30 янв 2017

Как Барнаул стал Барнеаполем

В продолжении истории барнаульского «Ковша» — легенда о том, как наш город получил прозвище Барнеаполь, а также воспоминания о гигантском подвесном мосте, обских кладах, утонувшем пароме и появлении современного Речного вокзала.
Местные развлечения
В 1950-х годах местные жители развлекались купанием и загоранием на песчаных дюнах в районе «Ковша». Вода была грязной и маслянистой, а во многих местах торчала арматура и стекло. После таких купаний многие ходили отмываться на Обь. Кстати, подростки и прочие экстремалы того времени забирались в трубу здания электростанции с внутренней стороны. Старая электростанция была построена в 1918 году, а внутри трубы находились металлические скобы. Фото 1.
В то время ещё не знали, что такое плановое отключение горячей воды, её попросту не было. Хозяйки часто приходили на «Ковш» с вещами и начинали стирать их прямо на берегу, а вода вокруг наполнялась мыльной грязной пеной. Еще одна из историй того времени гласит о том, что на песчаном берегу протоки часто находили монетки времен дореволюционной России. Местные дети их собирали, обменивались, коллекционировали, а частенько и просто выкидывали, ведь на них ничего не купишь.
Стоит отметить, что на берегу «Ковша» наблюдались такие же проблемы, как и на современной набережной.
Вокруг пристани распивали спиртное молодежь и мужчины среднего возраста, случались пьяные драки из-за того, кто с какой улицы или кому достанется понравившаяся девушка.
В общем, если пройтись по современному Речному вокзалу, то мало что изменилось. Дабы обезопасить себя от хулиганов, отдыхающие переходили на противоположный берег острова Отдыха, в то время практически голого, ещё не заросшего деревьями. Там был разбит городской пляж, а добраться туда можно было либо в обход через дамбу по Промышленной (примерно 20-30 минут по жаре), либо, как чаще всего и бывало, на паромах и лодках. Но и на пляже отдыхающих могли поджидать подчас неприятные сюрпризы. Например, писатель Владимир Коржов так описывает мошенническую схему, одного из своих знакомых:
«Валерка приносил с собой на пляж два комплекта одежды, старенькой, зачем нам, жившим по соседству, новая одежонка. Положив один комплект рядом с нашими шмотками, он прогуливался по пляжу и, присмотрев денежную парочку, раздевался рядом с ней. Нежился на солнце – прямо-таки херувимчик. Мог, разговорив соседей, завоевать их доверие. И они надолго уходили купаться, обронив: «Мальчик, пожалуйста, присмотри за одеждой!» Возвращались. Все было чин-чинарем! Деньги лежали в кармане, и они вновь, взявшись за руки, спешили окунуться в прохладной воде... Но, увы, идиллия продолжалась недолго. Симпатичный мальчуган вскоре исчезал вместе с деньгами доверчивых купальщиков.
Причем вначале подозрение на него не падало, ибо одежда его лежала на месте, могла пролежать и до вечера. Надо отдать должное, Валерка к своим жертвам относился с благородством, он никогда не изымал все деньги, а оставлял на дорогу энную сумму. Читатель, да не подумай, что Валерке на пляже перепадало много денег! Большие деньги на пляж тогда не брали, а если и брали, то стерегли, как зеницу ока!.. Орудовал он и экспромтом, что было рискованней. Валерка по-пластунски подползал к вещам, оставленным гражданами, изымал бумажную наличность. Они подходили к одежде, встряхивали брюки, убеждались, что в карманах звенит голосистая мелочь, и успокаивались. Валерка был очень щедр, он всем друзьям и знакомым давал деньги на вино, кино, лимонад и мороженое...».
Трагедия на Ковше
Естественно большая часть отдыхающих, предпочитала пересекать «Ковш» на пароме, который перевозился за счет усилий двух катеров-буксиров. Так продолжалось до июля 1957 года, пока на «Ковше» не произошла страшная трагедия. В то лето стояла небывалая жара. Зной, духота и пыль гнали барнаульцев на городской пляж. В тот злосчастный день один из катеров сломался, и паром не должен был эксплуатироваться. Но на причале находилась важная милицейская шишка, предположительно начальник городского УВД, который под угрозой больших проблем на работе, заставил водителя-моториста единственного рабочего катера везти паром на одном буксире. Уж очень ему хотелось побыстрее попасть на пляж.
Водитель проявил малодушие и, нарушая технику безопасности, повез паром, забитый людьми под завязку, через «Ковш». Дальше показания свидетелей разнятся. Кто-то говорит, что подул очень сильный ветер, другие во всем винят перегрузку (большая часть людей скопилась в районе одного из бортов), но из-за крена паром перевернулся. Вместо того, чтобы перебежать на другую сторону люди еще больше налегли на накренившийся борт…
Кстати водитель буксира, успел вовремя отсоединить катер и быстро выплыть из-под переворачивающегося судна, предоставив возможность утопающим спасаться самостоятельно. Вроде и место в Ковше неглубокое, а ширина протоки всего метров 150, да и вода стоячая, но в панике люди начали топить друг друга. Стоит отметить, что на пароме были старики, женщины, дети и даже грудные младенцы. Многие, барахтаясь в куче из людских тел, так и не смогли спастись. К ним подплывали на лодках, но в панике утопающие, цепляясь за все что можно, переворачивали их. Дальнейшая судьба начальника-милиционера, настоявшего на перевозке, неизвестна. Власти отчитались, что погибло всего 15 человек, хотя по неофициальной версии утонуло около сотни.
