28 мар 2023
К 540-летию одного из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения РАФАЭЛЯ САНТИ
Рафаэль известен как третий из великих мастеров итальянского Ренессанса. Его называли Божественным. Хвалили и почитали. К его мнению прислушивались папы. А он, скромный художник Рафаэль Санти, хотел в этой жизни лишь одного — верно служить своей кистью и доброй душой Прекрасному, Живописи, Богу.Для его произведений характерны гармоничность образов, уравновешенность композиции, деликатное использование возможностей цвета. Учителями Рафаэля были Микеланджело и Леонардо да Винчи, у них гений Ренессанса научился анатомически правильному изображению человеческого тела. За свою короткую жизнь мастер создал огромное количество работ, в том числе картины, фрески, гравюры и многое другое. Одна из его самых известных работ - фреска "Афинская школа", которая является классическим примером искусства и культуры эпохи Возрождения. О ней и пойдет речь в этой заметке цикла "ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА".
"Афинская школа" - выдающееся произведение искусства эпохи Высокого Возрождения начала XVI века
"Афинская школа", являющаяся частью серии фресок в Апостольском дворце Ватикана, предлагает синтез технической утонченности, линейной перспективы через усовершенствованную архитектуру и олицетворение философских идеалов. Это аллегория, представляющая своеобразный Храм ученых, идею создания которого Рафаэль почерпнул в одной из работ известного философа-гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499) (о нем см. заметку от 27.01.2023).Творческий успех настиг художника в возрасте 25 лет — Рафаэль был приглашен в Рим папой Юлием II. По поручению понтифика художник должен был расписать фресками парадные комнаты Ватиканского дворца. Количество станц (stanza - итал. "комната") было огромным, поэтому над росписями трудилась целая армия именитых художников, однако вскоре остался лишь Рафаэль в компании нескольких учеников. Причиной увольнения в одночасье более чем двадцати художников послужило... плохое настроение Юлия II.
Оформление станц осуществлялось согласно тщательно разработанной программе под девизом «Vero, Bene, Bello», что означает «Истина, Добро, Красота». Д. Вазари сообщает, что Папа регулярно наведывался в станцы и лично контролировал ход работ. Однажды он в очередной раз осмотрел одну из фресок Рафаэля, а потом оценил то, что было выполнено другими. И внезапно взорвался: «Приказываю немедленно сбить всю эту мерзость, которую они здесь намалевали!» Затем, повернувшись к Рафаэлю, он тихо произнес: «А ты работай, мой мальчик. Ты один знаешь, как это надо делать». Фреской, вызвавшей столь лестную оценку Папы, как раз и была «Афинская школа».
Оформление станц осуществлялось согласно тщательно разработанной программе под девизом «Vero, Bene, Bello», что означает «Истина, Добро, Красота». Д. Вазари сообщает, что Папа регулярно наведывался в станцы и лично контролировал ход работ. Однажды он в очередной раз осмотрел одну из фресок Рафаэля, а потом оценил то, что было выполнено другими. И внезапно взорвался: «Приказываю немедленно сбить всю эту мерзость, которую они здесь намалевали!» Затем, повернувшись к Рафаэлю, он тихо произнес: «А ты работай, мой мальчик. Ты один знаешь, как это надо делать». Фреской, вызвавшей столь лестную оценку Папы, как раз и была «Афинская школа».
Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете Станца делла Сеньятура, что переводится как Комната знаков или Зал указов. Этому помещению придавалось особое значение, именно его папа пожелал видеть готовым в первую очередь. Комната расписана Рафаэлем в 1509—1511 гг., о чём свидетельствуют надписи на северной и южной стенах. Декоративную разбивку свода делал живописец Содома в конце 1508 года.
Композиции росписей отражают четыре области духовной деятельности человека: «Афинская школа» — Философию, «Диспута» — Теологию, «Парнас» — Поэзию, «Мудрость, умеренность и сила» (итал. Virtù e la Legge) — Правосудие. Первой, вероятно, была написана «Диспута», второй — «Парнас», а третьей — «Афинская школа» (1510—1511). В этих четырех шедеврах Рафаэль передал четыре принципа, на которых должно держаться общество. «Диспута» изображает религию, «Парнас» — поэзию, фреска «Мудрость, умеренность и сила» символизирует правосудие, а самая известная роспись— «Афинская школа», демонстрирует зрителю несокрушимую мощь науки.
Композиции росписей отражают четыре области духовной деятельности человека: «Афинская школа» — Философию, «Диспута» — Теологию, «Парнас» — Поэзию, «Мудрость, умеренность и сила» (итал. Virtù e la Legge) — Правосудие. Первой, вероятно, была написана «Диспута», второй — «Парнас», а третьей — «Афинская школа» (1510—1511). В этих четырех шедеврах Рафаэль передал четыре принципа, на которых должно держаться общество. «Диспута» изображает религию, «Парнас» — поэзию, фреска «Мудрость, умеренность и сила» символизирует правосудие, а самая известная роспись— «Афинская школа», демонстрирует зрителю несокрушимую мощь науки.
