28 янв 2016

Strv.

103 или Шведская "стерва"...
Основной боевой танк Strv.103 - единственный в мире безбашенный танк, состоявший на вооружении. Его компоновочная схема является уникальной за весь период послевоенного мирового танкостроения. В ней применены принципиально новые конструктивные решения, основным из которых является: использование в качестве силовой установки двух разнотипных двигателей - газотурбинного и дизельного, отсутствие башни, неподвижная относительно корпуса танка установка пушки и наводка ее на цель при помощи поворотов корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскостях, двойное бронирование корпуса танка - основное для экипажа и жизненно важных систем и вспомогательное для второстепенных агрегатов...

Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814927515431
Разработка боевой машины, известной также под обозначением "5" велась еще с конца 1950-х годов. Первые опытные образцы были изготовлены в 1961 году. Серийное производство осуществлялось фирмой Bofors с 1966 по 1971 год. Изготовлено 335 единиц...
Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814927589415
Танк Strv.103 имеет безбашенную схему компоновки с установкой основного вооружения в корпусе. Пушка установлена в лобовом листе корпуса без возможности качания по вертикали и горизонтали. Ее наведение осуществляется изменением положения корпуса в двух плоскостях. В передней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение, за ним - отделение управления, одновременно являющееся боевым. В этом отделении справа от пушки располагается командир, слева - механик-водитель (он же - наводчик), за ним лицом к корме машины - радист. В случае необходимости он может управлять танком при движении задним ходом. Командир имеет низкопрофильную башенку с углом вращения 208° и одностворчатой крышкой люка. Корма машины занята автоматом заряжания...
Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814927655463
Корпус танка Strv.103 сварен из листов катаной броневой стали. Эффективность броневой зашиты повышена за счет больших углов наклона бронелистов к вертикали (в первую очередь - верхнего лобового бронелиста) и малой площади лобовой и бортовой проекций корпуса...
Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814927738663
В средней части корпуса жестко установлена нарезная 105-мм пушка L74, представляющая собой модификацию английской пушки L7. Пушка L74 выпускалась в Швеции по лицензии и отличалась от своего английского прототипа в основном длиной ствола - 62 калибра по сравнению с 52 калибрами у L7. Пушка имеет гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Живучесть ствола достигает 700 выстрелов. Стрельба из пушки может вестись всеми боеприпасами, разработанными для L7. Боекомплект состоит из 50 выстрелов в основном с подкалиберными, осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. На стволе пушки установлено эжекционное устройство...
Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814927816487
Вариант неподвижной установки пушки был выбран конструкторами для того, чтобы снабдить ее относительно простым и надежным автоматом заряжания, состоящим из подающего и досылающего механизмов и трех магазинов с выстрелами. Один магазин емкостью 25 выстрелов установлен справа от пушки, а два других емкостью 20 и 5 выстрелов - слева от нее. При перезаряжании орудия стреляная гильза выбрасывается через люк в кормовой части танка. Автомат заряжания обеспечивает техническую скорострельность до 15 выстр./мин. Загрузка AЗ осуществляется вручную через два кормовых люка и занимает 5-10 мин...
Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814927889447
Наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется продольным качанием корпуса за счет регулируемой гидропневматической подвески в пределах от -10" до -1-12", в горизонтальной - поворотом танка. Два курсовых 7,62-мм пулемета установлены в бронированном коробе в левой передней части корпуса, справа от пушки установлен пристрелочный пулемёт, а слева от командирской башенки - зенитный. Для постановки дымовых завес по обе стороны командирской башенки смонтированы четырехствольные гранатометы...
Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814927927847
Стрелять из пушки могут как командир танка, так и наводчик. Они имеют дублированные приводы управления танком и комбинированные перископические бинокулярные прицелы OPS-1 Jungner с 6-, 10- и 18-кратным увеличением. Прицел командира стабилизирован в двух плоскостях наведения. Все члены экипажа пользуются перископическими приборами наблюдения: у командира танка четыре таких прибора (установлены по периметру командирской башенки), у наводчика - один, у радиста - два...
Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814927974695
На танке Strv.103 установлена комбинированная силовая установка, состоящая из основного дизельного двигателя Rolls-Royce К60 мощностью 240 л.с. и вспомогательного ГТД Boeing 502-10МА мощностью 270 л.с. ГТД связан с дизелем механическим редуктором и должен подключаться к последнему для совместной работы при движении машины в сложных условиях. Он может использоваться и для запуска дизеля зимой...
Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814928013607
Трансмиссия - гидромеханическая DRH-1M фирмы Volvo. Она включает в себя гидротрансформатор, коробку передач и механизм поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Коробка передач обеспечивает две передачи переднего хода и две - заднего, при этом движение назад может осуществляться с той же скоростью, что и движение вперед. Управление танком в этом случае берет на себя радист...
Strv.103 или Шведская "стерва"... - 814928046631
И наконец, почему именно "стерва"?.. Надеюсь почему "шведская" понятно без дополнительных пояснений... Все очень просто. Название этого танка произносится по-русски как "эС-Тэ-эР-Вэ - стО три", что вполне созвучно этому слову...

Примерно в тоже самое время, когда потомки викингов вояли свою нетривиальную "стерву", сумрачный тевтонский гений, не без оснований опасаясь многочисленных танковых орд Советов, усердно и кропотливо возился с не менее интересным панцером. По общей компановке он был схож со шведским ОБТ, но имел аж целых две пушки... На вооружение его в отличии от "стервы" не приняли... Но это уже совсем другая история...

#оружие #ликбез #история #бронетехника #швеция

Комментарии

Комментариев нет.