Чугунные шедевры станции Аткарскъ.

1895г.

Сегодня мы рассмотрим старинные раритеты конца 19-го века из дома дежурных паровозных бригад (д.д.п.б.)на станции Аткарск. Да, есть такие. Они неизвестны широкому кругу историков, их мало кто видел, но ценность их велика, поскольку скрывает некоторые нюансы художественного вкуса николаевской России.
Ранее, в "Аткарском уезде" мы уже определили авторство чугунных козырьков на современных зданиях администрации и прокуратуры, даже нашли место откуда они когда-то были взяты. Целая детективная история. Теперь очередь пришла для чугунных литых кронштейнов с дома д.п.б.
К счастью, чугунный шедевр сохранился на сто процентов. Он даже не пострадал при монтаже газовых труб. Чтобы легче рассмотреть детали показываем прорисовку.
Само здание, где на подъезде крепился козырёк построено в 1895 году. Через год после железнодорожного вокзала. Если быть точным, домов для паровозных бригад - два. В музее локомотивного депо есть макет местности до революции. Фактически многие объекты до сих пор на своих местах.
Это Верхнестрижевская, по-старому, улица. Потом она стала называться Водопроводная, когда провели водоканал до станционной водоёмной башни. О ней мы тоже, ранее подробно рассказывали. Сейчас это тихий закуток железнодорожного пространства. Вход с улицы Чапаева.
Итак, присматриваясь к растительному рисунку чугунного кронштейна, мы можем уверенно сказать, что ведомство РУ ж/д заказало изделие для домового подъезда у литейной мастерской при Саратовском Александровском ремесленном училище. Как это понять? - По особенностям четырехлепесткового цветка. Это ранний вариант 1890-х годов. Такие же металлические цветки есть на вышеупомянутых кованых козырьках при администрации и прокуратуре, а также на ограде саратовского сада "Липки". Только в нашем случае это литье 1895года, а там ковка 1908 года. Такие цветки - характерный распознавательный штрих работы АРУ.А сам растительный орнамент в стиле русский модерн был крайне популярен на стыке веков. Что-то похожее есть даже на банкнотах.
На подъезде второго дома д. п. б., как ни странно, другой образец кронштейнов. Теперь уже, сделанный на заказ в кузнецкой мастерской. Но тем интересней изучать материал.
Здесь все просто. Изгибы листового прута, соединенные стальными клепками. До наших дней сохранился ещё один подобный кронштейн козырька из той же кузни. Он на подъезде дома Советская/Аткарская.
Сам комплекс зданий для железнодорожных служащих интересен по архитектурным изыскам того времени. Здесь сохранилась и стальная пожарная лестница, и каменное крыльцо из монолитного камня и лестничные пролёты из бетона конца 19 века со следами от естественного износа. Очень все визуализировано под время начала царствования Николая Второго(1894г.).И аткарского городского головы Ф. Н. Павлюкова. Дома из красного кирпича для того времени были самыми прогрессивными. Они имели крышу из стальных листов с водосточными трубами. Кстати, трубы сгнили, а на стенах остались чёрные полосы вьевшейся ржавчины...
Обитателей новых домов РУ ж/д мы тоже можем увидеть на историческом фото 1896 года, когда все служащие собрались на перроне у вокзала по случаю празднования Дня железнодорожника в первый раз.
Есть между домов и загадочный объект, предназначение которого историки называют по-разному. Кто-то утверждает, что это гауптвахта для проштрафившихся машинистов.
Я же, придерживаюсь версии, что цилиндрический полностью бетонированный объект, включая крышу - это хранилище для керосина.Ведь для нужд двух домов его нужно много. Есть и совсем неразгаданные загадки, связанные с подземельем, ведущим под один из домов и этот объект. Но это знали лишь те, кто жил сто лет назад и более. Для чего и как. Местный житель показал фотографу и металлическую панель под телеграфную линию у комнаты с фальшокном.
Не исключено,что одно из жилых помещений служило для телеграфного сообщения. Дома для дежурных паровозных бригад строились по всей Российской империи. В Аткарске- из кирпича, и при том, двухэтажные! . В таких домах предусматривались и кухни общего пользования и даже библиотека-читальня с набором книг. Дома проектировались для отдыха паровозных бригад. А именно машинистов паровоза, как самых ценных кадров. Кочегары и помощники жили в деревянных бараках. Главная цель - быстро вызвать бригаду в рейс.
Дом паровозных бригад-место, где они могли отдохнуть между рейсами(в пределах одной рабочей смены) или просто в ожидании своего поезда. Они строились по принципу общежития.
В 1894 году вышло "Руководство службы паровозного машиниста". В этом наставлении была глава "Отдых паровозной прислуги". Интересен момент, что обеспечение безопасности движения учитывало и заявление паровозной бригады, когда она не могла выйти в рейс в силу большой усталости после работы в исключительных случаях. Вообще же, продолжительность бессменного нахождения на паровозе не должна была превышать 12 часов. Но бывало машинист вёл паровоз при необходимости при согласии начальника и 16 часов и даже 24 часа. Это, когда снежные заносы, опоздания поездов. Нередко были случаи отправления в рейс без отдыха, если не было замены. И, как правило, машинист не мог отказать дежурному выйти уставшим в ночную смену, так как сам дорожил местом и не хотел оставить семью без куска хлеба. Поэтому, я не поддерживаю версию, что бетонный цилиндрический объект меж домов-гауптвахта. Дисциплина граничила с боязнью потерять работу. Какое уж тут разгильдяйство.
Историк А. Н. Минх на своей карте 1908 года обозначил двухэтажные дома из красного кирпича как квартиры железнодорожных служащих. Может оно и верно, чем дальше развивалась узловая станция Аткарск, тем больше появлялось обученных местных машинистов. И дома стали не общежитейного типа, а просто жилыми,оттдаными под постоянное проживание,а не под отдых в течении рабочей смены.
А в городе ещё можно встретить и ровесников этих домов-рельсы завода Димидова 1892 года.
Тема, рассмотренная нами, объёмна по содержанию, бесценные экспонаты, связанные с железной дорогой есть в музее локомотивного депо, а также в Аткарском краеведческом. Машинист паровоза, в отличии от другой паровозной прислуги при царе имел карманные часы "Павел Буре". А отличить его среди людей можно было безошибочно по "шарманке" - сундучку, обитому жестью- для провизии. Такой саквояж есть в музее ЮУ ж/д. Наверняка, пользовались такой конструкцией и у нас. Чтобы не сжечь и не помять случайно.
В 1905 году машинист паровоза РУ ЖД получал в день 1 рубль 30 копеек. Примерно 2000 рублей на наши. Дослужиться до машиниста можно было за 12 - 15 лет работы в депо, пройдя от обтирщика, слесаря-котельщика и до помощника машиниста. Поэтому и строили для таких ценных кадров дома. Один раз мне на улице Вали Макеевой(Вокзальной) подвернулась на тротуаре пуговица с сюртука железнодорожника времен Николая Второго. Видимо, не случайно, чтобы рассказать об чугунных раритетах с удивительных домов при депо.
Спасибо за внимание.
Автор:Анастасия Гриднева.

Комментарии