Первая запись об уплате Рафаэлю вознаграждения за выполненную в Ватикане работу датируется 1509 годом, именно эту дату многие исследователи и считают временем создания фрески. Фреска «Афинская школа» признается самой впечатляющей композицией ватиканских Станц. Она занимает целую стену относительно небольшого помещения (8 х 10 м). Ширина фрески по основанию 7,7 м.
Произведение Рафаэля представляет собой образец его зрелого «идеального стиля», сложившегося не без влияния его дяди, выдающегося архитектора, создателя «римского классицизма» Донато Браманте. По сообщению Дж. Вазари именно Браманте является автором архитектурного фона фрески: полукружие арки, статуи Аполлона и Минервы по сторонам в нишах. На фоне фантастической и величественной архитектуры, придуманной архитектором Браманте, выступают философы древности, скомпонованные Рафаэлем в выразительные группы.
Произведение Рафаэля представляет собой образец его зрелого «идеального стиля», сложившегося не без влияния его дяди, выдающегося архитектора, создателя «римского классицизма» Донато Браманте. По сообщению Дж. Вазари именно Браманте является автором архитектурного фона фрески: полукружие арки, статуи Аполлона и Минервы по сторонам в нишах. На фоне фантастической и величественной архитектуры, придуманной архитектором Браманте, выступают философы древности, скомпонованные Рафаэлем в выразительные группы.
Композиция «Афинская школа» — яркое свидетельство торжества гуманистических идей в ренессансном искусстве и его связи с античными идеями. В центре фрески изображены беседующие античные мыслители Платон и Аристотель, которые рассуждают о философских категориях души и разума. Аристотель, по задумке художника, представляет философию естественных наук, Платон — отвлеченную философию. Обратите внимание на их жесты: первый указывает на небо, второй простирает руку к земле. Жестикуляция дает представление о характере их учения.
В образе Платона художник изобразил своего великого современника и учителя — Леонардо да Винчи. Рядом с Платоном, держащим свой трактат «Тимей» в левой руке, мы видим фигуру его ученика Аристотеля, заложившего, по существу, основы новых наук: физики, биологии, психологии, а также логики и этики. В левой руке он держит свой научный труд под названием «Никомахова этика».
В образе Платона художник изобразил своего великого современника и учителя — Леонардо да Винчи. Рядом с Платоном, держащим свой трактат «Тимей» в левой руке, мы видим фигуру его ученика Аристотеля, заложившего, по существу, основы новых наук: физики, биологии, психологии, а также логики и этики. В левой руке он держит свой научный труд под названием «Никомахова этика».
Возносящий жест Платона и приземляющий жест Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. Что есть истина? О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор. Но что делает сам Рафаэль в этом сонме мудрецов? Повернул к нам свое красивое, трогательно-доверчивое лицо… Бесстрастно наблюдает, не желая участвовать в жарком споре титанов мысли. Или все-таки принимает чью-то сторону?
Историк и теоретик искусства Г. Вёльфлин в книге «Классическое искусство» посвятил фреске «Афинская школа» отдельную главу и писал, что Рафаэлю свойственно искусство «гармонично вести линии и уравновешивать массы… заполнять пространство и соединять группы». Рассматривая фигуры, отражающие столкновение двух мировоззрений: фигуру Платона с перстом, указующим в небо, и Аристотеля, указывающего на землю, Вёльфлин отмечал выразительность, внутреннее богатство и пластическую определённость движений, ранее не встречавшихся в творчестве Рафаэля. «Отношение фигур к пространству, — писал Вёльфлин, — выражено здесь вообще совершенно по-новому». Огромная арка, подобно небесному своду, как бы примиряет разные взгляды и споры философов.
Историк и теоретик искусства Г. Вёльфлин в книге «Классическое искусство» посвятил фреске «Афинская школа» отдельную главу и писал, что Рафаэлю свойственно искусство «гармонично вести линии и уравновешивать массы… заполнять пространство и соединять группы». Рассматривая фигуры, отражающие столкновение двух мировоззрений: фигуру Платона с перстом, указующим в небо, и Аристотеля, указывающего на землю, Вёльфлин отмечал выразительность, внутреннее богатство и пластическую определённость движений, ранее не встречавшихся в творчестве Рафаэля. «Отношение фигур к пространству, — писал Вёльфлин, — выражено здесь вообще совершенно по-новому». Огромная арка, подобно небесному своду, как бы примиряет разные взгляды и споры философов.
Слева от Платона находится его учитель Сократ, беседующий с учениками, среди которых присутствует древнегреческий полководец Алкивиад.
