11 мар 2019
23 сентября 1872 года родилась оперная дива САЛОМЕЯ КРУШЕЛЬНИЦКАЯ
«Вагнеровская примадонна» ХХ века. Выдающаяся певица мира, которая была одной из пяти самых известных певцов своего времени. Красивая женщина с огромным талантом и непревзойденным голосом, который пленил Европу и Южную Америку и оставался в памяти тех, кто ее слушал, навсегда. «Самая прекрасная и волшебная Баттерфляй», «незабываемая Аид23а», «самая обаятельная Чио-Чио-Сан», «неповторимая Галька», «единственная в мире Джоконда», «идеальная Брунгильда», «прекрасная Соломия», «поразительная Валькирия», «исключительная Лорелея»... Все это – Саломея (Соломия) Крушельницкая. После каждой премьеры критики давали украинской оперной певице Саломее Крушельницкой новый театральный псевдоним.
Она почти не рассказывала о своей жизни, не оставила воспоминаний о семье, карьере, личной жизни или людях, с которыми ей приходилось работать вместе. Благородная женщина, она, осознавая, безусловно, всю свою огромную ценность в мировом искусстве, все равно оставалась особой частным, но при этом открытым к общению, простым, сердечным человеком.
Ее удивительная красота, прекрасные манеры, изысканность, элегантность, искренность и непревзойденный голос привлекали к ней симпатии и расположение окружающих, приковывали внимание. А ее жизнь стала примером того, как человек может достичь всего в своей карьере только благодаря собственному таланту, кропотливому труду, настойчивости в достижении своей цели и самопожертвованию во имя искусства.
Ее удивительная красота, прекрасные манеры, изысканность, элегантность, искренность и непревзойденный голос привлекали к ней симпатии и расположение окружающих, приковывали внимание. А ее жизнь стала примером того, как человек может достичь всего в своей карьере только благодаря собственному таланту, кропотливому труду, настойчивости в достижении своей цели и самопожертвованию во имя искусства.
Родилась Соломия 23 сентября 1872 года в Галиции (Австро-Венгрия), в селе Белявинцы (ныне Бучачского района Тернопольской области Украины), в семье греко-католического священника. Её дед Григорий Савчинский (1804 – 1888 гг.) был писателем, церковным и общественным деятелем.
Любовь к музыке и пению проявились у девочки еще в раннем детстве, к тому же у нее оказались очень хорошие музыкальные способности. Она с удовольствием исполняла услышанные от крестьян народные песни, училась играть на фортепиано, выступала на концертах в хоре «Русская беседа», которым дирижировал ее отец.
Интересы дочери, ее природные задатки и успехи увидели и поддержали родители. Они всячески помогали Соломии развивать ее талант, создав для этого необходимую атмосферу, устраивая дома концерты и спектакли для гостей. Впоследствии они отдали дочь в Тернопольскую гимназию, которую она закончила экстерном. Там Соломия занималась в музыкальном кружке гимназистов и получила основы музыкальной грамоты.
Любовь к музыке и пению проявились у девочки еще в раннем детстве, к тому же у нее оказались очень хорошие музыкальные способности. Она с удовольствием исполняла услышанные от крестьян народные песни, училась играть на фортепиано, выступала на концертах в хоре «Русская беседа», которым дирижировал ее отец.
Интересы дочери, ее природные задатки и успехи увидели и поддержали родители. Они всячески помогали Соломии развивать ее талант, создав для этого необходимую атмосферу, устраивая дома концерты и спектакли для гостей. Впоследствии они отдали дочь в Тернопольскую гимназию, которую она закончила экстерном. Там Соломия занималась в музыкальном кружке гимназистов и получила основы музыкальной грамоты.
В 1891 году Саломея поступила во Львовскую консерваторию Галицкого музыкального общества, где училась по классу фортепиано и оперного пения. Во время обучения состоялось её первое сольное выступление: 13 апреля 1892 года певица исполнила главную партию в оратории Г. Ф. Генделя «Мессия».
