11 ноя 2017

Я негодую," что браз хана Кучума изрядно закошмарен российскими, а затем и советскими историками. Словно вторя народным былинам и казачьим песням, исследователи раз за разом создавали образ коварного, кровожадного правителя. Хотя Кучум был не коварнее любого другого своего коллеги тех лет. А уж по части кровожадности его и вовсе далеко обставили жившие тогда европейские монархи, уничтожавшие собственных соотечественников планомерно и партиями не меньше, чем по несколько тысяч за раз.Ну, а ближайшим конкурентом в деле подчинения земель своей воле у Кучума и вовсе был московский государь Иван IV "прозванный за жестокий нрав Васильевичем" (как о том на полном серьезе говорится в одном западном исследовании). Кучум, разумеется, прекрасно понимал реалии своей эпохи. "Историкам", спекулирующим на НАЖОРИСТОЙ теме покорения Сибири, неплохо было бы почаще обращаться к документам, в которых эти реалии разъясняются со всей их жесткой прямотой.Быть может, Кучум был суров (как и всякий правитель того времени), быть может, ему было свойственно коварство (что свойственно вообще всем полководцам со времен китайца Сунь-цзы, сказавшего: "Война - это путь обмана". Но Кучум не был лицемерен. Ведь он, бухарский принц из династии Шибанидов, тоже попал на сибирский трон через большую кровь. "С очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли Сибирской", - сообщается в летописи Саввы Есипова".
___________________________________________
МНОГИЕ ВЕКА В ПРЕДАНИЯХ УПОМИНАЕТСЯ, ЧТО КЫЗЫЛЫ НАРОД КУЧУМ ХАНА, А ЗНАЧИТ ЧАСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДОВ КЫЗЫЛОВ ОТНОСЯТСЯ К ШЕБАНИДАМ. РОДИНА КЫЗЫЛОВ ИШИМСКАЯ СТЕПЬ,А ТАКЖЕ ПРОЖИВАЛИ ПО БАССЕЙНАМ РЕК ИРТЫШ, ТОБОЛ, УРАЛ, ОЗЕРА ЧАНЫ ИМЕНУЕМОЕ КЫЗЫЛАМИ САНА КЁЛЬ.
Обширные территории расселение кызылов говорит о многочисленности кызылского народа.
ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СИБИРСКОГО ХАНСТВА, КЫЗЫЛЫ УХОДЯ ОТ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ РУССКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ, ПРИМКНУЛИ КАЗЫМСКИМ ХАНТАМ, ЧАТАМ, БАРАБИНЦАМ, КАЗАХАМ СРЕДНЕГО ЖУЗА, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ОСТАЛАСЬ НА ЮГЕ УРАЛА ВОССОЕДИНИЛИСЬ БАШКОРТАМИ*, КАЗАНСКИМ ТАТАРАМИ**, ЧАСТЬ КЫЗЫЛОВ УШЛА К ОТРОГОМ КУЗНЕЦКОГО АЛАТАУ, ГДЕ ПРОЖИВАЮТ И ПОНЫНЕ. ВОЗМОЖНО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ЧИСЛЕННОСТЬ КЫЗЫЛОВ МЕНЬШЕ, НЕЖЕЛИ ДРУГИХ СУБЭТНОСОВ ХАКАССКОГО НАРОДА. У башкортов есть род "кызыл", "буга"
*Бошкорты. Среди бошкортов есть носители фамилии -Янгулов
** Казанские татары. Татарстане, Балтасинском районе находится село-ЯНГУЛОВО, среди татар много носителей фамилии - ЯНГУЛОВ, Южном Урале встречаются фамилии из рода Пуха(Буга) -Кадышевы, Табаткины.
У кызылов (50-60 гг прошлого столетия) среди мужчин были имена как УРАЛ, САНА, ЭРТЫШ.
"Население Сибирского ханства, то есть ТАТАРЫ* и подчинённые им манси и ханты", пишется этом материале. *ТАТАРЫ не являются ли кызылами, которые совместно Кучум ханом отстаивали свою Родину от иноземных захватчиков?
