Гражданская авиация в годы Великой отечественной войны

С первых дней Великой Отечественной войны летчики гражданской авиации стали выполнять боевые задания. Уже 23 июля 1941 г. Гражданский воздушный флот (ГВФ) начал перестраивать свою работу в соответствии с требованиями военного времени. Аэрофлот в оперативном отношении был подчинен Наркомату обороны, сформированы авиационные группы ГВФ особого назначения, авиаотряды для обеспечения частей Военно-Морского флота СССР. В июле 1941 г. приказом народного комиссара обороны СССР весь личный состав ГВФ, зачисленный в особые авиагруппы, считался призванным в Красную Армию. Многие пилоты, штурманы, инженеры, борттехники, бортрадисты перешли в Военно-Воздушные Силы, в дальнюю бомбардировочную авиацию.

В ноябре 1942 г. на базе авиагрупп были созданы отдельные авиаполки ГВФ, сформированы и три авиадивизии: транспортная, связи и перегонки самолетов с заводов. Несмотря на значительные трудности, вызванные эксплуатацией гражданских самолетов в условиях военных действий, летчики с честью выполнили поставленные перед ними задачи. В июле 1941 г. газета <Правда> писала: <Пилоты гражданской авиации самоотверженно несут свою службу. Десятки полетов в день совершают они на фронт, доставляя грузы войскам, перевозя тяжелораненых и консервированную кровь для переливания. Во время полетов им часто приходится выдерживать ожесточенные атаки немецко-фашистских истребителей...>

Экипажи самолетов гражданской авиации в дни войны решали не только транспортные задачи. Они наносили смелые бомбовые удары по военным объектам и позициям противника, вели воздушную разведку, забрасывали в тыл десантников, поддерживали связь между штабами Красной Армии, доставляли на временно оккупированную советскую землю листовки и газеты, обеспечивали снабжение партизанских соединений
Всего за годы войны гражданская авиация перевезла более 2 млн. 350 тыс. чел. и 278 тыс. т грузов. Особенно сложными и ответственными были полеты к партизанам, которые выполнялись при любой погоде и плохой видимости, под огнем вражеских истребителей и зенитных орудий. Летчики ГВФ доставляли в партизанские отряды боеприпасы, вооружение, медикаменты и другие необходимые грузы, вывозили тяжелораненых, женщин, детей, разведывательные материалы. Героизмом, мужеством и высоким летным мастерством наших летчиков восхищались не только бойцы советских партизанских отрядов, но и партизаны Югославии, Польши, Словакии, антифашисты Болгарии, Греции, Италии, Франции. Всего за годы войны подразделения Аэрофлота совершили 1,5 млн. самолето-вылетов, из них только с посадкой в тылу врага - около 20 тыс., эвакуировали в госпитали около 347 тыс. тяжелораненых, доставили на фронт более 2 тыс. т консервированной крови и около 1700 т медикаментов.
В значительной степени успех выполнения боевых заданий обеспечивался самоотверженным трудом инженерно-технического состава полков и дивизий ГВФ. В условиях полевых аэродромов, часто под огнем противника специалисты наземных служб поддерживали в надлежащем состоянии взлетно-посадочные полосы, укрывали технику, ремонтировали и готовили к вылетам самолеты.

Большой объем работ выполняли подразделения ГВФ в тылу страны, обеспечивали нужды оборонной промышленности, перевозили пассажиров и грузы на внутренних и международных линиях, перегоняли самолеты с заводов на фронт, ремонтировали авиатехнику, восстанавливали аэропорты на освобожденной от врага территории. Несмотря на трудности военного времени, гражданская авиация продолжала использоваться в сельском хозяйстве, при поисках полезных ископаемых, в других отраслях народного хозяйства.
Заслуги работников ГВФ в годы Великой Отечественной войны были высоко оценены Родиной: шести фронтовым частям присвоены звания гвардейских, 9 награждены боевыми орденами, 12 получили почетные наименования. Орденами и медалями отмечены более 12 тыс. авиаторов ГВФ, а 15 особо отличившихся летчиков удостоены звания Героя Советского Союза.

Комментарии

Комментариев нет.