В 1893 году Саломея Амвросиевна Крушельницкая с медалью окончила Львовскую консерваторию. В консерваторском дипломе Крушельницкой было написано: “Этот диплом получает панна Саломея Крушельницкая как свидетельство художественного образования, добытого образцовой старательностью и чрезвычайными успехами, особенно на публичном конкурсе 24 июня 1893 г., за которые была отмечена серебряной медалью…”.
В 1893 году Саломея Амвросиевна Крушельницкая с медалью окончила Львовскую консерваторию. В консерваторском дипломе Крушельницкой было написано: “Этот диплом получает панна Саломея Крушельницкая как свидетельство художественного образования, добытого образцовой старательностью и чрезвычайными успехами, особенно на публичном конкурсе 24 июня 1893 г., за которые была отмечена серебряной медалью…”.
И в том же году (15 апреля) дебютирует с большим успехом на сцене Львовской оперы в партии Леоноры в опере «Фаворитка» Доницетти. Затем следует успех в роли Сантуццы («Сельская честь»). И тут в жизни певицы происходит знаменательная встреча. Во Львове в тот год гастролировала знаменитая итальянская певица Джемма Беллинчони. Она была покорена талантом юной артистки и рекомендовала ей отправиться в Италию, считая, что только так Крушельницкая сможет достичь славы.
Осенью 1893 года Саломея уехала на учёбу в Милан к профессору Фаусте Креспи. В письме к отцу Саломеи, Амвросию, который хорошо владел итальянским языком, Фауста Креспи пишет:
«Как хотелось бы иметь в школе умных и здоровых духом учениц, похожих на мою любимую Саломею. Это было бы для меня утешением. Но, к сожалению, Саломея только одна! До сих пор я еще не видела ни одной девушки, которая хотя бы немного походила на нее. И это действительно так, мой дорогой отец! Саломея не только артистка душой, но и настоящий человек, одаренный всем сверх меры. Что это за замечательное создание!»
Львовскую консерваторию Саломея окончила как меццо-сопрано, но Фауста Креспи, оценив голос, сказала, что у нее лирико-драматическое сопрано и что надо переучиваться. Обучение было очень интенсивным и требовало от Саломеи незаурядной силы воли и добросовестного ежедневного труда.
Осенью 1893 года Саломея уехала на учёбу в Милан к профессору Фаусте Креспи. В письме к отцу Саломеи, Амвросию, который хорошо владел итальянским языком, Фауста Креспи пишет:
«Как хотелось бы иметь в школе умных и здоровых духом учениц, похожих на мою любимую Саломею. Это было бы для меня утешением. Но, к сожалению, Саломея только одна! До сих пор я еще не видела ни одной девушки, которая хотя бы немного походила на нее. И это действительно так, мой дорогой отец! Саломея не только артистка душой, но и настоящий человек, одаренный всем сверх меры. Что это за замечательное создание!»
Львовскую консерваторию Саломея окончила как меццо-сопрано, но Фауста Креспи, оценив голос, сказала, что у нее лирико-драматическое сопрано и что надо переучиваться. Обучение было очень интенсивным и требовало от Саломеи незаурядной силы воли и добросовестного ежедневного труда.
«Больше всего могу работать над музыкалиями и грамматиками — шесть часов в день, а остальное время остается на чтение и корреспонденцию»,— пишет молодая певица из Милана.
Саломея интенсивно изучала и языки. Есть документ, который она заполняла уже в старшем возрасте, поступая на работу в советскую консерваторию. В нем она написала, что английский и русский знает хуже, а польский, немецкий, итальянский, испанский и французский знает хорошо.
Всего год спустя начались ее выступления на итальянских сценах. В 1895 она дебютирует на сцене театра Кремоны в партии Манон Леско. Затем следуют успешные выступления в Парме, Триесте (Амелия в «Бал-маскараде», Леонора в «Силе судьбы», Джоконда в одноименной опере Понкьелли и др.), Бергамо (1897, «Богема»). Не забывает она и родной Львов, куда ее постоянно приглашают. Голос певицы обрел такую мощь, что ей под силу стали и вагнеровские партии (Эльза в «Лоэнгрине», Елизавета в «Тангейзере», Изольда).
