Мемуары Георгия Данелии, которые читаются взахлёб: «Безбилетный пассажир» и другие

Советский кинорежиссёр Георгий Данелия написал несколько книг. Самые известные и любимые — мемуары «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьёт до дна» и «Кот ушёл, а улыбка осталась». Изначально книги издавались отдельно, поскольку это совершенно самостоятельные издания. Потом тиражи разошлись. Когда я узнала, насколько хороши мемуары Данелии, купить смогла только «Кошмар на цыпочках», который включал все три книги под одной обложкой. На тот момент я не знала, что это сокращённое издание. Конечно, оба издания хороши по-своему. Тем, кто предпочитает более краткий вариант, 3 в 1, подойдёт «Кошмар на цыпочках». А для тех, кто любит «с чувством, с толком, с расстановкой», в том виде, как это было изначально написано, нужен полный вариант. Трёхтомник. Я рада, что начала читать книги Георгия Данелии в полном издании. Сейчас вам их покажу и кратко о них расскажу.
Мемуары Георгия Данелии, которые читаются взахлёб: «Безбилетный пассажир» и другие

«Безбилетный пассажир»

Первая книга мемуаров Данелии — «Безбилетный пассажир» — начинается со времени, когда решалась его профессиональная судьба.
«Безбилетный пассажир»
Поскольку блат у семьи был в то время во ВГИКе (семья киношная: мама — Мери Анджапаридзе — работала вторым режиссёром, тётя — Верико Анджапаридзе, актриса, её муж — Михаил Чиаурели — режиссёр и актёр, их дочь — Софико Чиаурели — актриса), о нём и пошла речь. Но Георгий поступил по-своему. За компанию с приятелем пошёл в архитектурный институт. Впрочем, судьбу не обманешь...

Данелия, можно сказать, вырос на съёмочной площадке. Генетика и талант сделали своё дело. История поступления на режиссёрские курсы смешная до слёз. Я так смеялась, когда читала, что муж заинтересовался, что там такого смешного. Стали читать и смеяться вместе. Тексты Георгия Данелии обаятельны и понятны. Их вкушаешь с удовольствием. Это, наверное, одно из самых приятных и уютных чтений.
«Безбилетный пассажир»
Если вы будете знакомиться с аннотациями к книгам Данелии, то обратите внимание, что всё в них привязано к тому, какой период творчества описан в той или иной книге, какие фильмы были сняты в эти годы. Всё так. И о фильмах идёт речь и об актёрах, которые в этих фильмах снимались. НО, поверьте, далеко не только это. Данелия описывает эпоху, в которую жил. Всё, что происходило с ним, неразрывно с этим связано.

Читая мемуары Данелии, я постоянно вспоминала мемуары Эльдара Рязанова. И пришла к выводу, что мемуары режиссёров очень сильно отличаются от чьих-либо иных мемуаров. Знаете, почему? Потому что читая о фильмах, актёрах, режиссёрах, мы все так или иначе понимаем, о чём идёт речь, открываем тайны и загадки давно знакомого. И в некоторой степени все эти мемуары о нас самих, о том, что мы давно любим, но знаем лишь частично.

Три книги мемуаров — это условно три этапа творчества режиссёра. Да, возможно, что-то в книгах перекликается. Но зато каждая из них самостоятельна для чтения.

В первой книге, «Безбилетный пассажир», автор рассказывает о своих ранних, но уже успешных профессиональных годах и фильмах, начиная с начала 1960-х и заканчивая 1970-ми: «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй!», «Джентльмены удачи» и проч.

В следующих книгах тональность рассказа меняется. С воздушно-лёгкой (комедийной) на более серьёзную, зрелую (трагикомедийную).

«Тостуемый пьёт до дна»

Годы шли, копились опыт и мастерство, но копились и разочарования. Данелия мечтал снимать серьёзное, драматическое кино. Но ему не давали. По разным причинам. В книге «Тостуемый пьёт до дна» режиссёр рассказывает как не снял «Хаджи-Мурата», «Преступление и наказание», «Мёртвые души», «Мастера и Маргариту», «Гекльберри Финна».

В случае с тем же «Хаджи-Муратом» для начала съёмок было готово всё, абсолютно всё (сценарий, актёры, места съёмок и т.д.), но в самый последний момент картину закрыли. Причину узнать так никогда и не удалось, даже очень влиятельным друзьям Данелии. Жаль, что у каждого режиссёра (да и актёров) была своя ниша. И то, что давали снять Калатозову, не давали снять Данелии.
«Тостуемый пьёт до дна»
Во второй книге Данелия рассказал о съёмках «Мимино», «Афони», «Осеннего марафона», «Кин-дза-дза». Временные грани между событиями, описанными в книгах, довольно размытые. «Тостуемый пьёт до дна» это примерно 1975—1980-е годы.

Есть в этой книге и драматичные воспоминания. Одно из них, самое страшное, — гибель в 1985 году при невыясненных обстоятельствах сына Георгия Николаевича и его гражданской жены актрисы Любови Соколовой. Николаю было всего 26 лет.

«Кот ушёл, а улыбка осталась»

Третья книга — «Кот ушёл, а улыбка осталась» — рассказывает о периоде с 1990-го по 2013 год. Достаточно перечислить фильмы, снятые в это время, как картинка складывается сама собой: «Паспорт», «Настя», «Орёл и решка», «Фортуна», мультфильм «Ку! Кин-дза-дза». Сложные годы в жизни страны и в жизни режиссёра. Годы, когда выживали люди, когда выживал кинематограф

Как я вам уже говорила, фильмы Данелии и время, когда они снимались, — это всё в какой-то степени о каждом из нас, о нашей жизни, в которой было и есть место всему — улыбке и счастью, любви и дружбе, разочарованиям и ностальгии.
«Кот ушёл, а улыбка осталась»
Георгий Данелия был человеком позитивным. Все жизненные и творческие перипетии он описывает в своих заметках-воспоминаниях без злобы. Были непростые времена, были и люди, которые предавали. О таких людях он не пишет сознательно. Он хотел, чтобы и после его ухода его вспоминали с улыбкой.

И вам, наверное, интересно, писал ли в своих книгах Данелия о личной жизни? В книге «Безбилетный пассажир» есть главка, которая так и называется «О личной жизни». Она столь мала, всего пять строчек, что я приведу её здесь полностью.
«Кот ушёл, а улыбка осталась»
Ну а я хочу вам сказать, что это всё, что я могу сказать о мемуарах Георгия Данелии. Сказанного достаточно. А пересказывать воспоминания — бессмысленное занятие. Их надо читать самому.

***

Друзья, в ближайшее время на канале стартуют Рождественские чтения. Будем читать добрые, уютные книги. И рассказать о книгах Георгия Данелии я решила не просто так. Они идеально подходят для таких чтений.

Евгений Леонов, рассказывая о работе с Георгием Данелия, говорил о нём так:
«Кот ушёл, а улыбка осталась»
P.S. В ближайшие дни сниму для вас ролик, в котором покажу эти книги нагляднее.

А вы читали мемуары Данелии?

Комментарии

Комментариев нет.