Исторические сведения о кызылах очень скудны, т.к. по моему мнению, наши хакасские исследователи, возможно зная яркие исторические сведения о кызылах, нежели качинцев, сагайцев, по моему мнению, умышленно замалчивали, не вносили записи общую историю хакасов. Знакомый тюрколог Кавказа, сообщил, что ХакНИИЯЛИ ячейки с материалами о кызылах пусты,но сохранились на них таблички с названиями материалов о "субэтносе" хакасского народа кызылов. Кто, и, с какой целью удалил сведения о кызылах - остается только догадываться.
_______________________________________________
Взлёт и падение "хана-узурпатора"
Бой на Чувашском мысу, случившийся 26 октября (5 ноября) 1582 года, предопределил судьбу Сибирского ханства. Отряд, в котором было около 800-850 казаков и немцев-наёмников разбил несколько тысяч татар хана Сибири Кучума. Ханству оставалось недолго. Но в историях о покорении Сибири часто забывается противник. Кем был хан Кучум, наблюдавший за разгромом своих воинов с горы и бежавший, оставив столицу ханства город Искер? Рассказываем о нём и, конечно, о Ермаке.
Борьба с сибирским ханом Едигером
Родился Кучум предположительно в 1510—1520 годах на Северном побережье Аральского моря, в улусе Алты аул. Значительную часть жизни он вёл борьбу с сибирским ханом Едигером. В этом ему помогал родственник, бухарский хан Абдулла-хан II. Войско Кучума состояло из узбеков, ногайских и казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году.
В 1563 году, в отмщение за смерть деда, Кучум убил Едигера и его брата Бекбулата, и занял город Кашлык (Искер, Сибир), став владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу, а равно и над барабинцами, чатами и иртышскими остяками. Только Сейдяк (Сеид-хан), сын Бекбулата, остался в живых и был отправлен для безопасности в Бухару.
Хан-узурпатор
Савва Есипов так пишет об этих событиях: «Сын Муртазы Кучум из Казахской орды, с очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли сибирской. Он подчинил себе многие народы. Прежде чем бог разгромил его царство и отдал его в руки православных христиан, царь Кучум многие годы свободно и спокойно правил в Сибири, собирая ясак».
Население Сибирского ханства, то есть татары и подчинённые им манси и ханты, смотрели на Кучума как на узурпатора, тем более что его опорой служило иноземное войско. Другие сибирские летописи говорят, что Сейдяк, после смерти своего отца и дяди, правил в Сибири, пока не пришел из Казанских степей Кучум, который взял город и принудил Сейдяка бежать в Бухару.
Кучум — правоверный мусульманин
Будучи правоверным мусульманином, Кучум многое сделал для распространения ислама в Сибири. Многие, которые не хотели добровольно по закону магометанскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые упорно сопротивлявшиеся были казнены. Введение новой веры сопровождалось многочисленными мятежами населения, в связи с чем Кучум запросил помощи у своего отца Муртазы, который прислал Кучуму большое войско.
По просьбе Кучума правитель Бухары шейбанид Абдулла-хан II трижды присылал Кучуму с бухарскими всадниками шейхов и сеидов для проповеди ислама.
Незадолго до прихода Ермака в Сибирь (1582) к Кучуму прибыл Шербети-шейх. По некоторым данным, Кучум вывез нескольких исламских учёных из Казани. Несмотря на эти меры, многие народы ханства оставались язычниками и после смерти хана.
Кучум достиг значительных успехов в укреплении своего государства. Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племен, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.
Походы во владения Грозного царя. Война с Ермаком
Захватив Сибирское ханство, Кучум тем не менее продолжал платить ясак и отправил в Москву посла с 1000 соболей в 1571 году. Впрочем, после окончания войны с прежними сибирскими владыками, он подступил к Перми. Появление Кучума у Перми спровоцировало попытку отделения ногайских татар от Москвы и черемисский бунт.