В 1898-1902 году Крушельницкая блистает на сцене Варшавской оперы. Здесь одной из ее любимых ролей стала Татьяна. В этот период она неоднократно гастролировала в Петербурге, где ее партнерами были Э.Карузо, М. Баттистини, С. Арнольдсон, Л. Тетраццини и др.
Саломея интенсивно изучала и языки. Есть документ, который она заполняла уже в старшем возрасте, поступая на работу в советскую консерваторию. В нем она написала, что английский и русский знает хуже, а польский, немецкий, итальянский, испанский и французский знает хорошо.
Всего год спустя начались ее выступления на итальянских сценах. В 1895 она дебютирует на сцене театра Кремоны в партии Манон Леско. Затем следуют успешные выступления в Парме, Триесте (Амелия в «Бал-маскараде», Леонора в «Силе судьбы», Джоконда в одноименной опере Понкьелли и др.), Бергамо (1897, «Богема»). Не забывает она и родной Львов, куда ее постоянно приглашают. Голос певицы обрел такую мощь, что ей под силу стали и вагнеровские партии (Эльза в «Лоэнгрине», Елизавета в «Тангейзере», Изольда).
В 1898-1902 году Крушельницкая блистает на сцене Варшавской оперы. Здесь одной из ее любимых ролей стала Татьяна. В этот период она неоднократно гастролировала в Петербурге, где ее партнерами были Э.Карузо, М. Баттистини, С. Арнольдсон, Л. Тетраццини и др.
В 1902 году состоялось триумфальное выступление певицы в Париже. Вместе с Яном де Решке она пела в «Лоэнгрине». В 1903 году Крушельницкая поет Аиду в неаполитанском театре «Сан Карло».
В октябре 1904 года состоялось первое выступление певицы на сцене Ла Скала в опере «Адриана Лекуврер» Ф. Чилеа, и оно было весьма успешным. Но покорила грозную публику Ла Скала Крушельницкая, выступая в операх Рихарда Штрауса «Саломея» и «Электра» под руководством Артуро Тосканини.
В октябре 1904 года состоялось первое выступление певицы на сцене Ла Скала в опере «Адриана Лекуврер» Ф. Чилеа, и оно было весьма успешным. Но покорила грозную публику Ла Скала Крушельницкая, выступая в операх Рихарда Штрауса «Саломея» и «Электра» под руководством Артуро Тосканини.
Сотрудничество певицы с «дирижером всех времен и народов» началось значительно раньше. «Я выиграла с ним самые тяжелые и важные поля битвы. Вагнер, Каталани, Штраус — вот вехи нашего неутомимого труда и наших побед»,—признавалась артистка в одном из своих немногих интервью. Триумфальное выступление Саломеи Крушельницкой в театре Ла Скала – это как раз «Саломея», 1906 год. Это была итальянская премьера немецкой оперы.
Тогда скульптор Фарнези вычеканил медальон с изображением Крушельницкой в роли Саломеи в профиль. Там написано “Per ricordo”, что значит “на память”. Это было действительно триумфально, тогда газеты писали, что «Саломея» торжествовала в Ла Скала благодаря чарам Крушельницкой и магии Тосканини».
Еще при жизни Саломея Крушельницкая была признана самой выдающейся певицей мира. Среди ее многочисленных наград, в частности, звание «Вагнеровская примадонна» ХХ века. Петь с ней на одной сцене считали честью всемирно известные тенор Энрико Карузо, баритон Титта Руффо и высокий бас Федор Шаляпин.
Тогда скульптор Фарнези вычеканил медальон с изображением Крушельницкой в роли Саломеи в профиль. Там написано “Per ricordo”, что значит “на память”. Это было действительно триумфально, тогда газеты писали, что «Саломея» торжествовала в Ла Скала благодаря чарам Крушельницкой и магии Тосканини».
Еще при жизни Саломея Крушельницкая была признана самой выдающейся певицей мира. Среди ее многочисленных наград, в частности, звание «Вагнеровская примадонна» ХХ века. Петь с ней на одной сцене считали честью всемирно известные тенор Энрико Карузо, баритон Титта Руффо и высокий бас Федор Шаляпин.
