"Разбор полетов".

Очередная запись в блоге afirsov.livejournal.com по теме освоения Корпусом морской пехоты США истребителей F-35B. Как всегда - с иронией и любовью к нашим заокеанским партнёрам

«Как известно» (с) в июле 2015 г. Корпус морской пехоты США объявил о достижении боевой готовности своих новых истребителей F-35B (точнее – IOC – «первоначальной операционной/боевой готовности»), которая последовала за «успешным» окончанием «операционных испытаний №1», проведенных на борту УДК «Уосп» двумя месяцами ранее.
Однако традиционно свою ложку дегтя на этот «торт» налил директор службы испытаний и метрологии Пентагона (DOT&E), предоставив свою «памятную записку» с «разбором полетов».

В принципе, что может быть простого, провести подобные испытания: погрузил полдюжины истребителей на УДК и провел полеты по условному плану боевого применения в течение нескольких дней. Это если техника работает нормально. Нет, безусловно, КМП и «Локхид» подготовились как смогли: с борта УДК убрали авиационную группировку – 20 вертолетов с персоналом, чтобы «не мешались под ногами», завезли до 80 гражданских технических специалистов, поставили на уши комплектаторов, чтобы по первому «зеленому свистку» доставляли необходимые запчасти, на что КМП выделил несколько конвертопланов MV-22.

«Ничего себе, хороши «условия максимально приближенные к боевым»! - возмущается Главный метролог Пентагона, - Вы такое в реальной боевой обстановке представляете?» Не, одно дело сгонять конвертоплан в Техас от берегов Верджинии, а, например, что будете делать в Южно-Китайском море?
Ладно, абстрагировались. Пусть это не берега Верджинии, а Джорджии (которая за океаном). Но испытания сразу начались весело: хотя КМП специально отобрал самолеты получше, чтобы не иметь лишних проблем с обслуживанием плохо работающей топливной системы на истребителях, по прибытии на «Уосп» от одного из истребителей сразу отлетела «какая-то железяка» (стопорный штифт из сопла двигателя). «И тогда их стало пять». Вскоре еще один самолет после выполнения первого же запланированного полета дал кучу отказов, после чего на все время испытаний превратился «в тренажер для подготовки технического персонала» (с). «И стало их четыре»... Считалочка закончилась на двух – фактически всю программу испытаний отлетали только два истребителя из шести. Средняя операционная готовность самолетов «полуэскадрильи» составила 50%, вместо 80%, которые требовал Главный метролог.

План полетов удалось выполнить только на 70%. Но какой ценой!
Технический персонал дневал и ночевал у самолетов. Когда у одного из истребителей вышел из строя топливный насос, в соседний штат послали MV-22 (хорошо не из Южно-Китайского моря). Насос доставили. «Таки думаете, что он работал? Таки ошибаетесь», - ехидничает доклад. Следующий «Оспрей» (час полета – 86 тыс. долл) послали за ТРЕМЯ насосами, чтобы хоть один из них работал.
На отказы локаторов, оптикоэлектронных систем и радиооборудования никто просто внимания не обращал: «Вы, что тут, стрелять собираетесь?» - истребитель еще не сертифицирован на применении средств поражения (из пушки стрелять будет только лет через пять!). Ага, испытания приближенные к «боевым»! Летает, ну и ладно!

Отдельные «добрые» слова, как и ожидалось, заслужила автоматизированная система подготовки к полету и обслуживания истребителя. Как всякая современная «компьютерная игра программа», F-35B в процессе своей «жизнедеятельности» генерирует уйму «полезной» информации для дальнейшего анализа. Поток за один полет в 400-800 Мб (где знаменитое «1 Мб должно хватить»? (с) Оказалось, что скачать эту информацию с бортового компьютера в приемлемые сроки не возможно. Как только не парились: подключались к бортовой компьютерной сети УДК, сходили на ближайшую базу КМП, попробовали тамошние «Эпл» II компьютеры. "Нифигаська!. Взяли оборудование, поехали в ближайший город, и там, используя коммерческий Wi-Fi (барабанная дробь!) записали информацию на CD! Вернулись на УДК. Оказалось, что часть файлов пропала (ушли на китайский IP?), а остальные не грузились в базы данных для необходимой обработки. Прелестно: загрузка осуществлялась ночами, удаленно системными операторами из офисов «Локхида» и Штаб-квартиры программы (рыдать здесь).

В общем вывод Главного метролога: КМП и «Локхид» сами себе придумали условную дату, которую «успешно» достигли и с помпой отпраздновали! То, что вопреки громким заявлениям самолеты не боеспособны, стало очевидным хотя бы из того факта, что на свою базу на Окинаве F-35B не отправятся до конца 2017, а на УДК они появятся не ранее 2018 г., когда собственно можно будет говорить об «ограниченной боеготовности». Полная боеготовность же официально ожидается аж в 2022 г, когда не то что «падишах» - два «падишаха» уйдут (Обама и его сменщик), ну и большинство активных «участников регаты» спроводятся на почетную пенсию.

PS. Тут подумалось, а чегой-то «начальник пробирной палаты» Пентагона – Микаель Гилмор так не любит «Локхид-Мартин», аж кушать не может? Глянул в биографию: ба, да он в расцвете сил работал на «МакДоннелл-Дуглас»! Видать с тех пор мечтает бывших конкурентов из «Локхида» видеть в гробу, в белых гамашах...

Комментарии