Несколько дальнейших походов его войск во владения Ивана Грозного и Строгановых в итоге привели к потере им власти в Сибирском ханстве. 1 октября 1581 Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 26 октября его стан был разбит казаками, основные войска, состоявшие из местных народов, разбежались, и Ермак беспрепятственно вступил в Искер, столицу Сибири.
Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и ведущих разный образ жизни.
Помимо этого, многие местные князьки считали, что им намного выгоднее было подчиниться казакам, а потом московскому царю, чем служить пришлому хану, опиравшемуся к тому же на силу чуждых им бухарских, узбекских, ногайских, казахских отрядов. А главное — у Кучума не было большого опытного войска, его гвардия и уланы, набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами, были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику и вооружение. Им было сложно противостоять опытным в военном искусстве казакам и иностранным наёмникам, в большинстве своем использовавшим огнестрельное оружие, качественные защитные доспехи и владевшим самыми передовыми техниками боя.
Кучум, бежав в Ишимские степи, стал поднимать инородцев, следил постоянно за Ермаком и наконец, 6 (16) августа 1585, напав на него врасплох, разбил его отряд. Впрочем, борьба продолжалась до самого конца XVI века.
Хан-беглец
В 1597 году Кучум предложил заключить мир, при условии возврата земель по Иртышу и освобождения Шаима и двух других гостей, которые были направлены к Кучуму послами, а из имущества послов прошу вернуть воз с пушниной. В ответ московские власти послали Кучуму несколько грамот от Маметкула и Абдул-Хаира с предложением перехода на царскую службу и приезда в Москву. Кучум грамоты не принял.
Кучум, высоко ценивший свободу, вовсе не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал, по возможности тянул время и копил силы для решающего удара. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли решительное наступление.
В сражениях 1598 года погибло множество татар, погибли брат, сын и двое внуков Кучума, большая часть гвардии хана была убита. Сам же хан сумел бежать за Обь. Настроение старого, разочарованного, сломленного неудачами хана можно передать его же словами, когда ему в очередной раз предложили пасть ниц перед русским царём: «Я не пошел на поклон к падишаху, как он того хотел в ярлыке своем, а ведь я тогда был совсем здоров. Какая мне теперь нужда идти к нему под меч? Я теперь глух и слеп. Всего лишился. Взяли моего Асманака, который был купцом. Если бы забрали всех сыновей и оставили одного Асманака, я бы ещё пожил. А теперь сам я пойду к ногайцам, а сына отправлю в Бухару».
В течение некоторого времени Кучум кочевал около озера Зайсан. Затем он решил вернуться в Ишимские степи, где надеялся найти свою разбросанную по разным местам семью и своих улусных людей. Это, может быть, ему удалось бы, если бы он не вооружил против себя калмыков, приказав угнать у них несколько лошадей, необходимых ему для продолжения пути. Этот поступок шел настолько вразрез с долгом беглеца, принятого дружелюбно чужим народом, что оскорблённая сторона считала себя вправе отомстить ему. Калмыки догнали его на реке Нор-Ишиме у озера Каргальчина. Там были перебиты остальные его люди, но Кучум снова спасся бегством.
Смерть хана-узурпатора
Некоторые летописи сообщают, что Кучум отправился в Казакскую орду, другие же (Ремезовская) указывают здесь на ногайцев. Абулгази в рассказе о гибели хана упоминает о манкатах, под которыми разумеет каракалпаков. Царевич Канай, отказываясь от правления над бухарским городом Шавраном, опасался, что ему не поздоровится, как и его отцу, которого таким же образом «учинили» князем, пригласив приехать в землю калмыков и коварным образом убив там сразу же по прибытии.
Кучум погиб насильственной смертью среди одного из этих народов. Одним из мест гибели считается Тенгиз-Кургальджинская впадина. Скорее всего Кучум погиб в 1601 году. В том году сын Кучума Али стал ханом.
В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума — царевичи Аблайкерим и Кирей — продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620—1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли

Комментарии

Комментариев нет.