По воспоминаниям местных жителей водолазы еще несколько дней вылавливали трупы из протоки «Ковша»...
Примечательно, что история не попала на страницы местных газет и не озвучивалась по радио, а сохранилась лишь в воспоминания очевидцев. Родственники погибших, обливаясь слезами, винили струсившего водителя и «слугу закона».
Мост и Барнеаполь
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Вскоре по проекту ленинградских архитекторов над «Ковшом» начал строиться подвесной мост на четырех опорах. Мост был сдан в эксплуатацию через год – летом 1958 года. Фото 3.
По нему люди могли перейти на более чистый берег протоки, не боясь за свою жизнь. Многие сейчас знают забаву на Новом мосту, когда кто-то стучит камешком или ключом по железным перилам, а звук разносится на многие десятки метров. В то время забава была более экстремальной. Подростки часто раскачивали мост в разные стороны, что достаточно сильно ощущалось. За это таким «деятелям» часто попадало от взрослых. Еще одна параллель с Новым мостом. В теплую погоду, по вечерам, на нем часто стоят влюбленные пары и компании молодежи, любуясь Обью. В то время подвесной мост на ковше часто становился конечной точкой променада по Ленинскому проспекту.
Речного вокзала не было, а на это место вел мостик через Барнаулку. Большой железобетонный мост и асфальтированной широкой дорогой соединит два берега, в районе Старого базара, только в начале 1990-х годов.
Фото 4. Молодежь и парочки стояли на мосту, на левом и правых берегах протоки и также любовались водной гладью и звездами. А выпускники школ и прочих учебных заведений сделали традицией встречать рассвет на подвесном мосту. Еще, по утверждению писателя Владимира Коржова, с мостом связана местная шутка: «Паромную переправу закрыли и построили подвесной пешеходный мост через ковш.
И стали горожане в шутку говорить: Барнаул не Сан-Франциско, не Неаполь, а уж точно Барнеаполь».
Кстати, на мост в Сан-Франциско, эта переправа и правда, немного похожа. Фото 5.
На этом фото протока сильно обмелела, но угол съемки не показывает полоску воды между двумя опорами моста
В 1970 году мост закрыли. Он устарел и вскоре был разрушен. Еще одна причина закрытия всего пляжа на Ковше – ухудшение экологической ситуации. В протоке нашли не то кишечную палочку, не то иную заразу. Люди искренне возмущались решением властей лишить их моста и пляжа и, несмотря на запреты, продолжали ходить на тот берег в обход по ул.Промышленной или купались на левой стороне или в Оби. Лишь в 1980 году в Барнауле появится новый оборудованный пляж «Лесной пруд», который закроют на рубеже веков.
До наших дней от подвесного моста сохранились только опоры. Для этого времени года (конец мая) вода в протоке стоит еще слишком высоко. На середине есть еще одни опоры, которые «обнажаются» ближе к осени. Фото 8,9.
А что сейчас?
Современный Речной вокзал стали готовить в 1969 году. Для начала на его месте укрепили берег и начали рыть котлован под фундамент. Затем 11 сентября 1970 года главный архитектор Барнаула В. Казаринов представил проект нынешнего Речного вокзала. Работы по возведению комплекса зданий начались в конце 1972 года. В 1977 году плитами укрепились набережные Оби и Барнаулки. В 1985 Речной вокзал был сдан в эксплуатацию. В этом большая заслуга тогдашнего главы города (в то время эта должность называлась «Председатель Горисполкома») Барнаула Анатолия Мельникова. Именно он смог выбить финансирование нашего города в Москве.
Сейчас справа от бывших пляжа и пристани на Ковше тянется заросший деревьями остров Отдыха, с не очень хорошей экологической обстановкой. Слева крутой берег и малоэтажные дома, со складами и возвышающимся элеватором. В самой протоке речники ремонтируют суда и некоторая часть плавсредств пережидает здесь зиму. Стоячая вода играет негативную роль для экологии, протока достаточно грязновата, по берегам полно бытового мусора.
Говорят, что на дне много железа, мазута, проволоки, болтов и прочих радостей от судоремонтников. Загрязнение постепенно надвигается и на основное русло Оби. Была идея убрать дамбу и сделать «Ковш» опять проточным, но вскоре от нее отказались и, вроде как, намерены застроить остров Отдыха. Убирать дамбу затратно, да пожалуй, и не нужно. Может получится, что хотели как лучше, а вышло.
Источник: Барнаул фм

Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483630752
Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483630496
Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483630240
Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483629984
Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483629728
Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483629472
Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483629216
Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483628960
Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483628704
Как Барнаул стал Барнеаполем  - 851483628448

Комментарии