Внутри кобыза, на задней стенке, прикрепляли зеркальце, а головку украшали пучком совиных перьев.

В темноте юрты зеркальце отсвечивало от огня тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: «Нак! Нак!», и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. Такое действо подавляло психику простого, наивного степняка и диктовало ему волю высших сил, которой он должен был слепо подчиняться. В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья – Жер уюк.
Кобыз – это смычковый инструмент. Имеет сдвоенный ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём двойного полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос.
***
Существует легенда о происхождении кобыза. Эту легенду связывают с именем Коркыт ата. Легендарный отец музыки и создатель песни у тюркских народов. Коркыт не мог примириться с конечностью мира. Везде он видит смерть среди людей и даже среди природы. В лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта. Измученный одиночеством, в порыве отчаяния Коркыт выдалбливает первый кобыз.
Кобыз делается из цельного дерева, ведь в представлении тюркских народов только цельное дерево может передать его настоящий звук. И вот Коркыт вложил все свои мучения, все свои чувства в звуки кобыза. Люди были настолько впечатлены и тронуты его игрой, что и сейчас в музыке кобыза сохранилась бессмертная душа Коркыта.

Комментарии

Комментариев нет.