20 июн 2019

Моральное воспитание ребенка

Есть ли способы сделать агрессивного ребенка доброжелательным, а жадного – добрым? Возможна ли вообще технология обучения моральному поведению? С этой проблемой сталкиваются все взрослые.
Для детей 2-3 лет другой ребенок – это всего-навсего движущийся объект, вроде кошки или игрушки на батарейках. Его можно толкнуть, наступить на него, чтобы подобраться к чему-то поближе, а отобрать у него яркую игрушку – это уж само собой.
Беспомощность родителей, бабушек и дедушек, воспитателей детских садов, перед такого рода проблемами обусловлена их психологической неграмотностью. Мы чувствуем, что моральное воспитание – особая, тонка сфера, но опереться нам не на что, и мы поступаем единственно доступным нам способом: начинаем учить «правильному» поведению точно также, как учим читать, считать, чистить зубы.
Преподносим правила: нельзя толкаться, разрушать чужие постройки, брать чужое, лезть без очереди, потом требуем его немедленного и неукоснительного исполнения, кричим от беспомощности, от полного непонимания, что же со всем этим делать дальше.
Что же делать? Необходимо взглянуть на малышей другими глазами с тем, чтобы понять психологические мотивы их поступков, которые нам не нравятся.
Вот малыш идет в сад, он попал в новую для него обстановку, да еще лишился привычной опоры и защиты мамы, бабушки, близкого взрослого.
Двух – трехлетнему ребенку надо усвоить многое: как и куда, складывать одежду, где сидеть, куда идти – в этом множестве новых правил моральные для него никак не выделены, он вообще не в состоянии понять, в чем дело. Он толкает другого ребенка не потому, что зол и агрессивен, а только потому, что тот мешает пройти куда-то; он выхватывает у соседа яркую игрушку не от жадности, а только потому, что та привлекла его внимание.
На этой стадии главная задача взрослого – пересечении агрессии и насилия детей по отношению друг к другу. Это вполне в силах взрослого, поскольку ребенок полностью ориентирован на него. Можно вовремя строго сказать: «Прекрати!» — и порядок тут же будет восстановлен. Но обратите внимание, что он и дальше будет восстанавливаться при непосредственном вмешательстве взрослого.
А можно, надев на палец бумажный колпачок с унылой физиономией, покачать им с горестным «Ай – ай» и тут же объяснить: пальчик сердится, потому что… Затем сменить колпачок, показав, как пальчик улыбается, довольный тем, что порядок восстановлен. И Вы увидите, как ребенок, радостно перенимая предложенный образец, качает пальчиком и говорит: «Ай – ай», - другому малышу в том случае, когда нарушено правило.
Таким образом, дети начинают обращать внимание друг на друга и усваивают первые моральные законы взаимодействия. Пальчик не только останавливает «насилие» — но обращает внимание каждого на «жертву», учит сострадать ей.
С трех лет начинают формироваться сложные психические процессы, определяющие, каким станет малыш, когда вырастет: начинает развиваться Образ – Я, составляющий ядро личности. Важно, чтобы этот образ содержал положительные черты, с которыми впоследствии будет связана адекватная самооценка, необходимая для полноценного психического развития.
Данные задачи не такие сложные, как кажутся на первый взгляд, но только пока мы имеем дело с малышами, абсолютно доверяющими взрослому, пластичными, готовыми все воспринимать и меняться – если, конечно, взрослый будет правильно вести себя с ними.
Помочь детям по-настоящему увидеть себя может коллективное рассматривание семейного альбома, когда я был маленький, я был…
© 2019 Мой малыш
#растёмвместе #подгузники #Happy

Комментарии

Комментариев нет.