Слово «вайнах» состоит из двух частей: «вай» («мы») и «нах» («люди»);
«вай нах», т.е., означает «мы – люди» («мы – люди (народ) эздела»).В том значении, которое принято в науке – обозначение двух родственных народов – Ингушей и чеченцев, слово «вайнах» впервые начали применять Заурбек и Дошлуко Мальсаговы в 30-х гг. ХХ в., которые выдвинули и пытались реализовать идею о едином чечено-Ингушском языке и народе. Чеченцам этот термин ранее не был известен, он применялся только среди Ингушей. Позже, этот термин получил распространение среди чеченцев во время выселения в 1944-1957 гг. Но даже сегодня чеченцы между собой не употребляют этот термин. Ингуши его употребляют наравне с термином «г1алг1ай» («ингуши»). Ингушские старики всегда в разговоре разделяют понятия «вайнах», подразумевая под ним только ингушей и «нохчи» («чеченцы»). Чеченцы сами себя называют только «нохчи».К «вайнах» относятся локальные группы ингушского народа кхаькхалхой, дж1айрахой, фаьппий, орстхой, аьккхий, маьлхий, наьсархой. В древности к «вайнах» относились дугорой (дигорцы) и доалой (двалы), «вайнах» не может распространяться даже на всех Ингушей. Вайнах могут называться только те, кто придерживается ингушского эздела.Человек, не имеющий эздел, «не взвешивающий», отдаляется от Бога. Эздел делает человека высшим созданием Бога, потому что эздел основан, в первую очередь, на уважении человека. Уважать другого человек может только тогда, когда уважает самого себя. А человек, уважающий себя – это тот, кто соблюдает заповеди Бога.Человек, имеющий эздел, это человек, который все взвешивает – каждый свой шаг, каждое свое слово, каждую свою мысль.Особенно важно взвешивание свои.
BERZLOY
Слово «вайнах» состоит из двух частей: «вай» («мы») и «нах» («люди»);
«вай нах», т.е., означает «мы – люди» («мы – люди (народ) эздела»).В том значении, которое принято в науке – обозначение двух родственных народов – Ингушей и чеченцев, слово «вайнах» впервые начали применять Заурбек и Дошлуко Мальсаговы в 30-х гг. ХХ в., которые выдвинули и пытались реализовать идею о едином чечено-Ингушском языке и народе. Чеченцам этот термин ранее не был известен, он применялся только среди Ингушей. Позже, этот термин получил распространение среди чеченцев во время выселения в 1944-1957 гг. Но даже сегодня чеченцы между собой не употребляют этот термин. Ингуши его употребляют наравне с термином «г1алг1ай» («ингуши»). Ингушские старики всегда в разговоре разделяют понятия «вайнах», подразумевая под ним только ингушей и «нохчи» («чеченцы»). Чеченцы сами себя называют только «нохчи».К «вайнах» относятся локальные группы ингушского народа кхаькхалхой, дж1айрахой, фаьппий, орстхой, аьккхий, маьлхий, наьсархой. В древности к «вайнах» относились дугорой (дигорцы) и доалой (двалы), «вайнах» не может распространяться даже на всех Ингушей. Вайнах могут называться только те, кто придерживается ингушского эздела.Человек, не имеющий эздел, «не взвешивающий», отдаляется от Бога. Эздел делает человека высшим созданием Бога, потому что эздел основан, в первую очередь, на уважении человека. Уважать другого человек может только тогда, когда уважает самого себя. А человек, уважающий себя – это тот, кто соблюдает заповеди Бога.Человек, имеющий эздел, это человек, который все взвешивает – каждый свой шаг, каждое свое слово, каждую свою мысль.Особенно важно взвешивание свои.