17 февраля 1904 года в Миланском театре Ла Скала Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй». Несмотря на участие певцов Розины Сторкио, Джованни Дзенателло, Джузеппе де Лука, спектакль провалился.После этого Пуччини переработал оперу, и 29 мая на сцене театра «Гранде» в Брешии состоялась премьера новой редакции «Мадам Баттерфляй». В заглавной роли выступила Саломея Крушельницкая. На этот раз приём был совершенно иной. Аплодирующая публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену.
Триумфальный успех певицы вознес ее на вершину славы.
Триумфальный успех певицы вознес ее на вершину славы.
Партию Чио-Чио-Сан певица исполнила более сотни раз. По мнению критиков, именно Крушельницкая считается самой лучшей исполнительницей роли знаменитой гейши всех времен и народов. После завершения работы в этом образе певица подарила Пуччини свой экземпляр партитуры с собственными пометками на полях. В ответ композитор подарил Крушельницкой свой портрет с надписью «Самой прекрасной Баттерфляй». Знакомые композитора рассказывали, что единственным портретом в рабочем кабинете Пуччини было изображение украинской певицы.
- Джакомо Пуччини - "В ясный день желанный" (Un Bel Di) из оперы "Мадам Баттерфляй"
Ария "Un bel di vedremo" из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй»
Зафиксирован случай, когда после выступления ее 17 раз приглашали на бис.
Зато певица признавалась, что триумфы каждый вечер — это многовато. Победы в жизни не должны быть слишком частыми, это может расслабить. А она этого допустить не могла: строгое расписание, умеренная еда, запрет давать волю своим слабостям. В день выступления, оберегая свой голос, Крушельницкая ни с кем не разговаривала. В театр она приезжала за 2 часа до спектакля и сама себя гримировала. Ни намека на гордыню или тщеславие.
Оберегая свою самостоятельность, она даже научилась управлять автомобилем, в то время это мог делать редко какой мужчина. Не принимала она ухаживаний миллионеров. Те или предлагали или построить для нее отдельную оперу, или – еще хуже – просили бросить профессию.
Зафиксирован случай, когда после выступления ее 17 раз приглашали на бис.
Зато певица признавалась, что триумфы каждый вечер — это многовато. Победы в жизни не должны быть слишком частыми, это может расслабить. А она этого допустить не могла: строгое расписание, умеренная еда, запрет давать волю своим слабостям. В день выступления, оберегая свой голос, Крушельницкая ни с кем не разговаривала. В театр она приезжала за 2 часа до спектакля и сама себя гримировала. Ни намека на гордыню или тщеславие.
Оберегая свою самостоятельность, она даже научилась управлять автомобилем, в то время это мог делать редко какой мужчина. Не принимала она ухаживаний миллионеров. Те или предлагали или построить для нее отдельную оперу, или – еще хуже – просили бросить профессию.
Красивая женщина привлекала внимание многих мужчин, многократно Крушельницкую просили выйти замуж. Юрист и политик Теофил Окуневский, который составлял компанию певице во время прогулок, предлагал ей стать своей женой, на что получил отказ. Специально поехал в Италию, чтобы сделать предложение адвокат Николай Шухевич, после отказа он поцеловал распущенные волосы Саломеи и вернулся домой без лишних слов.
Сестра Саломеи рассказывала, что у певицы за всю жизнь была только одна любовь, к врачу-фармацевту Иосифу Белинскому. Медик был мужчиной красивым и обеспеченным, он служил при египетском дворе личным аптекарем короля. В Египте он был медиком, а для украинцев меценатом – на его средства были построены бурсы, гимназии, библиотеки в западной части территории страны. Белинский помогал финансово Лесе Украинке во время ее лечения за границей, Ивану Франко, Борису Гринченко, Василию Стефанику. По словам знакомых мужчины, Крушельницкая стала любовью всей его жизни, но судьба так и не позволила им быть вместе.
