» лишь солнечное пятно в конце уходящей вдаль дорожки.
Илья Ефимович, всегда поддерживавший Елену, стал единственным человеком из России, с кем она сохранила связь после эмиграции в Белград. Случилось это в 1920 году.
Постепенно художница Елена Киселева стала женой профессора Белградского университета Антона Билимовича. Она вспоминала: "Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, "открыто", но никто не интересовался художницей Киселевой". А также: "Жизнь давно забрала меня всю целиком и художницей я была как-то сбоку, в стороне".
"Вы испытываете тоску по родине. Значит Россия живет и значит, она опять соберет своих детей и будет еще жить хорошо. А то, ведь за это время сумасшествий, так все уже отчаялись, так дичают... А вдруг опять живая душа – и верится в эту бесконечную преемственность жизни к лучшему". В этом же письме художник беспокоился: "А Вы, неужели бросили живопись? Вот не верю: Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь".
"Вы не знаете, как мне тут тоскливо! А ведь Вы все там же, почти около самого Петербурга, около того, откуда мы изгнаны, где осталось так много. И Вы даже иногда письма оттуда получаете! А я вот 2 года не знаю, что с моими родителями, что с моими братьями и сестрами, – все остались в этом сплошном страдании.
А Вы говорите: неужели Вы бросили живопись?
Писать – счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь, оплеванные, думать?"
Еще одной причиной, по которой Елена не могла в полной мере раскрыть свой талант, было ощущение чужеродности среди сербских коллег. В письме Луневой Елена писала:
"В эмиграции сначала было очень трудно и не до живописи. А когда мы стали на ноги, было уже поздно. Восторжествовало новое направление в живописи, и я стала не нужна, или, по крайней мере, я так чувствовала для себя".
В время Второй мировой войны (1942 г.) её единственный сын с женой были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944 году ее сын Арсений вернулся из немецкого концлагеря, здоровье было подорвано. Его жена Ираида завела роман, и Арсений стал отказываться от еды. Вскоре он умер. Вне себя от горя Елена написала посмертный портрет сына и дала зарок больше никогда не брать в руки кисть. Рисунок художница хранила в своей спальне и никому не показывала, после своей смерти она завещала кремировать его вместе с собой.
История обнаружения имени Елены Андреевны Киселевой напрямую связана с портретом "Маруся", который открывает экспозицию «Элегантный век». Данная работа была передана в Воронежский областной музей имени И.Н. Крамского в 1929 году матерью художницы Марией Эдуардовной Киселёвой. В 1960-е годы именно "Маруся" привлекла внимание Маргариты Ивановны Лунёвой (1925-2013), старшего научного сотрудника Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, которая и начала поиски позабытой к тому времени Елены Андреевны Киселёвой. Поиски таинственной Елены Киселёвой привели Лунёву в фонды Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, где обнаружилось письмо Елены Киселёвой к Илье Репину с обратным белградским адресом. Удалось разыскать художницу, завязалась переписка, продолжавшаяся до последних дней Елены, даже в годы данного ею обета молчания.
В 1969 году, к 90-летию Елены Киселевой, была организована первая персональная выставка на родине. Она состояла почти из сорока картин, полученных от художницы и найденных Луневой в советских музейных и частных коллекциях. Об этом радостно писала Киселева своим близким, сообщая, что ее племянницы потом присылали вырезки газетных статей, посвященных ей и выставке, и писали, что о ней даже была передача по Ленинградскому телевидению. Так Елена Киселева вернулась на родину.
Ушла из жизни Елена Андреевна 8 июля 1974 года в Белграде. По её завещанию «Портрет сына на смертном одре» сожгли во время кремации.
В 2016 году была организована выставка "Элегантный век" в Музее русского импрессионизма в Москве, а в 2017 году – "Елена Киселева. Блеск, забвение и возвращение в свет" в художественном музее им. И. Крамского в Воронеже. Однако несмотря на возвращение в свет, в судьбе художницы остается много белых пятен.
#РусскаяЖивопись