28 дек 2016

"Блатные" номера СССР

Желание быть “неприкасаемым” за счёт
номерных знаков повелось на Руси с момента появления на машинах этих
самых знаков отличия. Было время, когда сотрудник ГАИ мог в одночасье
лишиться своего места работы за то, что не до конца изучил служебную
инструкцию! В брежневские времена машины наружного наблюдения КГБ, в
качестве которых использовались “копейки” (“ВАЗ-2101”) и “Москвичи”,
имели особые номера. Помимо того что под капотами у них
были спрятаны форсированные двигатели, каждый постовой обязан был блюсти
букву “инструкции для служебного пользования”. Тогда номерные знаки
состояли из четырех цифр, и если сумма двух первых была равна сумме
вторых, то это означало, что за рулём находятся гебисты. В других
подразделениях спецслужб были иные отличительные черты: сумма первых
должна была равняться либо семи, либо одиннадцати. Поди тут разберись!
Бедные гаишники: они должны были неплохо разбираться в арифметике и
складывать цифры на номерах при виде проносящейся мимо них по резервной
полосе машины. Не сосчитаешь вовремя — лишишься работы.
Куда
проще было, например, с другой кастой неприкасаемых: с артистами,
космонавтами, учёными. Номера им выдавались по личному распоряжению —
как руководства МВД, так и непосредственно партийной верхушки страны под
названием СССР. Отсюда и повелось “несгораемое” до сих времен желание
выступать на халяву на праздниках, посвященных, например, Дню милиции…
Сразу
после полёта Юрий А.Гагарин был одарен черной 21-й “Волгой” в
экспортном исполнении, на которой красовались номера 12-04 ЮАГ. Это дата
полёта (с которой и отмечается День космонавтики) и инициалы Гагарина.
До
1965 года в Московской области (где и располагался Звёздный городок)
существовал индекс ЮА. Сначала из двух букв, позже из трёх — поэтому
первому космонавту планеты повезло гораздо больше его коллег по цеху. У
Титова, Николаева, Поповича и Быковского остались в номерах те же буквы,
а цифры идентифицировались согласно дате полёта — 06-08, 11-08, 12-08,
14-06. Все они за полёты получали именные “Волги”.
А вот Олегу
Попову, после того как королева Англии подарила ему “Rolls-Royce Silver
Shadow” за великие заслуги в цирковом искусстве, личным распоряжением
руководства страны был присвоен номер 00-01 МОА. Это тоже случилось в
начале 60-х, хотя история говорит, что это был далеко не первый номер с
появлением трёх букв. Самый первый был выдан 25 августа 1959 г. в г.
Ярославле, и его вид был следующий: 00-04 ЯРА (непонятно, правда, куда
девались первые три цифры серии), но всё та же история умалчивает, кто
именно был обладателем данного номера.
В 1967 г. был введён
приказ об обязательной замене жёлтых и чёрных номеров с двумя буквами на
номера нового ГОСТа. Дело в том, что тогда в стране было всё запутано.
Москва имела индекс ЭО, ЭК, ЭИ и др., а область — ЮА, ЮБ и пр.
Годами
журналисты пытались разгадать феномен происхождения этих буквенных
индексов. Звонки руководству ГИБДД и в музей МВД ни разу (!) не привели к
желаемому результату. Отвечали либо “Над этой темой надо работать”,
либо и вовсе абсурдное: “Таких номеров не было”.
В нынешней
России есть один энтузиаст — Андрей Богомолов, пытающийся защитить
диссертацию и доказать, что нынешняя рус-индексация — с разделением на
регионы (от 01 до 99), флажками и незапоминающимся сочетанием букв и
цифр — является едва ли не худшей в мире, и создателя оной необходимо
предать “публичному суду”. Спросите у любого гаишника — он скажет вам то
же самое…
…Но вернёмся к “трёхбуквице”. Именно в период
60—70-х рождались комичные ситуации: у г. Фрунзе были номера ФИГ, у
Караганды — КГБ, а у “Запорожцев” при аварии тогдашние папарацци
запечатлевали номера МНИ и МНУ. Слава Богу, что руководство МВД вовремя
сообразило и запретило в приказном порядке серии ЮБИ, ЮБУ и ЮБЮ как
“неблагозвучные”.
Для того чтобы выехать за границу, необходимо
было получить временные номера серии ТУР (они были засвечены в фильмы
“Необыкновенные приключения итальянцев в России” на “шестёрке”, которая
была раздолбана вусмерть), т.к. в советских номерах присутствовали буквы
(типа “щ” и “ч”), не имеющиеся в наличии в латинском алфавите.
В
период Олимпиады-80 кому-то в МВД пришло в голову применить знаки с
буквами ОЛМ (для спецмашин) и МЕБ (для такси) — и это было сродни
революции. Впервые основным фоном стал белый цвет (по рекомендации
медиков). Тогда же появились и номера-загадки с сериями МАА и МАС.
Говорили, что это гебешные номера, но и на этот вопрос никто никогда так
и не получил ответа, хотя до сих пор на улицах города можно встретить
машины с этими знаками. Тогда же появился и еще один прикол: цифры 6 и 9
отличались различным написанием “хвостиков”. Так как знаки
изготовлялись на зонах, то заключенные чертили их как курица лапой.
Краска отскакивала после первой же зимы, и владельцев автотранспорта
штрафовали за “нечитаемость” https://vk.com/autoclub_in?z=photo-90060110_456248402%2Falbum-90060110_00%2Frev

Комментарии

Комментариев нет.