Уроженец Козовки, соседнего села с родным для Крушельницкой и также сын священника Билинский увидел Крушельницкую впервые в опере «Сила судьбы», на сцене в итальянском Триесте. На следующий день молодой человек предложил певице руку и сердце, на что Крушельницкая в очередной раз ответила отказом. В одном из писем затем свое решение певица объясняла тем, что не хотела делать Билинского несчастным своей огромной любовью к музыке. Одна из постановок в репертуаре Львовского театра имени Заньковецкой посвящена отношениям Крушельницкой и Билинского;
Сестра Саломеи рассказывала, что у певицы за всю жизнь была только одна любовь, к врачу-фармацевту Иосифу Белинскому. Медик был мужчиной красивым и обеспеченным, он служил при египетском дворе личным аптекарем короля. В Египте он был медиком, а для украинцев меценатом – на его средства были построены бурсы, гимназии, библиотеки в западной части территории страны. Белинский помогал финансово Лесе Украинке во время ее лечения за границей, Ивану Франко, Борису Гринченко, Василию Стефанику. По словам знакомых мужчины, Крушельницкая стала любовью всей его жизни, но судьба так и не позволила им быть вместе.
Уроженец Козовки, соседнего села с родным для Крушельницкой и также сын священника Билинский увидел Крушельницкую впервые в опере «Сила судьбы», на сцене в итальянском Триесте. На следующий день молодой человек предложил певице руку и сердце, на что Крушельницкая в очередной раз ответила отказом. В одном из писем затем свое решение певица объясняла тем, что не хотела делать Билинского несчастным своей огромной любовью к музыке. Одна из постановок в репертуаре Львовского театра имени Заньковецкой посвящена отношениям Крушельницкой и Билинского;
В 1910 году Крушельницкая вступила в брак с известным итальянским адвокатом, мэром Виареджо Чезаре Риччони, который был тонким знатоком музыки и эрудированным аристократом. Они сочетались браком в одном из храмов Буэнос-Айреса. После бракосочетания Чезаре и Саломея поселились в Виареджо (Италия). Здесь Саломея купила виллу, которую назвала «Саломе».
В 1920 году Крушельницкая в зените славы оставляет оперную сцену, выступив последний раз в Неапольском театре в любимых операх «Лоэнгрин» Р. Вагнера и «Лорелея». Дальнейшую свою жизнь Саломея посвятила камерной концертной деятельности, исполняя песни на восьми языках.
В 1929 году в Риме состоялся последний гастрольный концерт С. А. Крушельницкой.
В 1920 году Крушельницкая в зените славы оставляет оперную сцену, выступив последний раз в Неапольском театре в любимых операх «Лоэнгрин» Р. Вагнера и «Лорелея». Дальнейшую свою жизнь Саломея посвятила камерной концертной деятельности, исполняя песни на восьми языках.
В 1929 году в Риме состоялся последний гастрольный концерт С. А. Крушельницкой.
В 1938 году умер муж Крушельницкой Чезаре Риччони. После смерти мужа Саломея, тяжело переживая потерю, едет во Львов, чтобы увидеться с близкими и отдохнуть. Как писала ее племянница, Саломея Крушельницкая приехала«с одним чемоданчиком и одной ручной сумкой».
Но вернуться в Италию она не сможет из-за начала Второй мировой войны.
После присоединения в ноябре 1939 года Западной Украины к СССР, дом артистки во Львове был национализирован, ей осталась четырёхкомнатная квартира, в которой певица жила с сестрой Анной. Во время немецкой оккупации Львова С. Крушельницкая очень бедствовала, поэтому давала частные уроки вокала.
Но вернуться в Италию она не сможет из-за начала Второй мировой войны.
После присоединения в ноябре 1939 года Западной Украины к СССР, дом артистки во Львове был национализирован, ей осталась четырёхкомнатная квартира, в которой певица жила с сестрой Анной. Во время немецкой оккупации Львова С. Крушельницкая очень бедствовала, поэтому давала частные уроки вокала.