Сократ сурово хмурит брови и гнёт пальцы в адрес то ли полководца Алкивиада, то ли самого Александра Македонского, а тот лишь снисходительно взирает на своего собеседника.
Чуть ниже, в лавровом венке на голове пристроился беззаботный Эпикур, советовавший получать удовольствие от каждого прожитого дня. Словно нищий, на ступенях храма науки расположился философ Диоген, основатель школы киников. Диоген - остроумный мудрец с хулиганским образом жизни и эпатажными выходками - изображён без своей знаменитой бочки.
На центральном плане симметрично друг другу расположены еще два античных ученых. Слева в окружении учеников над книгой склонился Пифагор.
Свою любимую девушку Рафаэль тоже запечатлел на огромной фреске. Натурщица Маргерита Лути по прозвищу Форнарина вот уже пять веков изображает женщину-философа времён поздней античности, математика, астронома и механика Гипатию Александрийскую.
Лысый мужчина в красном, который с помощью циркуля и аспидной доски объясняет своим ученикам какую-то мудрёную теорему, - это древнегреческий математик и геометр Эвклид. Художник изобразил под его именем своего товарища Донато Браманте. Это был выдающийся архитектор эпохи Возрождения, который является автором первого проекта главного храма западного христианства – собора Святого Петра в Ватикане.
Рядом расположился Зороастр с глобусом.
Лысый мужчина в красном, который с помощью циркуля и аспидной доски объясняет своим ученикам какую-то мудрёную теорему, - это древнегреческий математик и геометр Эвклид. Художник изобразил под его именем своего товарища Донато Браманте. Это был выдающийся архитектор эпохи Возрождения, который является автором первого проекта главного храма западного христианства – собора Святого Петра в Ватикане.
Рядом расположился Зороастр с глобусом.
Правее этой группы — Зороастр и Птолемей, каждый из которых держит в руке сферу.
Самого себя живописец Рафаэль не постеснялся увековечить среди великих учёных мужей античного мира. Но, надо отдать ему должное, сделал это максимально деликатно. Поместил себя в «уголочек» картины в образе древнегреческого художника Апеллеса. Вот он скромно выглядывает из-за плеча человека в белом плаще и белой шапочке, который изображает Протогена – ещё одного знаменитого мастера живописи и скульпторы древней Греции. Некоторые исследователи считают, что Рафаэль изобразил рядом с собой живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце.
Самого себя живописец Рафаэль не постеснялся увековечить среди великих учёных мужей античного мира. Но, надо отдать ему должное, сделал это максимально деликатно. Поместил себя в «уголочек» картины в образе древнегреческого художника Апеллеса. Вот он скромно выглядывает из-за плеча человека в белом плаще и белой шапочке, который изображает Протогена – ещё одного знаменитого мастера живописи и скульпторы древней Греции. Некоторые исследователи считают, что Рафаэль изобразил рядом с собой живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце.
Сидящую на переднем плане фигуру Гераклита, мрачного и нелюдимого, погружённого в свои мысли, Рафаэль изобразил последней. Она была вписана в 1511 году, после окончания фрески, и следы врезки (швы штукатурки) видны до сих пор. В этой фигуре все увидели портретное сходство с Микеланджело, а в самой фигуре — стилизацию манеры великого мастера, — дань уважения и признательности сильному сопернику, завершившему через год гениальный «Сикстинский плафон».
Фреска «Афинская школа», несмотря на свое название, изображает не только жителей Афин. Философ Парменид и его ученик Зенон не были гражданами древнегреческой столицы. Многие личности, изображенные на картине, даже не были современниками. Так, например, основатель религии персов Зороастр жил за несколько веков до появления на свет Платона. Мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, наоборот, жил на много веков позже. Таким образом, «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако, изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников
Итого на фреске представлено 58 фигур. Личности многих из них не
поддаются опознанию, и насчет некоторых изображенных на картине людей просто нет единой точки зрения.
Но самый загадочный персонаж среди 58 человек, изображённых на фреске – это безымянный паренёк-писарь, который что-то увлечённо строчит в своей книжечке, приняв не самую удобную для письма позу. Важная деталь, которая не сразу и не всем бросается в глаза, – это его пышные волосы, которые развеваются на ветру. Это и есть главная загадка картины Рафаэля.
поддаются опознанию, и насчет некоторых изображенных на картине людей просто нет единой точки зрения.
Но самый загадочный персонаж среди 58 человек, изображённых на фреске – это безымянный паренёк-писарь, который что-то увлечённо строчит в своей книжечке, приняв не самую удобную для письма позу. Важная деталь, которая не сразу и не всем бросается в глаза, – это его пышные волосы, которые развеваются на ветру. Это и есть главная загадка картины Рафаэля.
