1 окт 2017
БЕРДЯНСКИЕ МАЯКИ (НИЖНИЙ И ВЕРХНИЙ)
Маяки – величественные исполины побережья. Тысячелетиями они указывают путь к родным берегам, оберегают мореплавателей от опасностей прибрежных вод, дают луч надежды на спасение. В числе полутора тысяч действующих маяков мира многие десятки лет служат путеводной звездой и два бердянских маяка.
Бердянские маяки – Нижний и Верхний – старожилы города, еще живые свидетели истории Бердянска и отмечают в нынешнем году солидные даты – 179- и 140-летие. В Бердянском музее истории города экспонируются копии уникальных чертежей Нижнебердянского маяка, подлинники которых хранятся в Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике (Воронцовский дворец).
Нижний Бердянский маяк на Дальней Косе расположен на севере Азовского моря на южной оконечности Бердянской косы. Он указывает путь к Бердянскому порту, расположенному в глубине Бердянского залива.
В Бердянском музее истории города экспонируются копии уникальных чертежей Нижнебердянского маяка, подлинники которых хранятся в Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике (Воронцовский дворец).
Маяк на косе построен по инициативе М.С.Воронцова, по заданию которого инженер Травельяр выполнил проект, а инженер Сидоров воплотил идею в чертежах.
Маяк на косе был построен в 1838 году. Работы вел керченский купец Карло Томазини, наблюдал за ним подпоручик Ласкин. В навигацию 1838 года выбеленная восьмиугольная башня, с красным поясом посредине, впервые предстала в рабочем состоянии перед мореплавателями.
Маяк на косе был построен в 1838 году. Работы вел керченский купец Карло Томазини, наблюдал за ним подпоручик Ласкин. В навигацию 1838 года выбеленная восьмиугольная башня, с красным поясом посредине, впервые предстала в рабочем состоянии перед мореплавателями.
Маяк был оснащен восемью лампами с рефлекторами. В 1883 году маяк был переведен на электрическое освещение. До этого он был оснащен керосиновыми лампами. Интересный факт: в 1883 году из пяти тысяч маяков, работавших на земном шаре, только 14 имели электрическое освещение. Из них в России два — в Одессе и Бердянске.
Использовался аппарат системы Френеля III разряда. В 1889 году на маяке установили паровой гудок для подачи сигналов при плохой видимости — во время туманов и снега. 15 февраля 1911 года была проложена телефонная линия к маяку.
Использовался аппарат системы Френеля III разряда. В 1889 году на маяке установили паровой гудок для подачи сигналов при плохой видимости — во время туманов и снега. 15 февраля 1911 года была проложена телефонная линия к маяку.
В начале XX века в годы гражданской войны маяк на косе пришел в запустение. Восстановили его в 1923 году. Новый удар по Нижнебердян-скому маяку нанесла Великая Отечественная война. Он был разрушен. Восстановили маяк только в 1950 году. Выкрашенная в бело-оранжевый цвет 23-метровая башня уже 179 лет служит путеводной звездой не только морским кораблям, но и является визитной карточкой этого приморского города, правда, за свою долгую историю маяк на Дальней косе обветшал и превратился в усталого старца.
Маяк работает и сейчас. При входе в маяк расположена надпись: «Маяки — святыня морей, они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав».
14 февраля 2006 года на нижнем Бердянском маяке была установлена новейшая оптическая аппаратура фирмы "Светотехника". В чём плюсы данного апгрейда?
А вот в чём:
Маяк теперь автономный. Теперь он автоматически включается перед заходом солнца и выключается утром.
Снижено энергопотребление маяка. Используемая ранее лампа накаливания потребляла 1000 Вт
Повышенная надёжность маяка. Ресурс лампы составляет в лучшем случае 3 000 часов. Ресурс же светодиодов используемых на новой аппаратуре не менее 100 000 часов.
А вот в чём:
Маяк теперь автономный. Теперь он автоматически включается перед заходом солнца и выключается утром.
Снижено энергопотребление маяка. Используемая ранее лампа накаливания потребляла 1000 Вт
Повышенная надёжность маяка. Ресурс лампы составляет в лучшем случае 3 000 часов. Ресурс же светодиодов используемых на новой аппаратуре не менее 100 000 часов.
Из-за того, что Нижний Бердянский маяк располагался на Бердянской косе, суда, следующие в Бердянский порт, после обхода косы вынуждены были двигаться к порту через Бердянский залив, не имея чёткого ориентира.
Поэтому в 1877 году был построен Верхний Бердянский маяк.
Верхний Бердянский маяк расположен в городе Бердянск Запорожской области Украины. Он указывает путь к Бердянскому порту, расположенному в глубине Бердянского залива.
Верхний Бердянский маяк расположен в городе Бердянск Запорожской области Украины. Он указывает путь к Бердянскому порту, расположенному в глубине Бердянского залива.
В качестве источника света использовались керосиновые лампы и аппарат системы Френеля III разряда.
Ему довелось пережить ряд модернизаций, на нем было заменено керосиновое освещение электрическим, а позже был установлен радиомаяк. Он и сейчас находится в строю, освещая красным светом горизонт на многие мили вокруг.
Когда у бывалого моряка спросят, с чего начинается порт, будьте уверены, он скажет, - с маяка.
Действительно, как ни штормит море, моряки знают, что рубиновые огни укажут им безопасный путь в порт.
Действительно, как ни штормит море, моряки знают, что рубиновые огни укажут им безопасный путь в порт.
Вот видео от апреля этого года. Про старый маяк. В нём сейчас хоз. блок детского садика