Львов. Дом, в котором Саломея Крушельницкая жила с 1903 по 1952 год (ныне музыкально-мемориальный музей) и улица, названная её именем (бывшая улица Чернышевского).Дом построен в 1884 г. по проекту архитектора Якуба Кроха. До 1939 года С. Крушельницкая была собственницей всего дома. В 1977 году на фасаде здания установлена мемориальная таблица С. Крушельницькой (скульптор – Е. Мисько).
В послевоенный период Крушельницкая начала работать во Львовской государственной консерватории им. Н. В. Лысенко. Однако её преподавательская деятельность едва начавшись, чуть было не закончилась. Во время «чистки кадров от националистических элементов» ей инкриминировали отсутствие консерваторского диплома. Позднее диплом был найден в фондах городского исторического музея.
Живя и преподавая в Советском Союзе, Крушельницкая, несмотря на многочисленные обращения, долгое время не могла получить советское гражданство, оставаясь подданной Италии. Наконец, написав заявление о передаче своей итальянской виллы и всего имущества советскому государству, Крушельницкая стала гражданкой СССР. Виллу тут же продали, компенсировав владелице мизерную часть от её стоимости.
В 1951 году Саломее Крушельницкой присвоили звание заслуженного деятеля искусств УССР, а в октябре 1952 года, за месяц до кончины, Крушельницкая получила звание профессора.
В 1951 году Саломее Крушельницкой присвоили звание заслуженного деятеля искусств УССР, а в октябре 1952 года, за месяц до кончины, Крушельницкая получила звание профессора.
Последний концерт состоялся во Львовской филармонии. На сцену уже с палочкой вышла Саломея Крушельницкая, чтобы в последний раз очаровать своим голосом. Певице было 77 лет.
16 ноября 1952 года Саломея Крушельницкая умерла от рака горла. Незадолго до ухода она сказала: «Как жаль, что после смерти я не смогу петь свои любимые песни». Её похоронили во Львове на Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника Ивана Франко.
Ой, де ти йдеш... Українська народна пісня
16 ноября 1952 года Саломея Крушельницкая умерла от рака горла. Незадолго до ухода она сказала: «Как жаль, что после смерти я не смогу петь свои любимые песни». Её похоронили во Львове на Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника Ивана Франко.
Ой, де ти йдеш... Українська народна пісня
Память о Соломии Крушельницкой запечатлена на мемориальных досках, памятных знаках, юбилейных монетах, марках. Ее имя носят оперный театр и музыкальная школа во Львове, музыкальное училище в Тернополе, школа в ее родном селе Белая, улицы в разных городах Украины. Ей посвящают конкурсы и фестивали оперного искусства. В театрах Львова и Милана установлены ее скульптурные портреты, в итальянском городе Торре-дель-Лаго, недалеко от дорогого сердцу певицы городка Виареджо, открыли ее бюст, а в Тернополе – бронзовый памятник.
В 1982 году на киностудии им. А. Довженко режиссером О. Фиалко был снят историко-биографический фильм «Возвращение Баттерфляй» (по мотивам одноименного романа В. Врублевской), посвященный жизни и творчеству Саломеи Крушельницкой. Картина основана на реальных фактах жизни певицы и построена как ее воспоминания. Партии Саломеи выполняет Гизела Ципола. Роль Саломеи в фильме исполнила Елена Сафонова.
#ЗнаменитыеИсполнители
#ЗнаменитыеИсполнители
Чем вагнеровские певцы отличаются от других певцов?
Оперы Вагнера - не оперы в привычном понимании, а музыкальные драмы, симбиоз музыки и литературы, которой подчинена музыка.
В его операх нет арий и мелодичной распевности.
Их вытеснили очень и очень пространная, психологически напряжённая повествовательность.
А певцы должны были обладать не только обязательной силой и блеском голоса, но и недюжинной физической выносливостью, способной совладать с непривычно большими вокальными партиями и циклопичностью опер (4-5 ч.)
"Мириться" с литературной риторикой опер Вагнера "заставляет" титаническое, экзальтированное дыхание симфонического оркестра, которого оперная музыка до Вагнера не знала.