Комментарии
- 4 июн 2016 11:41Рабия Асадулаева
- 4 июн 2016 12:03Zahra AlievaПо. Чаше пишите историю Дагестане
- 4 июн 2016 13:11Али МагомедовПо больше бы таких руководителей ипредвадителей для Дагестана.
- 4 июн 2016 17:40Шамсудин АслуевПравильно будет если будут писать про таких людей, а не про революционеров Ленина и Шамиля. Ленин взял власть опираясь на рабочих и крестьян, а Шамил опираясь на мюридов. Разница была только в форме правления. У них была жажда власти.
- 4 июн 2016 17:42А К МВеликий Аварец!!!
- 4 июн 2016 17:43А К МЧто то помельчали аварци сейчас
- 4 июн 2016 17:59горец 2Прежде чем рассуждать кого то с перва учи историю и не трогай тех кого Всевышний очистил твои руки от их крови и не забывай очистить язык от упреков в их адрес
- 4 июн 2016 18:02горец 2Шамиль это личность перед которым скланяют головы многие герои и правители
- 5 июн 2016 18:52А К М ответил Шамсудину АслуевуЭто кошунство сравнить великого имама "рах!ималлагь"с этим безбожником
- 5 июн 2016 18:53А К М ответил горцу 2Проси прашения аллагьа
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Авар годекIан✅
:Амиров АМ
Умма-хан V
Умма-хан встал во главе Аварского ханства в возрасте 12 или 13 лет. Сменил на престоле своего отца Мухаммад-нуцала IV, который был «предательски» убит акушинцами во время переговоров с Фатали-ханом Кубинским.
При Умма-хане Аварское ханство расширило свои границы как за счёт подчинения аварских вольных обществ, так и за счёт соседних территорий.
Умма-хану платили дань грузинский царь Ираклий II, дербентский, кубинский, бакинский, ширванский, шекинский ханы и ахалцихский паша (с условием, чтобы он не грабил их владения) Ему подчинялась также Джарская республика
Умма-хан родился в 1761 или 1762 году, в семье аварского хана Мухаммад-нуцала IV и Баху, дочери Хан-Мухаммада Кайтагского.
В начале 1740-х годов в Хунзахе укрывались члены семьи кайтагских уцмиев, что предопределило возникновение в дальнейшем династических браков между аварскими и кайтагскими правящими домами. Бежавший от полчищ Надир-шаха, кайтагский уцмий Ахмад-хан провёл в Аварии целый год и в 1743 или 1744 году выдал за Мухаммад-нуцала Баху, дочь своего покойного сына Хан-Мухаммада].
От Баху у Мухаммад-нуцала, кроме Умма-хана, было ещё три дочери: Хистаман, Аймесей и Бахтика. Вторую жену Мухаммад-нуцала звали Марьям; это была грузинка, принявшая ислам. Она родила Мухаммад-нуцалу сына по имени Гебек.По поводу имени Умма-хана приводит интересное замечание дагестанский историк начала XX века Гасан Алкадари, который считал, что «Умахан взято от имени Омар-хан, как искажённое в употреблении», поскольку искажения имён в Дагестане бывают часто. С этим мнением не согласен современный дагестанский историк и журналист Ш. М. Хапизов]. В своей работе «Ума-нуцал (Умахан) Великий» он утверждает, что это имя не имеет ничего общего с именем Омар и является аварским антропонимом. Приставки же «хан» или «нуцал», встречающиеся в источниках, по его мнению, обозначают лишь сословное происхождение и не являются именем.
Ума-хан — сын Мухаммад-нуцала, был красивым мужчиной, преисполненным глубокого достоинства, человеком выдержанным и в то же время отважным, приветливым и благодетельным. У него было прекрасное лицо, приятный тембр речи. Говорил он на литературном языке и обладал хорошей памятью. С людьми, находившимися в унылом состоянии, он старался шутить, чтобы редким, интересным словцом или выражением, успокоить их и даже развеселить. Из уст его никогда не исходили гнусные слова и гневные речи. Будучи и в радости и в горе, при народе он постоянно улыбался, как знатным людям, так и самым что ни есть низким, и этим заставлял их забывать свои тревоги и печали.Во внутренней политике Умма-хан старался избегать жестокостей, был мягким, щедрым и милосердным человеком. «На фоне же князей и властителей», писал Х. Геничутлинский, «он был подобен свирепому льву. Он презирал страх. Прославленные эмиры при встрече с ним вели себя как ягнята»
Умма-хан прославился прежде всего своими многочисленными военными походами в закавказские страны[22]. По сообщению А. А. Неверовского, никогда дагестанские горцы «не были так страшны, вообще для всего Закавказья, как во второй половине XVIII столетия, а в особенности когда имели предводителем Омар-Хана Аварского»