У других персонажей фрески волосы и одежды совершенно бездвижны – ветра-то во всей этой «афинской школе» нет! Отсутствие ветра в восприятии Рафаэля Санти – это отсутствие движения Времени. Все эти люди находятся в Вечности. Они навсегда оставили себя в истории культуры и духовной деятельности человечества.
А этот паренёк с растрёпанными волосами – совсем наоборот. Он подвержен Духу Времени. Его волосы развеваются на Ветру Времени. Он – тот самый один-единственный персонаж, который запишет все слова этих великих людей. После чего все их умные мысли, все их крылатые фразы, все их великие изречения станут бессмертны.
В итоге, что же делает уникальным шедевральное творение Рафаэля Санти? Именно идея о том, что все самые замечательные мысли и высказывания самых мудрых философов не стоят ровным счётом ничего, если рядом нет одного безымянного персонажа-летописца, который фиксирует каждое слово великих мыслителей. Вот потому и нарисовал Рафаэль парнишку с густыми волосами, которые развеваются на Ветру Времени.
А этот паренёк с растрёпанными волосами – совсем наоборот. Он подвержен Духу Времени. Его волосы развеваются на Ветру Времени. Он – тот самый один-единственный персонаж, который запишет все слова этих великих людей. После чего все их умные мысли, все их крылатые фразы, все их великие изречения станут бессмертны.
В итоге, что же делает уникальным шедевральное творение Рафаэля Санти? Именно идея о том, что все самые замечательные мысли и высказывания самых мудрых философов не стоят ровным счётом ничего, если рядом нет одного безымянного персонажа-летописца, который фиксирует каждое слово великих мыслителей. Вот потому и нарисовал Рафаэль парнишку с густыми волосами, которые развеваются на Ветру Времени.
На фреске «Афинская школа» показан просторный, наполненный
солнечным светом храм. У его входа возвышаются статуи Афины, богини
мудрости, и Аполлона, бога красоты. Мир на фреске «Афинская школа», —
это воплощение представлений Рафаэля о совершенном обществе и идеальном человеке. В работах Рафаэля, созданных им в зрелом возрасте, просматривается удивительная способность художника синтезировать в своем творчестве все лучшие достижения как старых, так и современных ему мастеров, и в первую очередь — Леонардо да Винчи и Микеланджело.
И. А. Смирнова подчеркнула ещё одну важную особенность: «Афинская школа» как бы замыкает пространственную композицию зала. «Движение в этой фреске развивается из глубины к первому плану». Прекрасный храм, открывающийся за спинами беседующих философов, «лишён пространственной активности». Фигуры выходят из арки и по ступеням спускаются к зрителям. Философы на первом плане кажутся расположенными рядом с нами. В «Диспуте», фреске напротив «Афинской школы», пространство величественно и плавно уходит по ступеням алтаря в глубину и вверх. Таким образом возникает ось движения от «Афинской школы» (мира земного) к «Диспуте» (миру небесному).
солнечным светом храм. У его входа возвышаются статуи Афины, богини
мудрости, и Аполлона, бога красоты. Мир на фреске «Афинская школа», —
это воплощение представлений Рафаэля о совершенном обществе и идеальном человеке. В работах Рафаэля, созданных им в зрелом возрасте, просматривается удивительная способность художника синтезировать в своем творчестве все лучшие достижения как старых, так и современных ему мастеров, и в первую очередь — Леонардо да Винчи и Микеланджело.
И. А. Смирнова подчеркнула ещё одну важную особенность: «Афинская школа» как бы замыкает пространственную композицию зала. «Движение в этой фреске развивается из глубины к первому плану». Прекрасный храм, открывающийся за спинами беседующих философов, «лишён пространственной активности». Фигуры выходят из арки и по ступеням спускаются к зрителям. Философы на первом плане кажутся расположенными рядом с нами. В «Диспуте», фреске напротив «Афинской школы», пространство величественно и плавно уходит по ступеням алтаря в глубину и вверх. Таким образом возникает ось движения от «Афинской школы» (мира земного) к «Диспуте» (миру небесному).
Примечательно, что дабы подчеркнуть монументальность и значимость фигур, Рафаэль «вывел» их из системы прямой линейной перспективы на передний план, формально нарушив масштабность (иначе бы они выглядели слишком мелкими), придав архитектурной перспективе вместо одной три линии горизонта и две точки схода перспективных линий. От этого и возник мощный «эффект присутствия»: будто в небольшом помещении великие философы древности находятся совсем рядом с нами.
„«Афинская школа» представляет собой своеобразную поэму, посвященную всем областям человеческого знания. Поэтому настолько объемную, что ее можно сравнить разве что с «Раем» Данте, да и это сравнение оказывается слабым” (Ф. де Санктис, 1870 г.)
#ИсторияОдногоШедевра
#ИсторияОдногоШедевра
Спасибо за заметку.