У казахов немере (внуками) называются только дети от сыновьей, а дети дочери называют жиен.

Это правило обосновано, тем понятием, что род и этническая принадлежность у нашего народа, как и у многих других, определяются по мужской линии. Таким образом, продолжателями рода являются немере (дети от сыновей), а дети дочерей – это продолжатели рода ее супруга, родителям жены они приходятся не немере, а жиен.
Некоторые наши современники считают, что подобным образом они обижают своих дочерей, якобы «жиен» означает родственную степень ниже, чем «немере». Что, конечно, не так.
Жиен обладает даже более привилегированным положением, чем немере. Когда жиен приезжает родственникам матери (нағашыларына) его принято всячески ублажать, исполнять все их пожелания, их нельзя наказывать (жиенге сот жоқ). Любую понравившуюся вещь, неважно дорогая она или единственная, подарят жиену.
Казахи считают, что выходя замуж, дочери тем самым сближают свои семьи, с другими казахскими аулами, родами. Такое понимание традиции «жиендік» имеет глубинный философский смысл и заключает в себе социальный аспект, ведь этот демографический институт обьединяет народ, укрепляет его единство.
Поэтому, у казахов всегда считалось, что замужняя дочь со своей новой семьей для своих родных и близких, для своего аула и своего рода – уважаемый человек, ее и ее детей всегда принимали как почетных гостей.
Источник: Айшуак Умбетали

Комментарии