За более чем вековую историю развития авиации система опор летательного аппарата, которая называется «шасси», также прошла длинный путь эволюции. Каких систем только не напридумывали – и лыжные шасси, и с воздушной подушкой, и с гусеницами…Но, конечно, наиболее распространенной системой были и остаются колесные шасси. Это наиболее удобная и несложная конструкция, хорошо отработанная на сотнях моделей самолетов.
Если самолет имеет большую массу, то для облегчения нагрузки на отдельное колесо (часто называемое пневматиком) делают сразу несколько небольших колес, объединяемых в колесные тележки. Другие преимущества такого решения – уменьшение давления на покрытие взлетно-посадочной полосы и дублирование в случае прокола или неисправности одного из пневматиков. Но в истории авиации есть хороший пример тяжелого самолета, имеющего на каждой стойке шасси по одному колесу. Но очень большому! Речь идет об американском межконтинентальном стратегическом бомбардировщике Convair B-36 «Миротворец».
Сам самолет заслуживает отдельного упоминания. Разработка его началась до начала Великой Отечественной войны – в начале 1941 года. Вторая Мировая война уже шла в Европе, и американцам был нужен самолет, который мог бы бомбить нацистскую Германию в случае, если британцам пришлось бы капитулировать – причем, бомбить, базируясь на территории США. Уже после Второй Мировой войны и начала «холодной войны» самолет должен был использоваться для доставки ядерных боеприпасов до территории СССР.
Сразу, что бросается в глаза при взгляде на самолет – это винты. На крыле расположены шесть поршневых двигателей с толкающими (а не тянущими, как в большинстве случаев) винтами. В более поздних модификациях на самолет установили еще 4 турбореактивных двигателя. Таким образом, самолет стал оборудован сразу 10 двигателями, 6 из которых были винтовыми, и 4 – турбореактивными, поэтому пилоты говорили про них – «six turning, four burning» («шесть крутятся, четыре горят»).
Convair B-36 так ни разу и не участвовал в боевых действиях, хотя разведывательные модификации успешно бороздили небо. К концу 1950-х годов самолет сильно устарел, особенно с появлением знаменитой «стратосферной крепости» B-52. Возвращаясь к шасси, необходимо заметить, что одним колесом на стойке была оснащена только модификация XB-36. Эта модель была изготовлена для экспериментальных целей в единственном экземпляре в 1946 году, и отличалась устройством кабины и шасси. Экипаж состоял из 15 человек (два пилота, штурман-бомбардир, штурман, бортинженер, два радиста, три передних стрелка и пять задних стрелков). На борту имелось четыре койки для отдыха.
Самолет получился очень тяжелым. На момент своего первого вылета это был самый тяжелый и самый большой самолет в мире. Поэтому колеса шасси имели громадные размеры: 280 см в диаметре, 90 см толщину и массу 600 кг. Из каждого такого колеса можно было изготовить около 60 автомобильных покрышек.
Из-за огромного давления на ВПП, которое создавал XB-36, самолет мог взлетать и садиться на очень ограниченное количество аэродромов – собственно, их было всего три. Через два года, в течение которых испытывался бомбардировщик, на шасси были установлены колесные тележки с четырьмя колесами диаметром 142 см, что позволило воздушному судну садиться на большинство военных аэродромов.
Единственный сохранившийся экземпляр колеса-гиганта сегодня выставлен в музее ВВС США в Дейтоне.
Мировая Авиация™
У какого самолета самое большое колесо шасси?
Если самолет имеет большую массу, то для облегчения нагрузки на отдельное колесо (часто называемое пневматиком) делают сразу несколько небольших колес, объединяемых в колесные тележки. Другие преимущества такого решения – уменьшение давления на покрытие взлетно-посадочной полосы и дублирование в случае прокола или неисправности одного из пневматиков.
Но в истории авиации есть хороший пример тяжелого самолета, имеющего на каждой стойке шасси по одному колесу. Но очень большому! Речь идет об американском межконтинентальном стратегическом бомбардировщике Convair B-36 «Миротворец».
Сам самолет заслуживает отдельного упоминания. Разработка его началась до начала Великой Отечественной войны – в начале 1941 года. Вторая Мировая война уже шла в Европе, и американцам был нужен самолет, который мог бы бомбить нацистскую Германию в случае, если британцам пришлось бы капитулировать – причем, бомбить, базируясь на территории США. Уже после Второй Мировой войны и начала «холодной войны» самолет должен был использоваться для доставки ядерных боеприпасов до территории СССР.
Сразу, что бросается в глаза при взгляде на самолет – это винты. На крыле расположены шесть поршневых двигателей с толкающими (а не тянущими, как в большинстве случаев) винтами. В более поздних модификациях на самолет установили еще 4 турбореактивных двигателя. Таким образом, самолет стал оборудован сразу 10 двигателями, 6 из которых были винтовыми, и 4 – турбореактивными, поэтому пилоты говорили про них – «six turning, four burning» («шесть крутятся, четыре горят»).
Convair B-36 так ни разу и не участвовал в боевых действиях, хотя разведывательные модификации успешно бороздили небо. К концу 1950-х годов самолет сильно устарел, особенно с появлением знаменитой «стратосферной крепости» B-52.
Возвращаясь к шасси, необходимо заметить, что одним колесом на стойке была оснащена только модификация XB-36. Эта модель была изготовлена для экспериментальных целей в единственном экземпляре в 1946 году, и отличалась устройством кабины и шасси.
Экипаж состоял из 15 человек (два пилота, штурман-бомбардир, штурман, бортинженер, два радиста, три передних стрелка и пять задних стрелков). На борту имелось четыре койки для отдыха.
Самолет получился очень тяжелым. На момент своего первого вылета это был самый тяжелый и самый большой самолет в мире. Поэтому колеса шасси имели громадные размеры: 280 см в диаметре, 90 см толщину и массу 600 кг. Из каждого такого колеса можно было изготовить около 60 автомобильных покрышек.
Из-за огромного давления на ВПП, которое создавал XB-36, самолет мог взлетать и садиться на очень ограниченное количество аэродромов – собственно, их было всего три. Через два года, в течение которых испытывался бомбардировщик, на шасси были установлены колесные тележки с четырьмя колесами диаметром 142 см, что позволило воздушному судну садиться на большинство военных аэродромов.
Единственный сохранившийся экземпляр колеса-гиганта сегодня выставлен в музее ВВС США в Дейтоне.