Память чувства.

Online-беседа «Мастер образного перевоплощения» к 100-летию со дня рождения Д.Ю. Баниониса, советского литовского актёра театра и кино, режиссёра.

Имя актера Донатаса Баниониса очень известное в мире кинематографа. Его яркие образы и сегодня помнят телезрители и поклонники театрального искусства. Каждая его роль была уникальной, живой и эмоциональной.
Будущий актер родился 28 апреля 1924 года в литовском городе Каунасе и с детства тяготел к творчеству. Отец его был портным, и хотя вместе с женой поддерживал начинания сына, но видел его в первую очередь ремесленником. Банионис поступил в училище, где изучал гончарное дело. Но тяга к искусству была столь велика, что 14-летний Донатас не мог удержаться от того, чтобы попробовать свои силы в театре.
Но поначалу его туда не приняли, и тут не обошлось без удачи — в 1941 году друг познакомил Баниониса с известным театральным режиссёром Юозасом Мильтинисом, и тот принял юношу на должность актёра-кандидата.
В 1944 году годы, Банионис оканчивает актёрскую студию при Паневежском театре Мильтиниса и становится профессиональным актёром.
Вскоре он оказывается в кино: в 1947 году попадает в массовку на съёмках киноленты «Марите». Однако серьёзные роли он стал получать значительно позже — лишь в конце 50-х годов. А признание пришло к нему после фильма Витаутаса Жалакявичюса«Никто не хотел умирать» (1965). Банионис считал ее одной из лучших в своей карьере. Годом позже Банионис не затерялся в блестящем ансамбле фильма «Красной палатки» Михаила Калатозова, где его партнёрами былиПитер Финч, Шон Коннери, Клаудиа Кардинале, Юрий Визбор.
Пик карьеры литовского актёра пришёлся на семидесятые годы, когда он сыграл множество разноплановых ролей, полюбившихся советским зрителям. В военном фильме «Командир счастливой "Щуки "» Банионис перевоплотился в капитана советской подводной лодки.
В биографических драмах «Гойя, или Тяжкий путь познания» и «Бетховен — дни жизни», снятых в ГДР, он примерил на себя образы испанского живописца и немецкого композитора.
Когда он ехал в Ленинград на пробы фильма «Мертвый сезон», то почти не надеялся на то, что его утвердят – главный герой казался супергероем, а Банионис так не выглядел. История советского разведчика в фильме «Мертвый сезон» была основана на реальных событиях – прототипом главного героя стал работавший в Великобритании разведчик Конон Молодый, легенда советских спецслужб. Именно он и настоял на кандидатуре Баниониса, заявив, что разведчик так и должен выглядеть, чтобы не бросаться в глаза, – неприметный и невзрачный персонаж, а не красавчик-супергерой. На пробах Банионис «очеловечил» разведчика, и вместо шпионского боевика фильм получился историей о личной драме человека, который оказался между родиной и чужбиной.
Донатос выучил русский язык, но говорил с акцентом и его всегда дублировали другие актеры.
Талант Баниониса смог раскрыть Андрей Тарковский, пригласивший его на главную роль в фильме «Солярис».
Съемки у Тарковского дались ему очень тяжело. Режиссер хотел, чтобы актер «жил в кадре». Ему даже не дали прочитать до конца сценарий и он долго не мог уловить сути своего образа. Однако результат получился блестящим. «Солярис» в Каннах получил Гран-при, а Банионис – мировую популярность.
Всего в фильмографии Баниониса – около 80 ролей, из них только 5-6 он сам считал настоящими творческими вершинами.
Их могло бы быть намного больше, но в последние годы жизни он часто отказывался сниматься, жалуясь на здоровье.
Когда умер Мильтинис, Банионис не стал цепляться за свои роли, переехал к сыну в Вильнюс. Он прожил честную и красивую жизнь в любимой профессии.

Комментарии

Комментариев нет.